Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№13 от 4 апреля 2008 года

Вернуться к главному  
  1 полоса Взрослые и дети

Чему учат в школе

В дни школьных каникул кронштадтские учителя повышали свою квалификацию на педагогических чтениях «Новые результаты образования: формирование надпредметных компетентностей», которые состоялись 27 марта в ДДТ «Град чудес».

По сути, каждая школа не только учит ребенка, но и развивает его как личность. Чему учат в современной школе с точки зрения науки и на практике, и было темой педагогических чтений. После выступлений преподавателей, каждая школа и сборная команда учреждений дополнительного образования в форме деловой игры рассказали, какие надпредметные компетентности они формируют, выдав рекламный плакат, понятно и оригинально рассказывающий о том, что дает школа детям, кроме знаний.
На чтениях педагогам школы впервые были представлены директор Научно-методического центра Кронштадта Людмила Ивановна Хамайко и научный руководитель отдела районного образования кандидат педагогических наук доцент кафедры развития образовательных систем Эмилия Владимировна Ванина.

 

Компетенция и компетентность

Каждый родитель, вероятно, думает, что знает, чему учат в школе, - ведь все когда-то были учениками. Пусть говорится, что школы расстаются с единообразием и стремятся найти свое лицо. По-прежнему в каждой школе звенит звонок на урок, учащиеся садятся за парты в классах, а урок ведет учитель. Тетрадь, дневник, учебник, доска, четверть, каникулы - этот словесный ряд, демонстрирующий незыблемость школьной системы, можно продолжать и продолжать.
Однако разговор о новых образовательных результатах означает, что в современной школе нужно учить не только тому, к чему мы привыкли, но чему-то еще, и это что-то не менее важное, чем знания или умение добывать знания. Чему же? Ответ во второй части предложения, обозначившего тему педчтений - «Новые результаты образования: проблемы формирования надпредметных компетентностей». Что такое надпредметные компетентности?
Эмилия Владимировна Ванина перед чтением научных докладов преподавателей Академии постдипломного педагогического образования уточнила терминологию таким образом: «Компетенция и компетентность - не синонимы. Компетенция - образовательный результат, то есть то, к чему стремимся. Компетентность - определенное качество личности. Компетенция - то, к чему стремимся. Компетентность - насколько мы к этому приблизились».
Был представлен и список надпредметных компетентностей, основанный на рекомендациях ЮНЕСКО и концепции модернизации российского образования, хотя, как предупредила Эмилия Владимировна, однозначного ответа на этот вопрос не даст никто:
1. Математическая (работа с числом, с числовой информацией).
2. Коммуникативная (общение, умение быть понятым).
3. Информационная (работа со всеми видами информации),
4. Автономизационная (автономный - сам, все, что связано с саморазвитием, самоопределением).
5. Социальная (я живу с людьми, я с ними умею выстраивать связи и умею с ними работать).
6. Продуктивная (умение работать, производить продукт и главное - нести ответственность за принятое решение).
7. Нравственная (готовность, возможность и потребность жить по традиционным нравственным законам).
Неужели все учителя готовы достигать этих новых результатов образования?
Конечно же, нет. Но их этому обучают, например, в Академии постдипломного образования, о чем рассказала доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой АППО Любовь Максимовна Ванюшкина.

В рекламном плакате 425-й, помимо креативности, был юмор


Чему учат учителей

По словам Любови Максимовны, учитель до сих пор во многих головах, в том числе и родительских, представляется огромным чемоданом, набитым правильной информацией, который имеет ответы на все вопросы. Самое интересное, что и многие педагоги живут с этой мыслью: они знают все ответы на все вопросы. Более того, существует феномен педагогического сознания: мы не только знаем все ответы на все вопросы, но и сами вопросы. За этим стоит жесткое распределение ролей: я учитель - я учу; ты ученик - ты учишься.
Одноканальность и школоцентризм сформировались в результате политики государства в 20-30-е годы. Школа и учитель отвечали за всё. Предлагалось вообще исключить семью из сферы воспитания. Школа наверху пирамиды, а семья, библиотека, музей, театр должны были помогать школе, как подносчики снарядов.
В этой логике в центре профессиональной подготовки стояли знания по предмету, которые необходимо постоянно пополнять, и методика преподавания. Это были главные доминанты, которые педагоги держали в голове до середины 80-х годов как приоритет в профессиональной подготовке.
Изменилось время и государственная политика, поэтому по-новому рассматривается роль школы. Современная педагогика от формирования образованного человека стремится к формированию человека культуры, поэтому образование должно быть не только высоко научным, но и культуроориентированным.
С точки зрения современной философии, научные способы познания не являются единственно правильными и верными. Рядом с научным существует инонаучное знание - другое, но не значит, что антинаучное. Эта философия проникает и в школьные учебники. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». В этом смысле с шекспировских времен мало что изменилось. Например, феномен египетских пирамид остается непостижимым с точки зрения научного знания.

