Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№39 от 17 июля 2009 года

Вернуться к главному  
 

События недели

Жизнь длиною в целый век

Ровно 10 лет назад, 16 июля 1999 года, «КВ» опубликовал материал «От Москвы до Берлина по шпалам...» - о 90-летнем ветеране войны Владимире Михайловиче Яновском. На память о нашей встрече мы сфотографировали воина Великой Отечественной на балконе его квартиры на Якорной, где он с гордостью показал нам плоды своего увлечения на пенсии - великолепные помидоры, и пожелали ему здоровья и долгих-долгих лет жизни. Прошло 10 лет. Все эти годы Владимир Михайлович был преданным подписчиком нашей газеты. И вот мы вновь у него в гостях. На 100-летнем юбилее.


Владимир Михайлович Яновский с внуком Андреем

Железная дорога как путевка в жизнь

Память у кронштадтского долгожителя прекрасная, голова светлая, и воспоминания о жизни - как главы из учебника истории.
Родился в 1909-м на Украине. В 1925-м семья переехала в Башкирию. В том же году, в 16 лет, не думая-не гадая, что избирает свою судьбу, начал работать весовщиком на маленькой железнодорожной станции. Затем - служба в армии. После армии опять пришел на железную дорогу. В 1934 году поступил в Высшее военное железнодорожное училище в Москве. После окончания в звании лейтенанта был отправлен вначале в Могилев, а затем - в социалистическую Монголию - налаживать железнодорожное сообщение в диких монгольских степях, где кроме верблюдов, никакого транспорта, по его словам, в то время не знали. В Могилев уезжал уже с молодой женой Ольгой. Познакомились в Москве. Ольга была студенткой полиграфического техникума. Поженились в 1937-м. В 1938-м, в Могилеве, родился сын Игорь.
В Улан-Баторе советские друзья построили для самых первых своих братьев по соцлагерю промкомбинат, в 50 километрах от города нашли топливо, к залежам угля подвели железную дорогу, ну а движение на этой дороге наладить выпало на долю Яновского. Там, в монгольской юрте, по дороге к месту службы, у Яновских родилась младшая дочь Тамара. Старый монгол первым сообщил молодому отцу радостную весть: «Хухан, хухан!», что значит, «девочка, женщина». Отец Тамару частенько так и звал потом: «Хухан!».

От Москвы до Берлина по шпалам

В 1939 году принимал участие в боевых действиях на Халхинголе. В 1940-м переведен из Монголии на Тихоокеанский флот - создавать подвижные береговые батареи...
В войну - такова специфика железнодорожных войск - воевал на разных фронтах: Калининский, 3-й Украинский, 2-й Украинский, 4-й Украинский и, наконец, 1-й Украинский. Восемь боевых наград, из них - три ордена.
В чем заключалась задача железнодорожных войск? В наступлении - обеспечить всем необходимым тех, кто впереди. Военные железнодорожники идут по стопам наступающих, формируя по шесть эшелонов: два - с боеприпасами, два - с горючим и два - оперативника. Здесь же - раненые в палатках. Их надо вывозить сразу, это еще два санитарных поезда в сутки - туда-сюда. «Вот и представьте сложность боевой задачи», - рассказывает Владимир Яновский.
При отступлении задача железнодорожных войск - идти самыми последними и все уничтожать: необходима полная ликвидация важнейшего стратегического объекта - железной дороги: рельс, насыпей, шпал, связи, железнодорожных коммуникаций, электроснабжения, мостов.
Идти необходимо со скоростью 5 км/час. «Представляете, с какой скоростью нужно работать?», - задает вопрос профессионал высокого класса, военный специалист Яновский.
- Наверное, больно было разрушать то, что строилось годами, уничтожать достояние страны? Больно и обидно?
- Нет. На фронте этими категориями - «больно, обидно» - не оперируешь. Нужно все уничтожить, не медля ни минуты, потому что, если не разрушишь - погибнут тысячи, десятки тысяч людей, стратегическими коммуникациями воспользуется враг. В этот момент один стоит вопрос: как скорость разрушения держать? Способов много. Подрывание взрывчаткой, червяком (из рельс делается петля, которую тянет паровоз), при этом срывается все: костыли, шпалы, рельсы превращаются в «макароны»; уничтожение плугом, распахивающим насыпь, к которому привязываются линии связи, и все это паровоз тащит - ломаются столбы, связь путается так, что никогда ее потом не восстановишь. Это тяжелый труд...
Владимир Михайлович освобождал Польшу, Румынию, Чехословакию. В 1945-м, 9 мая, расписался на Рейхстаге...
После войны закончил в 1949 году Академию тыла и транспорта в Ленинграде. Служил на береговых укреплениях Красной горки и Кронштадта. После демобилизации работал в военкомате и в тылу, преподавал в филиале СЗПИ в Кронштадте. Выросли сын и дочь, два внука - Александр и Андрей, и три правнучки. За время воинской службы Яновский - редкий случай - несколько раз защитную форму менял на черную и, наоборот, то есть, дважды побывал в сухопутных войсках и дважды - в военно-морских (специфика железнодорожная - посылали туда, где нужен).
...Я прошу его рассказать о мае 45-го. Интересно, что написал он тогда на стене имперской канцелярии? Какие слова родились в душе солдата-победителя?
- В момент самого штурма Берлина, - рассказывает Владимир Михайлович, - я находился в 34 километрах от него, это как Петергоф от Ленинграда. В Берлин мы попали уже после его падения. Весь центр в руинах. Ни одного уцелевшего дома. Метро разрушено. Бранденбургские ворота разбиты, бревнами подперты. Парк дымится. А Рейхстаг еще горел, на самом верху огоньки теплились, и головешки падали. Пошли смотреть. Чиновники там еще сидели немецкие, про Гитлера нам рассказывали якобы удрал он на самолете со своим летчиком-полковником с потайного аэродрома. О том, что он отравлен или убит, они не говорили, уверены были, что скрылся фюрер.
Всем непременно хотелось автограф свой в фашистском логове оставить. Дошли-таки до него! Радость-то какая! Победа! Расписывались - кто где. На стенах, на колоннах, даже на потолке - столы приставили, потому что места уже нигде не было. Ну и я написал: «От Москвы - до Берлина. 9 мая». Коротко и ясно. И подписался: «Владимир Михайлович Яновский».

Секрет долголетия

Четырнадцатого июля, в 12.00, 100-летний ветеран Великой Отечественной войны принимал гостей. Поздравить его пришли представители Муниципального совета и Местной администрации города Кронштадта, районной администрации, Совета ветеранов, военкомата, а также - студенты СЗТУ, где он когда-то преподавал, со своим руководителем. Цветы, подарки, поздравления, пожелания здоровья и, конечно же, - долгих-долгих лет жизни. До новых юбилеев!
А секрет долголетия у Владимира Михайловича прост:
- Я никогда не пил, не курил, и, самое главное, всегда по-доброму относился к людям, никому никогда не желал зла. Это очень важно - любить людей...

Анна МАКАРОВА
Фото Владимира БАБИЧА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru