Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 2 от 21 января 2011 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадт. Страницы истории

Очерки спортивной жизни. 1704-1917

Наш внештатный автор Борис БРИЛЬ продолжает серию рассказов о спорте в Кронштадте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всероссийского и даже мирового спорта. Мы попробуем напомнить нынешнему поколению о наших славных предках: трехкратном чемпионе Кронштадта (1857,1858, 1860 годы) по стрельбе из винтовки, герое Севастопольской осады, подполковнике (в будущем полном генерале) морской артиллерии Ф. В. Пестиче; вице-командоре Петербургского речного яхт-клуба и «художнике шахмат» - лейтенанте 14 флотского экипажа И. С. Шумове; подпоручике крепостной артиллерии Г. Д. Мартосе, совершившем «оздоровительную» туристическую поездку на допотопном, даже для того времени (1890 год) велосипеде на сплошных шинах по маршруту Петербург-Варшава-Берлин-Париж-Лондон, «всего-то» на 8000 километров; о капитане крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряном призере по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских Играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему сообщить их по телефону: 434-82-77.


Первое поднятие флага Санкт-Петербургского речного Яхт-клуба 21 мая 1860 года

Речной Яхт-Клуб

(Начало в № 49 за 2010 год)

Гребные состязания

Надо заметить, что гребные гонки для Петербурга не были чем-то необычным. Во всяком случае, журнал «Геркулес» (№ 12, 1914 год) утверждает, что «по архивным документам первые спортивные состязания в Петербурге были гребные, которые устраивались самим Петром Великим, когда создавался Невский флот. Для поощрения лучших гребцов выдавались денежные призы в 50, 30 и 20 рублей на шлюпку». И это похоже на правду, так как у Петра Великого была в штате для обслуживания двора «гребецкая команда», которая, вполне по желанию императора могла состязаться с командами судов, составлявших, так называемую «Невскую флотилию».
Проводились гребные состязания и при Императрице Елизавете Петровне - с 1742 по 1752 год. Их устраивала Городская управа на Большой Неве для матросов с торговых и военных судов и гребцов-перевозчиков на яликах. В связи с тем, что в рабочий гардероб у перевозчиков входила яркая красная рубаха, в народе эти состязания были прозваны «гонками краснорубашечников».
Не были в новинку состязания по гребле и кронштадтцам. По данным краткого исторического очерка, составленного по поручению Городской думы Ф. А. Тимофеевским, ежегодно в Кронштадтский порт, приходило, в среднем до двух с половиной тысяч судов! И ежегодно кронштадтцы могли наблюдать со стенки Купеческой гавани на Большом рейде гонки коков, со стоящих в гаванях Кронштадта торговых судов.

Гонки коков

Гонки эти столь красочно описаны в «Кронштадтском Вестнике», что добавить к этому почти нечего:
«В наших гаванях по существующим портовым правилам не дозволялось разводить на судах огонь для приготовления пищи. Для варки пищи было отведено помещение, выстроенное специально на дамбе между Купеческой гаванью и Итальянским прудом, называющееся Голландской кухней. Кухня эта разделена на несколько отделов. Одно для англичан, другое для немцев, третье для норвежцев и шведов и т. д. Голландская кухня представляла собой государство в государстве, потому что управляли ею особо избранных несколько человек-коков: адмирал-кок, капитан над портом, полицмейстер и несколько полицейских.
Выборности не было, должности занимались по порядку прихода кораблей: так в должность адмирал-кока вступал кок первого, прибывшего при открытии навигации судна, капитан над портом второго и так далее. Удалялись с должности с уходом судна, а их место заступали по мере прихода коки со следующего судна.
Порядок велся с изумительной точностью, и никогда не было никаких кассаций о неправильно занятой должности. Правда, почему-то все почетные должности всегда были в руках коков с судов под английским флагом.
Здание кухни служило для коков парламентом, судебной трибуной, местом для митингов и клубом. Под председательством адмирал-кока здесь решались разные вопросы гаванской жизни, обсуждались правила, которые утверждались и вступали в законную силу, и делались обязательными для коков всех национальностей.
Провинившихся против этих правил тут же судили. Должность судьи исполнял полицмейстер. Суд проходил по всем правилам, как бы он проходил в Англии, с присяжными, и если обвиняемый был недоволен приговором, то апеллировал к самому адмирал-коку, решение которого было безапелляционным.
Наказание определялось, смотря по вине. Виновник присуждался к угощению на берегу судей, причем определялась и сумма пропойных денег, публичному выговору, к позорному катанию по гавани и даже телесному наказанию розгами или линьками или проводке под килем кокковой лодки.
Позорное катание по гавани присуждалось за нечистоплотность и неряшливое приготовление кушаний и воровство. Обвиняемого спускали на талях в шлюпку к полицмейстеру и заставляли держать в руках черную доску, на которой мелом было написано на английском: «Dirty Cook».
Процессия каталась по гавани, причем проходя мимо корабля, вся орава кричала «Hip! Hip!Hip! Hurrah! Dirty cook of the ship №№». Объехав Купеческую гавань, они отправлялись на Среднюю, где с таким же криком, проезжали мимо стоящих там пароходов и, возвратившись к Голландской кухне, выводили виновного на площадку. Если провинившийся обвинялся только в неряшливости, то его после публичного выговора отпускали на все четыре стороны, но если же кок был виновен в воровстве, то на его голову накидывали грязный мешок, валили на землю и всыпали достаточное количество линьков.
А в летнюю, тихую погоду, напоивши вечерним чаем команду, по предложению своего адмирала, коки очень часто устраивали на большом рейде, на своих кукс-ботах гребные гонки, причем победителям выдавали денежные призы, собранные по подписке между собою. В назначенный час, все коки выезжали за Купеческие ворота и собирались у бочки, находящейся против ворот. Адмирал-кок водружал на нее знак своего достоинства, т. е. английский флаг, и сидя на бочке под сенью флага, объявлял условия гонки, определял расстояние, был гоночным судьей и присуждал призы.
По его знаку состязающиеся лодки строились у бочки и по его же сигналу пускались в соревнования. Наблюдать со стенки Купеческой гавани на эти гонки было очень интересно. Несмотря на свою плохую конструкцию и непрочность, лодки эти очень легки на ходу. У этих шлюпок, нет рулей и ездят на них по одному. Гонки проходили вечером, после того как коки управлялись с делами. По окончанию гонок счастливцы, выигравшие призы, ехали на берег, вспрыснуть удачу, а остальные, отправлялись на суда спать, так как гонка обычно кончалась не ранее одиннадцати часов вечера. Все описанное происходило, как нами сказано, еще совсем недавно, когда наши гавани были переполнены парусными коммерческими судами».