«Школа - это место, где мне отвечают на вопросы, которых я не задавал».

Из ответа ученика.

В инонаучном познании мира все большее значение приобретает познание художественное. Искусство не иллюстрация, а пространство, где формируются общечеловеческие качества. Занятия искусством дают колоссальную возможность для расширения нового качества образования.
Поэтому, делает вывод профессор, информировать недостаточно. Гораздо важнее создать среду развития, которая подтолкнула бы ребенка к росту личности. Базовые и надпредметные составляющие уравнены в правах. От учителя поэтому требуются теперь и другие качества - они формируются в надпредметных связях. Рассказывая об изменении роли школы в современном мире, Любовь Максимовна не давала конкретных рекомендаций, какие курсы повышения квалификации в АППО выбирать. Вероятно, в соответствии с новой философией образования, учителя, получившие пищу для размышлений, должны выбрать эти курсы самостоятельно. «Мы не загоняем учителей как бильярдные шары в одну лузу, как раньше», - пошутила Любовь Максимовна.

Рекламный плакат защищает сборная команда
учреждений дополнительного образования


«Завещание Ветошкина»

После ученых выступили шесть педагогов района с осмыслением своего собственного опыта в формировании надпредметных компетентностей. Их десятиминутные рассказы могли бы превратить нашу газету в сборник научных статей, поэтому позволю себе всего несколько слов о формировании коммуникативной компетентности (см. в списке п. 2) в 425-й школе в ходе занятий клуба экскурсоводов. Клуб экскурсоводов уже четыре года ведет Елена Ивановна Лаврентьева. По ее словам, из 15 ребят впервые пришедших на занятия, только пять умели составить связный текст, всего семь человек хорошо читали, и у всех была хорошая память. Можно было пойти по короткому пути: выучить экскурсию по Кронштадту и показывать ее ученикам начальных классов. Но Елена Ивановна предложила ребятам составить экскурсию самостоятельно. Была научная дискуссия по выбру темы, сбор материала через интернет и в литературе.
Текст экскурсии «Кронштадтское Адмиралтейство» составляли хором, при этом придумывая интерактивные игры для малышей. Предложили принести на экскурсию продукты, которые хранились в складах Адмиралтейства, вплоть до кислой капусты. А еще написали и спрятали на маршруте экскурсии «Завещание М.Н. Ветошкина», первого кронштадтского архитектора, буквально сгоревшего на работе и умершего в 43 года, но построившего в нашем городе всё, что было задумано.
Пока учащиеся создавали свою экскурсию, Елена Ивановна водила их на различные экскурсии, для того, чтобы они учились хорошо говорить. Причем всем педагогам она рекомендовала проводить активные формы экскурсии и показала это на примере экскурсии в парк «Сергиевка», малоизвестный и не очень посещаемый. Была раздобыта карта парка, и на ней обозначен объект, который должны были найти учащиеся при помощи компаса. Экскурсия как спортивное ориентирование. Объект был найден - огромная каменная голова, а попутно и позднее получены знания о парке, о дворце, об исторических личностях, связанных с этим памятником культуры.

Деловая игра

Апофеозом четырехчасовой встречи в ДДТ «Град чудес» была деловая игра, в которой учителя постарались проявить юмор и креативность мышления, рассказав на рекламном плакате, чему (в смысле надпредметных компетентностей) учат в школе, которую они представляют. Среди девяти команд первое место поделили команды 662-й и 425-й школ, второе - эксперты присудили 676-й школе. Остальные участники деловой игры также неплохо представили, какие надпредметные компетентности они формируют, но не столь ярко и выразительно, как три отмеченные жюри команды.

Надежда БОГОМОЛОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru