Из военного патруля
в участковые
Этот Первомай объединил не только пролетариев
Панчин принес фотографии для «Истории кронштадтской милиции»,
которую дописывает Сучков
Да разве это не я?
Михаил Григорьевич Панчин. Подполковник милиции в отставке, участник боевых действий. Один из ветеранов Великой Отечественной и ветеранов органов внутренних дел Кронштадта. В этом году 17 апреля впервые отмечался День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, и Михаил Григорьевич по приглашению руководства пришел на Ленина, 20. Начальник Штаба Николай Петрович Сучков, работающий над историей кронштадтской милиции, развернул перед ветераном альбом. С надеждой заполнить белые пятна. Знаменитая групповая фотография 1967-го, юбилейного для кронштадтской милиции, года. Почти 70 человек. В прошлом году многие фотографии подписали с помощью Лидии Павловны Фроловой. Сегодня лица изучал Панчин.
- Первый в третьем ряду, - не помните, Михаил Григорьевич?
- Да разве это не я?
Так Михаил Григорьевич Панчин собственноручно подписал свою фотографию в альбоме «История кронштадтской милиции».
Юнцы хотели на фронт
Жил в колхозе, до которого не докатилась война. Канонада, выстрелы, самолеты. И много тяжелой крестьянской работы. Когда в ноябре 1943-го года Михаила Панчина призвали в Армию, потому что ему исполнилось 17, он был счастлив. И неважно, что новобранцев увезли в противоположную от линии фронта сторону - на границу с Маньчжурией, в Забайкальский военный округ. В 43-м ждали нападения со стороны Японии. Советская армия шла с боями на Запад, а солдаты стрелкового полка так и не увидели ни одного японца. До января 45-го они томились в 67-м запасном стрелковом полку.
Наконец стали набирать желающих в маршевые роты - все хотели на фронт.
Молодые бойцы надели новые английские зеленые шинели, погрузились в теплушки и отправились на Западный фронт. Москва, Кёнигсберг, Польша. Остановились под Вроцлавом, на границе Чехии и Польши. Там и узнали о капитуляции фашистской Германии.
- Выскочили из траншеи, а немцы по нам из пулемётов... Германия капитулировала, а здесь нет. На следующий день начали преследовать гитлеровцев по Карпатам.
На Стадионе имени Ворошилова. Панчин слева в форме
Из военного патруля в милицию
Для этих юнцов война не была такой кровавой, как для их старших братьев и отцов, но закончилась нескоро. В Будапеште в 1947 году. Почти три года вместе с полицейскими патрулировали улицы венгерской столицы. Здесь Панчин получил звание ефрейтора и узнал о смерти матери. На похороны его не отпустили. И только когда полк перебросили в Ужгород, поехал поклониться могилам родных на родину в Среднее-Высокое Калининской области. В 1950-м он вновь приедет сюда после демобилизации. Но не надолго - получит документы и переедет сначала в Ленинград, а потом в Кронштадт.
Шесть с половиной лет срочной службы, военный опыт и опыт по наведению порядка на освобожденных от фашистских войск территориях подвели Михаила Панчина к службе в рядах советской милиции.
В 1950-м году он стал постовым милиционером в Ленинграде в 21-м отделении милиции возле Финляндского вокзала. Через год поступил в школу милиции в Каунасе, через два женился, и уже с женой Елизаветой Андреевной приехал жить и работать в Кронштадт. Участковым милиционером.
- В Будапеште патрулировал улицы. Там было опаснее, чем на фронте, потому что стреляли из-за угла. В Кронштадте продолжил службу по наведению порядка. Тоже приходилось патрулировать вместе с военными. Опорный пункт для участковых милиционеров не предполагался. Даже стула посидеть не было. Автопарк - всего две машины: у начальника и черный «воронок»...
Из милиции в полицию
- Не обидно, Михаил Григорьевич? Столько лет служили в советской милиции?
- Да ведь обязанности останутся те же самые.
- А Ваши сыновья? Берут с Вас пример?
- И да и нет. Оба стали военными, закончив «Поповку». Сергей Михайлович - капитан 1-го рангв в отставке, а Вячеслав Михайлович - капитан 2 ранга. Еще служит. Внук Сергей Сергеевич Панчин - тоже выпускник «Поповки». Он старший лейтенант и служит в Североморске.
- Наверное, Вы очень строгий, раз вырастили столько настоящих мужчин?
- Не строгий. Душа у меня добрая.
С ветераном Великой Отечественной на Ленина, 20 встречалась Надежда РЫБАКОВА
Фото автора и из архива семьи Панчиных
|