Морской завод: быть или не быть?
В прошлую среду, 9 апреля, на Кронштадском Морском заводе состоялось совещание, на котором присутствовали прибывший специально из Москвы представитель Генерального штаба Министерства обороны вице-адмирал В.В. Пепеляев, представитель МО по координации имущественных прав Е.А. Козлов, начальник Управления судремзаводов В.А. Баскинов, внешний управляющий КМОЛЗ Д.Ю. Георгиевский, генеральный директор завода М.Р. Аюпов, председатель Кронштадтского ГК профсоюзов Г.М. Жиляев, председатель профсоюзной организации КМОЛЗ С.Л. Шихова. Вел совещание первый заместитель главы администрации Кронштадта В.П.Скрябин.
К сожалению, на совещании не удалось побывать нашему корреспонденту, зато в 14 часов в помещении Дома офицеров он смог в числе других представителей СМИ получить на свои вопросы конкретные ответы от руководителей на организованной по инициативе профсоюзного актива завода и города пресс-конференции.
Ведущие Светлана Леонидовна Шихова, Григорий Митрофанович Жиляев и заместитель председателя профкома КМОЛЗ Алексей Анатольевич Очеретяный сумели направить пресс-конференцию в деловое и серьезное русло. Вначале Светлана Леонидовна вкратце обрисовала ту драматическую обстановку, в которой оказалось в силу многолетних экономических катаклизмов предприятие.
В процедуре банкротства завод находится с 2000-го года, после завершения ремонта алжирских кораблей. Четырежды профком направлял обращения президенту В.В.Путину. Однако ни президент, ни Министерство обороны ощутимых мер не принимало. В 2005-м году было сокращено 250 человек, позже - еще около 70-ти. На одном из этапов создано ОАО «КМОЛЗ». Но главный военный прокурор направил в суд иск о признании данного акта недействительным. Правовая чехарда, отсутствие заказов, низкие зарплаты послужили причиной увольнения с предприятия многих специалистов. Сегодня в цехах за долги частично отключена электроэнергия...
Впрочем, дабы не быть многословными, сегодня мы полностью публикуем два письма действующему президенту Путину за подписью председателя профкома завода С. Шиховой и Министра обороны А. Сердюкова.
А теперь, собственно, пресс-конференция. Необходимо отметить, что приглашенные журналисты, и из Питера в том числе, вели себя, мягко говоря, инертно, что говорит, в первую очередь, об их неподготовленности к обсуждению наболевшей проблемы. Например, одна из корреспонденток из ИТАР ТАСС после брифинга задала мне «простенький» вопрос: «А что такое сухие доки?» На что ваш корреспондент не могла не ответить буквально следующее: «Это те, что не мокрые». Без комментариев. Те же, кто задавал вопросы ведущим, не боялись их остроты:
- Вам не кажется, что Минобороны просто предало завод?
Светлана Шихова:
- Наша беседа с вице-адмиралом Пепеляевым вселяет сегодня некоторую надежду на возрождение предприятия.
- КМОЛЗ задолжал даже своему дочернему предприятию «Турбокрону», своему бывшему 38-му цеху?
- Да, 90 млн. рублей. Ситуация чрезвычайно глупая, и все же…
- Как люди работают без электроэнергии?
- Приходят - и сидят.
- Средняя заработная плата?
- Одиннадцать с половиной тысяч. Но более месяца люди и ее не получают.
- Сумма задолженности по зарплате?
- Восемь с лишним миллионов рублей.
- Долги ОАО «КМОЛЗ» перед кредиторами?
- 170 миллионов рублей.
- На имущество завода наложен арест?
- Да, со 2-го октября. И при нынешнем положении между небом и землей получить заказы на ремонт судов практически невозможно. Судовладельцы торговых судов опасаются с нами связываться, и их можно понять.
- Вы упомянули о крайних мерах, на которые могут пойти заводчане…
- Если точка кипения зашкалит, готовы приступить к забастовке.
Вопрос Г.М. Жиляеву:
- Поддержите КМОЛЗ, если он начнет бастовать?
- Безусловно. И не только городские профсоюзные организации, есть группы, в которых мы не участвуем, но которые готовы поддержать забастовщиков.
- Правовой беспредел когда-нибудь завершится?
- Надежда есть.
Вопрос М.Р. Аюпову:
- А перспективы?
Марат Равильевич Аюпов:
- ГУП КМОЛЗ копил долги в течение 10-ти лет, и вот - результат: трижды введено внешнее управление. На базе ГУП было создано ОАО, оно приступило к полноценной деятельности. Был заказ ВМФ на 25 млн. рублей, но в 2004-м году закончилось внешнее управление, далее - иск военного прокурора против ОАО, арест на имущество. В этой ситуации есть непростая коллизия: спор о праве собственности на завод. Выход вижу один: вернуть все в правовое русло - или возвращение завода МО, или создние ОАО.
Вопрос Г.М. Жиляеву:
- Скажите откровенно - ситуация безнадежна или нет?
- О безнадежности мы не можем говорить, ибо речь идет о людях, о коллективе. Завод должен быть возрожден. Но при условии, если прекратятся претензии к предприятию со стороны Минобороны и кредиторов. Иначе от завода останутся одни стены. Хватит переговоров, хватит пачек ответов-отписок на наши письма, которые мы посылаем во все инстанции. И еще. Спасибо главе администрации Горошко, его первому заместителю Скрябину, губернатору Матвиенко за участие и искреннее желание помочь заводу, вытащить его из пропасти. Нам не важна форма собственности, нам важна работа и нормальная зарплата для заводчан. Не только профсоюзы, но весь город встревожен положением на предприятии. Надеюсь, что средства массовой информации объективно осветят сложившуюся ситуацию.
А.А. Очеретяный:
- Сегодня мы - без зарплаты, без света. Неужели наш завод, наши люди никому не нужны? Подумайте: по новому закону мы получаем 2/3 оплаты больничного листа! А лекарства покупаем за полную цену. От нас уходят последние специалисты. Кто-нибудь в состоянии это понять?!
Д.Ю. Георгиевский:
- На последнем совещании с кредиторами мы утвердили мировое соглашение, но государство выразило протест. Скажите: ОАО задерживало рабочим зарплату? Нет. А что сейчас? В ближайшее время мы намерены создать согласительную комиссию. В то же время ожидаем решения банкротного суда. Вижу два выхода из сложившегося положения. Первый - мировое соглашение, второй - третье лицо гасит все долги.
- Вы сами зарплату получаете?
- Нет.
В.В. Пепеляев:
- Не буду вдаваться ни в какие разногласия. Скажу лишь одно: Балтийский флот без Морского завода не выживет. Тем более, в то время, когда бывшие страны соцлагеря вступают в НАТО и ведут разговоры о ПРО.
Заверяю: сегодня флот готов загрузить завод заказами. И это решает главную проблему. А с ее решением можно погасить и вторую: возращение долгов. План загрузки завода есть на много лет вперед. Военными заказами он будет обеспечен на 100 процентов.
- Владимир Викторович, ответьте при всех прямо и откровенно: завод будет сохранен?
- Обещаю: будет.
Брифинг проходил под лозунгом «Работу, зарплату, стабильность!». Реально это в сегодняшних тяжелых условиях? Не знаю. Впереди - суд. Каково будет его решение? В частной беседе с вашим корреспондентом Марат Равильевич Аюпов сказал: «Мы плывем на двух килях». Да, пока на двух. Но, не дай Бог, появится некое «третье лицо» (на которого намекнул Д.Ю. Георгиевский) с толстым кошельком, скупит наш любимый завод и сделает из него, скажем, фабрику по производству «мармелада»? Каково? Слово - за судом, Правительством и президентом.
Лидия Куликова
Фото Владимира Бабича
«Просим личного вмешательства»
Территориальная организация Общероссийского профсоюза
рабочих и служащих ВМФ России в городе Кронштадте
Первичная профсоюзная организация
Федерального Государственного Унитарного предприятия
«Кронштадтский Морской завод»
Действующему Президенту РФ
В.В.Путину
Избранному Президенту РФ
Д.А. Медведеву
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Этим открытым письмом профсоюзная организация Кронштадтского Морского завода ставит вас в известность об отчаянном положении коллектива нашего завода, которому 4 марта 2008 года исполнилось 150 лет со дня основания.
Наш завод - это уникальное предприятие, обладающее 5 сухими доками, позволяющими производить докование, комплексный ремонт и модернизацию судов водоизмещением до 60 тонн, длиной до 220 метров и шириной до 35 метров, занимающее площадь 62 га, с удобным месторасположением на пути в Санкт-Петербург.
В свои лучшие времена на Кронштадтском Морском ордена Ленина заводе трудилось до 8 тысяч человек (для сравнения: сейчас 750), и предприятие носило статус градообразующего предприятия.
Завод был кузницей кадров для всей системы судоремонтных и судостроительных предприятий страны.
В советское время наш завод по праву считался лидером среди судоремонтных заводов Военно-Морского флота. Государство высоко оценивало труд заводчан, среди многочисленных наград, которыми награжден завод, самая высокая - это орден Ленина.
Но с 2000 года Кронштадтский Морской завод проходит все стадии банкротства, не исключена и пока возможна самая последняя - конкурсное производство.
Профсоюзный комитет завода обращался во все ветви власти, пытаясь привлечь внимание к ситуации, сложившейся с нашим предприятием, считая, что такое уникальное предприятие должно быть сохранено для флота, для обороны страны.
Большую поддержку и помощь мы получали и получаем от Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И., главы администрации города Кронштадта Горошко A.M.
Благодаря Вашему вмешательству, Владимир Владимирович, 5 декабря 2007 года было принято решение о создании на базе Кронштадтского Морского завода сервисного центра по ремонту кораблей Балтийского флота.
Это Ваше решение вселило в нас надежду и веру в возрождение нашего завода как градообразующего предприятия и в решение транспортной проблемы нашего города, так как в настоящее время около 8 тысяч кронштадтцев вынуждены ездить на работу в Санкт-Петербург.
Но мы вынуждены констатировать, что намеченный путь решения этой задачи слишком затянулся, стал тяжелым испытанием для нашего коллектива. Ситуация сейчас на заводе катастрофическая, нет загрузки на 2008 год, нам не выплачена зарплата за февраль, на заводе объявлен простой до 12.05.2008 года, растут долги предприятия, поставщики энергоресурсов грозят отключением, а электроэнергия уже подается с ограничением. Завод теряет специалистов.
Все это вынуждает нас обратиться к вам как Гарантам Конституции России, Трудового законодательства, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в связи с тем, что нарушаются права Граждан России на достойную жизнь, право на труд, на выплату заработной платы в полном объеме в установленные сроки.
Считаем, что разрешить эту ситуацию можно только следующими безотлагательными действиями: обеспечением завода работой на 2008 год и выделением предприятию беспроцентного кредита для расчета с кредиторами и финансовых средств на модернизацию и переоснащение.
Просим вашего личного вмешательства в разрешение этого сложного вопроса.
Утверждено на расширенном заседании профсоюзного комитета, протокол № 71 от 04.04.2008 г.
Председатель профкома завода:
С.Л. Шихова
«Может быть утрачено одно из основных предприятий системы военного судоремонта в РФ»
ФГУП «Кронштадтский морской завод»
Минобороны России
Президенту Российской Федерации
В.В.ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Федеральное государственное унитарное предприятие «Кронштадтский морской завод», Министерства обороны РФ (далее - ФГУП «КМЗ»), преобразованное из Кронштадтского Морского завода, основанного 4 марта 1858 года, является первым в России предприятием, на котором судоремонт поставлен на промышленную основу. Указом Президента РФ от 21 марта 2007 г. № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация» ФГУП «КМЗ» включено в состав корпорации. Вместе с тем в настоящее время существует угроза признания ФГУП «КМЗ» банкротом, так как с 2005 года в отношении предприятия осуществляется внешнее управление в рамках дела о банкротстве, возбужденного в связи с невозможностью погашения кредиторской задолженности перед коммерческими кредиторами. В результате может быть утрачено одно из основных предприятий системы военного судоремонта в России.
ФГУП «КМЗ» имеет производственные мощности для ремонта и модернизации боевых надводных кораблей, дизельных подводных лодок и судов обеспечения ВМФ. Обладая уникальными судоподъемными сооружениями (5 сухих доков), предприятие способно выполнять все виды заводских ремонтов боевых кораблей. Мобилизационное задание на расчетный год составляет 1,5 млрд. рублей. В Балтийской зоне только этот завод способен обеспечить выполнение плановых и аварийных ремонтов, мероприятий по обеспечению технической готовности на любых, за исключением авианосцев и супертанкеров, классах кораблей ВМФ. Другие профильные предприятия региона привлечь к выполнению работ в требуемых для ВМФ объемах и качестве не представляется возможным. На этих предприятиях отсутствуют необходимые производственные мощности и требуемые технологии. В связи с этим на базе ФГУП «КМЗ» целесообразно создание регионального сервисного центра ВМФ для технического обслуживания кораблей и судов 4-го поколения, обеспечивающего системный уровень технической готовности и повышенной оперативности аварийных ремонтов, не достижимый на предприятиях промышленности. Исключение ФГУП «КМЗ» из системы технического обеспечения боевой готовности ВМФ может привести к тому, что через два года, с учетом обязательной периодичности доковых ремонтов, корабли Балтфлота будут технически неисправными.
В целях сохранения базового предприятия в системе судоремонта ВМФ и реализации планов создания сервисного центра постоянного технического обслуживания кораблей и судов Балтийской зоны представляется необходимым рассмотреть вопрос об исключении ФГУП «КМЗ» из Указа Президента РФ от 21 марта 2007 года № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация» с последующим его включением в программу реформирования предприятий, находящихся в ведении Минобороны России.
Для восстановления полноценной деятельности ФГУП «КМЗ» Минобороны России планируется размещение на предприятии заказов по ремонту и обеспечению технической готовности кораблей и судов в 2008 году - 29 единиц на сумму 263 млн. рублей, в 2009 году - 28 единиц на сумму 253 млн. рублей и в 2010 году - 28 единиц на сумму 510 млн. рублей. При покрытии дефицита финансирования государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) по номенклатуре ВМФ в 2008-2010 годах в размере 22 800 млн. рублей объемы работ возрастут в 1,5-2 раза. Кроме того, предложения в проект комплексной целевой программы развития морских сил общего назначения на период до 2015 года по ремонту и обеспечению технической готовности кораблей Балтийского флота составляют 7 млрд. рублей. Вместе с тем, возможность заключения ФГУП «КМЗ» контрактов в рамках выполнения ГОЗ обусловливается необходимостью прекращения в отношении предприятия дела о банкротстве.
В этой связи предлагается:
Минобороны России определить состав имущества ФГУП «КМЗ», задействованного в системе технического обеспечения боевой готовности сил (войск) ВМФ в Балтийском регионе и выполнении перспективных планов загрузки предприятия; Росимуществу обеспечить проведение оценки и ее утверждение в установленном порядке как имущественного комплекса предприятия в целом, так и имущества, определенного Минобороны России как обеспечивающего боевую готовность сил ВМФ, а также непрофильного имущества; Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе утвержденной оценки имущества ФГУП «КМЗ» принять исчерпывающие меры, направленные на погашение кредиторской задолженности предприятия, включая возможность предоставления кредиторам отступного в виде акций открытого акционерного общества, создаваемого путем замещения активов на базе непрофильного имущества ФГУП «КМЗ», либо целевыми денежными средствами.
Министр обороны РФ А. Сердюков
|