|
3 полоса |
9 мая - День Великой Победы |
Характер морской...
Петра Васильевича Копейкина я знаю уже лет пятьдесят. Вместе мы работали в конце пятидесятых в одном цехе Морского завода - корпусном. Только он слесарем-судосборщиком в бригаде Николая Булгакова, а я кузнецом с бывшим белорусским партизаном Адамом Раковичем. Слесари-судосборщики часто обращались к нам, кузнецам, с различными просьбами, да и выполняли мы работы, связанные с нуждами собственного цеха. Так что знал я многих рабочих цеха по общим делам.
Потом наши пути-дороги разошлись. Я после окончания Ленинградского университета был принят на работу в редакцию газеты «Рабочий Кронштадт», а Петр Копейкин после окончания курсов шоферов при комитете ДОСААФ Морского завода ушел работать в Кронштадтское автохозяйство.
Вот ведь как порой бывает: работаешь бок о бок с человеком, знаешь о его делах, об общественной деятельности, казалось бы, все, но тебе совершенно не знаком его жизненный путь, и вдруг совершенно случайно узнаешь, что жизнь-то данного товарища необычна, очень интересна.
Так было и с Петром Васильевичем Копейкиным. Совершенно случайно я узнал, что он участник Великой Отечественной войны, боевых операций, хотя и относится к последнему военному призыву 1944 года. И мне захотелось о нем рассказать. Ведь ветеранов войны с каждым годом остается все меньше. И каждый из ветеранов - это частичка нашей славной истории.
Петр Васильевич Копейкин родился 2 сентября 1927 года в большом селе Чернополесье, что в Пензенской области. Село в тысячу с лишним дворов раскинулось по обеим берегам речки Песчанки. В каждой половинке свой колхоз - в одной «Борец», в другой «Труд». В селе школа-десятилетка, больница, магазин.
В семье родителей Пети Копейкина Василия Максимовича и Татьяны Федоровны семеро детей - три сына и четыре дочери. Отец на все руки мастер - он и печник, и плотник, и колеса для телег мог смастерить. Только жаль, что умер он, когда Пете было всего пять лет. Но в семье уже подрастали старшие дети - хорошие помощники Татьяне Федоровне. Рано стал трудиться и Петр. В двенадцать лет он уже работал на тракторном плуге, а затем и сам сел за руль трактора.
Когда началась война, старшие братья Тимофей и Михаил ушли на фронт. Вскоре пришла похоронка на Михаила. А Тимофей провоевал всю войну водителем, легендарные «Катюши» возил. Погиб за двенадцать дней до победного салюта, возвестившего об окончании войны.
Петр Копейкин всю войну работал в колхозе, а зимой продолжал учиться в школе. В 1942 году окончил семь классов. А в сентябре 1944-го, когда ему исполнилось всего семнадцать, военкомат призвал и его послужить Родине.
Попал он в Беломорский флотский полуэкипаж под Архангельском, где прошел курс молодого бойца и краткосрочное обучение на корабельного сигнальшика. Уже в январе 1945-го получил назначение на тральщик ТЩ-45, который базировался в городе Полярный.
Вот ведь какое совпадение: я в это же время проходил обучение на корабельного гидроакустика в Спецшколе связи, которая тоже была в Полярном. То есть мы могли бы встретиться еще в то время.
Нелегкая была служба у моряков Северного флота в те годы. Кроме борьбы с вражескими надводными кораблями и подводными лодками, экипажам тральщиков, морских охотников, эсминцев приходилось сопровождать англо-американские караваны судов, которые везли в советские порты Архангельск и Мурманск вооружение, продукты питания, поступающие в нашу страну по ленд-лизу.
Неоднократно участвовал в сопровождении караванов и экипаж ТЩ-45. Многие походы заканчивались благополучно, но однажды на караван налетело столько фашистских самолетов, что артиллеристы кораблей и торговых судов не успевали отбиваться. И одна из фугасок попала в тральщик. Тех, кто был наверху, разметало в холодные воды Баренцова моря. А те, кто был во внутренних помещениях, нашли себе могилу вместе с затонувшим тральщиком. Из пятидесяти шести членов экипажа удалось спастись только одиннадцати. В том числе и сигнальщику Петру Копейкину.
После этой трагической эпопеи Петр Копейкин был направлен в тогдашний Молотовск (ныне город Северодвинск) на новостроящийся большой морской охотник. Пришлось сменить не только корабль, но и морскую профессию. После окончания специальных курсов стал не сигнальщиком, а корабельным коком.
- Моряки не обижались, - смеется Петр Васильевич, вспоминая о своих кулинарных способностях.
Были морские походы на большом охотнике. Да и День Победы моряки встретили в море. Петр Копейкин приготовил праздничный обед, не обошедшийся и без боевых фронтовых 100 граммов.
Потом была служба на крейсере «Адмирал Ушаков», где Петр выступал на камбузе не просто рядовым коком, а уже коком-инструктором.
И все бы так и продолжалось по четкому морскому распорядку. Если бы однажды крейсер не встал в ремонт на Морском заводе. Здесь Петр и встретил однажды свою суженую. Им оказалась Александра Петровна Досугова - токарь из корпусного цеха. Она была постарше Петра, но ведь любовь не признает возрастных различий. Так и с Петром приключилось. Встретил, полюбил на всю жизнь. А поскольку крейсер большую часть года находился в южных квадратах Балтийского моря, а в Кронштадте появлялся очень редко, пришлось Петру Копейкину сменить адрес прописки с корабельной на кронштадтскую. В 1956 году, после двенадцатилетней безупречной службы, отмеченной орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Советского Заполярья», Петр Копейкин ушел в запас и поступил в тот же цех, где работала Александра Петровна.
В этом же году Петр Васильевич и Александра Петровна сыграли скромную свадьбу, и вот уже шестой десяток живут дружно, вместе переживая радости и горести. У них выросла хорошая работящая дочь Татьяна Петровна. У Татьяны Петровны две дочки - внучки Петра Васильевича и Александры Петровны. Есть у них уже и правнучка Саша. Вот какой большой семьи стали родоначальниками супруги Копейкины.
Родные Копейкиных живут в Риге, одна из внучек работает учительницей в русскоязычной школе. С кронштадтскими Копейкиными рижане часто перезваниваются. А вот встречи случаются не так часто, как хотелось бы. Да, разметал их развал Советского Союза по разным странам, когда-то бывшим братскими.
Выше уже упоминалось, что Петр Васильевич после окончания курсов шоферов ушел с Морского завода в Кронштадтское автохозяйство. Сел он за руль мощного самосвала и отдал водительской профессии более тридцати лет. Возглавлял бригаду шоферов-самосвальщиков. Возглавлял неплохо, надо думать, если его труд был отмечен орденом «Знак Почета», а в его Трудовой книжке записано несколько десятков благодарностей, Похвальных грамот, премий.
Бригада Петра Васильевича за время его работы в автохозяйстве перевезла сотни тысяч, а может, и миллионы (никто же не подсчитывал) тонн различных грузов. Это был мусор со строительных площадок, грунт, вынимаемый из карьеров под фундаменты строящихся домов, щебень под асфальт благоустраиваемых улиц и дворов Кронштадта.
Петр Васильевич не чурался и общественной работы. Два раза избирался депутатом Кронштадтского Совета народных депутатов. Коммунисты автохозяйства не раз избирали его своим секретарем.
В сентябре прошлого года Петр Васильевич отметил свое 80-летие. И хочется от души пожелать ему и его супруге еще долгих-долгих безоблачных лет жизни.
Владимир МИРОНОВ
Фото из архива
П.В. Копейкина
|