Уходим под воду
В сентябре 2011-го достроят тоннель под Морским каналом
Остров Котлин уже сейчас остров, собственно, только с одного бока - южного. А через три месяца кронштадтцы почти совершенно перестанут зависеть от тумана, волнения на море и других обстоятельств, которые во многом определяют жизнь островитян. И к которым равнодушны жители Большой земли.
Еще немного
- Мы находимся на глубине 26 метров, и вот непосредственно сейчас над нами проходит большой белый финский круизный лайнер.
- Красиво. А как Вы узнали, что он финский?
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений в техническом отношении - объект настолько уникальный, что словам моих провожатых доверие полное. И лишь потом проносится легкая тень сомнения.
- Здесь что, установлены системы наружного наблюдения?
- А зачем нам системы? - веселятся провожатые. - Нам системы ни к чему. Мы насквозь видим.
Экскурсию по подземному тоннелю под судопропускным каналом С-1 для «Кронштадтского вестника» проводят двое работников СМУ-13. Оба на стройке с тех времен, когда она еще была комсомольской, приехали по путевкам. Оба очень гордятся делом рук своих.
- Нравится? Хороший получился тоннель. Правильный такой. Старались...
В сентябре этого года тоннель будет достроен и открыт для движения автотранспорта. Так, как сейчас, ногами, по нему уже не пройдешься, близко всё не рассмотришь.
- Это так называемая портальная часть. В сентябре через нее поедет Владимир Владимирович Путин. А пока вон за той машиной потихоньку поедем мы. Устройства над входом - вентиляторы, их задача обеспечить нормальный воздухообмен на всем протяжении тоннеля. Желобки вдоль стен - стоки, они предназначены для удаления воды, которая будет поступать в тоннель в дождливые дни. Транспортный отсек, где мы сейчас находимся, называется Финский, по названию Финского залива. Параллельный ему идет Невский отсек - от Невской губы. Между этими двумя транспортыми отсеками - отсек вентиляционный. Можно пойти посмотреть: там сейчас ведутся работы. В вентиляционных отсеках два уровня: выхлопные газы и дым будет вытягивать через верхний уровень, нижний нужен, чтобы при необходимости эвакуировать через него людей. По обеим сторонам транспортных отсеков идут отсеки кабельные, это для технических целей.
Ширина кабельных отсеков около полутора метров. Провожатые рассказали, что через них в случае нештатной ситуации тоже можно выйти наружу.
Кому туда дорога
Глубина Морского канала - 16 метров. Тоннель под ним построили на глубине 28 метров.
Длина тоннеля чуть меньше 2-х километров. Движение будет шестиполосным и сугубо автомобильным: как сообщил «КВ» замдиректора СМУ-13, руководитель проекта Алексей Лазарев, велосипедных и пешеходных дорожек не предусмотрено. В 2010-м году было полностью завершено бетонирование конструкции и смонтировано огнезащитное покрытие. Сейчас идет монтаж осветительной системы: когда мы были в тоннеле, там крепили кронштейны под плафоны.
- Потом займемся так сказать, архитектурой: закроем вот эти серые стеночки красивым металлопластиком.
Выезжаем на южную сторону - там все то же, что на северной: зеркальное отражение. Вентиляционные шахты дымоудаления, очистные сооружения, другие здания технического назначения. Их строительство уже практически завершено, сейчас ведутся работы на прилегающей территории. На склонах дамбы с этой стороны высадили травку, она зеленеет, придавая технологическому гиганту уютный обжитой вид.
Завершение строительства тоннеля замкнет кольцевую автодорогу (КАД), которая проходит по гребню дамбы и является частью Комплекса защитных сооружений (КЗС). От Горской до Бронки можно будет добраться за полчаса. Понятие «остров Котлин» станет еще более условным.
Когда мы выехали из тоннеля, в отдалении был замечен большой белый лайнер. Он шел в сторону финского берега.
Екатерина МАРКИНА
Фото автора
|