- Ваша инициатива, Андрей, трогает до глубины души...
- Это же наше прошлое, Вадим Германович,
без него нет будущего
Маратовцам посвящается...
В Санкт-Петербурге и Кронштадте прошли съемки сюжета «Моряки не сдаются. Линкор «Марат» - залпы в бессмертие». В сентябре 2011 года, к 70-летию подвига моряков-маратовцев, он будет показан на телеканале «Россия» в «Военной программе» Александра Сладкова. Это совместный проект центрального телевидения и Центрального Военно-Морского портала www.flot.com. Идею проекта придумал офицер ЛенВМб, капитан 3 ранга, заместитель командира по учебной работе УК «Перекоп» Андрей Краснобаев в соавторстве с питерским рок-музыкантом, лидером группы «Аукцыон» Олегом Гаркушей, дед которого служил и погиб на «Марате» 23 сентября 1941-го года.
- Благодаря линкору «Марат» мы и познакомились с Гаркушей... - рассказывает Андрей. - К 70-летию трагических событий, у нас возникла идея сделать передачу, чтобы сохранить для потомков память о линкоре, о людях, на нем служивших, передать детям живые свидетельства очевидцев, пока они еще с нами.
Прадеды и правнуки
18-минутный сюжет будет включать в себя рассказ историков военно-морского флота о строительстве корабля, архивные материалы, кадры из кинохроники и игрового кино, где был снят линкор, и, конечно же, интервью с ветеранами, служившими на «Марате». Таких в Петербурге осталось трое. Это капитан 1 ранга Вадим Германович Бенеманский, краснофлотцы Николай Владимирович Чирков и Михаил Андреевич Морозов, который живет у нас, в Кронштадте.
Каждый год, 23 сентября, в день памяти павших боевых товарищей они встречаются на кронштадтском кладбище у мемориального захоронения моряков-маратовцев. В этом году Вадим Германович Бенеманский и Михаил Андреевич Морозов встретились несколько раньше - 5 мая - на съемках. К ветеранам присоединились благодарные дедам и прадедам потомки: Олег Гаркуша с 23-летним сыном Егором. Снимать сюжет о «Марате» из Москвы приехал ровесник Егора Гаркуши, корреспондент Илья Тарасов.
- Память - это очень важно для молодых, поэтому молодежь должна уделять внимание ветеранам, - считает Илья. - Лично мне такие сюжеты снимать безумно интересно... Однажды был по работе в одной деревне. Там бабушка, участница войны, говорила о том, как к ней приходят школьники, просто так заходят, не только накануне 9 мая, и просят: «Расскажите...» В городе, к сожалению, такого нет.
- Я заинтересовался историей своей семьи года два назад, - рассказывает Егор. - Стал обращаться в архивы. Узнал подробности службы прадеда. Ведь про него даже отец и бабушка почти ничего не знали. Дома есть только одна-единственая фотография прадедушки, сделанная перед войной...
Егор разузнал, что его прадед, краснофлотец Степан Васильевич Гаркуша служил на «Марате» с марта 1938 года. В 1941-м он был в должности старшего артиллериста-электрика. Скорее всего был приписан к одной из башен главного калибра. Их-то как раз и не стало после попадания в линкор авиабомбы... Степан Гаркуша погиб в возрасте 25 лет. За год до гибели у него родилась дочь Людмила - бабушка Егора.
Военный корреспондент И. Тарасов с участниками Отечественной войны:
М. А. Морозовым и В. Г. Бенеманским
Уникальный музей для линкора
- Нельзя думать о будущем, не зная и не уважая свое прошлое, - считает Андрей Краснобаев. - Линкор «Марат» - одна из визитных карточек Кронштадта. Рассказать на всю страну о подвиге тех, кто привел в боеготовность разрушенный корабль, кто служил на нем, лежащем на грунте в гавани Кронштадта, и артиллеристским огнем, вплоть до 1944 года, отражал вражеские наступления - это наш долг перед поколением отцов и дедов. Пусть страна увидит наших ветеранов...
Помимо съемок в Кронштадте (на кладбище, Усть-Рогатке и улице Флотской, где живет «последний маратовец» Михаил Андреевич Морозов) группа телевизионнщиков работала в Центральном Военно-морском музее и музее линкора «Марат», созданном при Невском политехническом профессиональном лицее Санкт-Петербурга. Это единственный в своем роде музей был открыт в 1993 году и всегда существовал на святом энтузиазме ветеранов флота.
- Теперь о нем заботится директор лицея Юрий Наумович Царфин, - рассказывает Андрей, недавно там побывавший. - Но, если лицей вдруг откажется от дальнейшей помощи музею, его редкие экспонаты обязательно надо передать Центральному Военно-морскому музею Санкт-Петербурга. Хотя, по правде, я вижу музей «Марата» только в Кронштадте!
Степан Гаркуша
Кронштадтский след Олега Гаркуши
Помимо воспоминаний ветеранов, служивших на «Марате», в готовящемся к сентябрю 2011 года телевизионом сюжете вы увидите интервью с лидером группы «Аукцыон» Олегом Гаркушей. Корреспонденту «КВ» уже сейчас удалось записать рассказ известного музыканта о кронштадтском присутствии в истории его семьи.
Олег Гаркуша: «Я горжусь тем, что ношу его фамилию»
- Дедушку я никогда не видел. Но я горжусь тем, что он отдал жизнь, защищая нашу Родину. Я горжусь тем, что ношу его фамилию. К памятнику маратовцам каждый год ездила моя мама, Людмила Степановна Гаркуша. Теперь ей тяжело, и эстафету памяти переняли мы с сыном. По правде сказать, это Егор начал приобщать меня к этому святому делу. Я знаю мало людей, которые в таком молодом возрасте так интересуются историей своей семьи, своими корнями...
Мой дед Степан был родом с Украины. Его жена Лидия Андреевна Цепота - из Белоруссии. В Кронштадт она приехала еще до революции. А он в 1937-м проходил обучение в школе оружия, потом был направлен на «Марат». Как они познакомились, я не знаю. Известно только, что зарегистрироваться они так и не успели. Зато в 1940-м родили мою маму. Как она мне рассказывала, тело деда Степана не нашли, и моя бабушка долго надеялась, что он чудом выжил...
Кронштадт - это город моего детства. Сам я родился в Автово, но, школьником, часто приезжал сюда на выходные. В Кронштадте жили сестры моей бабушки - тетки Таисия, Юлия. К ним и ездил. Сначала электричкой до Ломоносова, потом на пароме по заливу - в детстве эта поездка казалась настоящим приключением. Романтика. Моряки... Мужья теток служили на буксирах. Помню однажды я играл в районе красной кирпичной стены с большими арками - очень нравилось мне, мальчишке, это место - и потерял морской, кайфовый такой дядин бинокль. Как меня за это ругали дома!...
Вплоть до 2010 года родственники известного музыканта жили в нашем городе. Сейчас оставшиеся перебрались в Петербург. Так что теперь в Кронштадт он приезжает только с концертами, к друзьям и к деду на кладбище. |
Хранитель памяти
Хранителем памяти линкора «Марат» давно является учебный корабль «Смольный». Ежегодно 23 сентября учащиеся лицея вместе с ветеранами посещали «Смольный», а курсанты, в свою очередь, ездили знакомиться с экспозицией лицейского музея... Но лучше всяких экспонатов о тех трагических событиях говорят очевидцы. Михаил Андреевич Морозов вспоминает:
- 23 сентября слышу: зенитная тревога. Ну, думаю, это зенитчиков касается, а мы, машинисты, глубоко в трюме сидим. Вдруг чуть-чуть тряхнуло и наступила темнота. А потом резкий крен на правый борт. Тишина. Я к телефону, телефон молчит. Я тогда был командиром отделения. Посылаю человека наверх узнать, что случилось. А он кричит: «Нос оторвало!» Я поднялся на камбуз и ахнул: вся вселенная открыта, Морской завод видно, три орудия лежат, а носа вообще нет! Корабль сел на грунт. Больше нам, машинистам, на «Марате» делать было нечего.
В конце съемочного дня «маратовец» Михаил Андреевич Морозов подписал корреспонденту «Военной программы» Илье Тарасову свою вышедшую в 2010 году книгу «Не как все».
- Обязательно прочтем всей съемочной группой, - пообещал молодой человек.
Материалы подготовила
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
|