Все эти состязания, и петровского, и елизаветинского времен, да и наши, кронштадтские гонки коков, носили характер исключительно гонок народных, поэтому первая гонка Речного Яхт-Клуба, где принимали участие спортсмены-любители, да еще на настоящих, невиданных до этого, спортивных лодках, привлекла массу зрителей, собравшихся на обоих берегах Средней Невки. Впервые, по словам Г. А. Дюперрона, новый тип лодок, более узких и ходких, с вынесенными за борт уключинами (аутригер), применили в 1846 году в своих гонках студенты Оксфорда и Кембриджа.
Гонка состояла из пяти разрядов: двух, трех и четырех-весельных гичек, лыж и четырехвесельных гигов. Гвоздем программы была, конечно, пятая гонка среди гигов с гребцами - членами яхт-клуба, на особый приз Морского министерства - военную гичку «Нега». Как и предполагалось, первою пришла лучшая четверка речного яхт-клуба - гиг «Стрела» с рулевым Франсо-Нетто и гребцами Вилкинсом, Берковским, Маршаловым и Н. Познанским.
По окончании гонки присутствующий на состязании, со своею супругою Августейший Покровитель клуба Генерал-Адмирал, Великий Князь Константин Николаевич пригласил к себе, на колесную яхту «Стрельна», команду, показавшую лучшее время и «изволил выразить ей свое одобрение за отличную греблю».
Для нас эта первая гребная гонка Санкт-Петербургского Яхт-Клуба ценна тем, что заложила традиции абсолютно беспристрастного судейства. Несмотря на Августейшее поздравление победителей, Гоночная комиссия во главе с главным судьей контр-адмиралом П. П. Акуловым посчитала присудить приз Морского министерства пришедшей второй команде «Нева» в виду технической «ошибки при записи на гонку гига «Стрела». Но, что еще более важно, так это та отеческая забота, с которым отнеслось Морское министерство к молодому клубу, и мы, в дальнейшем, это увидим еще неоднократно.
Министерство смотрело на яхт-клуб как на учебное заведение по подготовке кадров к службе в военном и торговом флоте и потому старалось оказать ему всяческую поддержку. Предоставляло в его распоряжение военные пароходы с командой для работы Гоночной комиссии и доставки почетных гостей, выделяло ценные призы в сумме до полутора тысяч для поощрения победителей, назначало из числа заслуженных адмиралов главных судей.
Серьезно отнесся Речной клуб и к организации своей первой парусной гонки, устроенной в том же году 15 августа. За неимением правил для таких гонок решили руководствоваться правилами, по которым гонялись в 1858 году военные парусные суда в городе Николаеве. Для нас будет лестно подчеркнуть, что правила эти составил, будущий начальник Практической Броненосной Эскадры, почетный член Санкт-Петербургского Речного Яхт-Клуба адмирал Григорий Иванович Бутаков.
На гонку записалось восемь судов от 12 до 18 футов длины: «Грация» И. Шумова, известная нам «Забава» Ц. Кавоса, «Чайка» Н. Познанского, «Ерш» П. Образцова, «Волна» Д. Маршалова, «Финка» А. Лерхе, «Валерьян» А. Титова и «Вадим» А. Мосолова.
Напомним, что Илья Степанович Шумов, действительный статский советник, чиновник для особых поручений при министре государственных имуществ, был родным братом второго коменданта кронштадтского порта вице-адмирала Петра Шумова. Именно здесь, в Кронштадте в 1837 году мичман Илья Шумов начал свою самостоятельную жизнь и почти 12 лет проплавал на люггере «Петергоф», пароходе «Геркулес» и на военном корабле «Смоленск», которые ходили в различные порты Финского залива и Балтийского моря от Кронштадта до Свинемюнде, Киля и Аландских островов. В 1841 году он был произведен в лейтенанты и прикомандирован к 14 флотскому экипажу. Мы еще расскажем об Илье Степановиче Шумове более подробно в главе, посвященной шахматам, где он получил всемирное признание, а пока посмотрим за успехами Шумова в парусных гонках.

Борис БРИЛЬ

(Продолжение следует)

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru