Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№22 от 6 июня 2008 года

Вернуться к главному  
  10 полоса На аттестат зрелости

Школа открывает двери...

В школьных коридорах непривычная тишина. Идут экзамены... Более 300 одиннадцатиклассников Кронштадта проходят в эти первые летние дни большую проверку на прочность знаний, умение собираться, концентрировать все свое внимание и волю, вовремя вспоминать необходимые формулы, цифры, даты,имена, факты и аргументы, правильно формулировать мысли, грамотно строить речь и располагать к себе членов экзаменационной комиссии.

Конечно же, в родной школе вся эта хитрая экзаменационная наука дается им несравненно легче, нежели это будет в самом ближайшем времени на экзаменах в вузах, но, тем не менее, генеральная репетиция,как известно, - важнейшая составляющая успеха, и не только в театре... Впрочем, не одни школьники сдают нынче экзамены. Экзамены сдают учителя. И школы...

Экономисты и лирики

Утром, 3 июня, когда верстался этот номер, мы заглянули на экзамен по русской литературе в 11-А класс 425-й школы. Это наши давние знакомые - «КВ» бывал здесь в гостях уже не раз: «Урок по Достоевскому» («Кронштадтский вестник» №16 от 27 апреля 2007 года), «Как слово наше отзовется» (№24 от 22 июня того же 2007-го); последняя наша встреча - примерно около месяца назад - на незабываемом мастер-классе кандидата педагогических наук Ольги Васильевны Орловой - «37-й год».

А сегодня у ребят экзамен. Первыми - им по статусу положено быть самыми смелыми - отвечают претенденты на медали. Их в этом классе - трое: Евгения Макарова и Евгений Кулемин (золото и серебро) и Александра Маньковская (серебро). Верим, что надежды педагогов ребята оправдают и в ходе экзаменов, как оправдывали в течение всей своей учебы в школе, и желаем им только счастливых билетов! Хотя, как известно, самый большой гарант счастья на экзаменах - знание. Это и подтверждает Женя Кулемин, вытянувший билет о лирике Тютчева, поэме «Василий Теркин» и противоречиях в образе Печорина.
Популярный в 60-е годы вопрос о физиках и лириках в этом классе экономистов и, казалось бы, как следствие - прагматиков, никогда не стоял. Это нам директор школы, а по совместительству классный руководитель, Елена Викторовна Горлатова объяснила уже давно: современный руководитель, менеджер, экономист, считают в 425-й экономической, просто должен и обязан быть всестороннне развитым, душевно богатым и духовно зрелым человеком. А самый главный предмет на пути становления личности - конечно же, литература. Особенно - великая русская литература.

Школа - открытое образовательное пространство

Русский язык и литературу в этом классе преподает Алла Викторовна Константинова. Преподает - пока еще во времени настоящем.
- В школе сегодня должны учить не только учителя, - считает Алла Викторовна, - изменилась миссия учителя. Он перестал быть чуть ли не единственным, если не считать учебников, источником знаний, как это было, казалось бы, еще совсем недавно, в наши с вами школьные годы в наших закрытых, в принципе, школах. Сегодня наши ученики могут почерпнуть знания откуда угодно: интернет, с его богатейшими возможностями, дистанционное обучение, подготовительные курсы в вузах, учреждения дополнительного образования, огромный выбор литературы, энциклопедий, сборников, пособий, учебников, обучающих аудио- и видеопрограмм; множество тестовых заданий - умный ребенок, серьезно относящийся к своему будущему, может всегда проконтролировать, насколько он успешен в том или ином предмете. И надо сказать, что наши ребята активно используют все современные возможности. Задача учителя - сориентировать их в этих бурных потоках информационного пространства. А еще - сделать учение в школе делом интересным и увлекательным, поднять уровень преподавания в соответствии со всеми теми возможностями, которое предоставляет нам время. Поэтому школа распахнула свои двери перед людьми, которые могут подарить детям свои знания, увлечь предметом, любимой темой, жизненным примером, открыть перед ними новые горизонты, показать какие-то новые жизненные грани, поразить неведомым ранее, зажечь, заставить думать, размышлять...


Алла Викторовна Константинова

Это люди самые разные - ученые и методисты из университетов Санкт-Петербурга, преподаватели вузов, представители духовенства и успешные предприниматели, профессиональные лекторы и артисты...
- А еще - продолжают тему директор школы Елена Викторовна Горлатова и завуч по учебно-воспитательной работе Зоя Васильевна Лексина, - огромные возможности дарит нашим ребятам олимпиадное движение. В каких только состязаниях ни участвуют наши ученики: районные, городские, всероссийские, международные олимпиады почти по всем предметам школьной программы; городские экономические игры и всероссийский экономический чемпионат (каждый год ищем деньги, но предоставляем нашим ребятам такую замечательную возможность - это для нас дело чести); самые разнообразные конкурсы - «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Умка», «Правовед»...


Елена Викторовна Горлатова

Кстати, по результатам тестирования, проведенного в рамках аккредитации школы, интеллектуальный уровень наши учащиеся показали - выше среднего.
Новинка для школы - непрерывное образование. Учась в старших классах многие из них параллельно учатся в колледжах, техникумах или даже на первых курсах высших учебных заведений, а после окончания школы поступают сразу на второй курс...

Путешествие в прошлое

Я побывала на нескольких уроках в 425-й школе, иллюстрирующих концепцию открытого образовательного пространства. И все они произвели на меня яркое впечатление. Особенно потрясающим показался мастер-класс кандидата педагогических наук Ольги Васильевны Орловой.


Ольга Васильевна Орлова

Будни великих строек и сталинские репрессии. Казалось бы, столько перечитано на эту тему, столько передумано, столько пережито!
Но вот урок талантливого педагога, семью которой, как и миллионы наших семей, переехало колесо тоталитарной машины. И эпоха предстает как наяву - действительно путешествие во времени.
Все закрывают глаза. Скорость больше световой - объявляет учитель. Звучит «Марш энтузиастов». И мы попадаем в тридцатые годы прошлого века.
Потрясает сила контраста. Выставка советских плакатов, репродукций картин советских художников, вырезки из газет и журналов тридцатых годов, лозунги, символы, много красного цвета, повсюду - серп и молот, много улыбок, счастливых глаз, искреннего энтузиазма, единения, гордости, искренней любви к Советской Отчизне и веры в победу коммунизма.
- Вы приехали в страну, которой в мире больше нет...
Педагог предлагает ребятам и учителям разбиться на группы по шесь-семь человек и раздает им листочки бумаги с песнями, символизирующими эпоху. Несколько минут на спевку, и вот выступления агитбригад под звонкими именами: «Веселые ребята», «Как много девушек хороших», «Культуристы», «Как хорошо на свете жить!». И звучат песни, моментально настраивающие аудиторию на приподнятый, радостный, оптимистичный, задорный и горделивый настрой. Нет, все-таки, как хорошо в стране советской жить! Какие замечательные песни писали о великой стране Дунавеский и Лебедев-Кумач, Шостакович и Корнилов, Хренников и Гусев, братья Покрасс... «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер...», «Вьется дымка золотая придорожная...», «Лейся песня на просторе...», «Нас утро встречает прохладой...», «Все выше и выше, и выше...», «Легко на сердце от песни веселой...», «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля...», «Широка страна моя родная...»... Агитбригады получают за свои выступления премии, Ленинскую, Сталинскую, Похвальную грамоту ЦК ВКПб... Настроение - отличное, бодрое! А потом их попросили рассказать по три анекдота. Про те времена. Откликнулись весело, с азартом. Вспомнили массу анекдотов. И получили: 15 лет лагерей, 10 лет строгого режима без права переписки, расстрел... И в аудитории повеяло холодом. Та еще интерактивность!

Далее были документы. Опубликованные впервые за десятки лет. Подписанные первыми лицами страны. Ни книги, ни учебники, ни газеты, ни журналы. Только скупые строки документов, писем народа к Иосифу Виссарионовичу Сталину, протоколы из залов судов, юридическое обоснование пыток, следственная и лагерная документация... А далее - документальный фильм, снятый по заказу органов НКВД - о строительстве Беломорканала. И цифры, цифры, цифры... Огромные цифры жертв трудового «энтузиазма». Лагерь растлевает любую душу. Об этом - особый разговор.
В конце урока они, безусловно помудревшие, говорили:
- В жизни нужно быть готовым ко всему. Жизнь - это белое и черное...
- В любое время человек должен оставаться человеком, сохранить в себе стержень...
- Это было время - одновременно прекрасное и ужасное...
- Если не помнить об уроках истории, можно повторить самое страшное из нее...
- Это урок жизни...

Экзамен

Но вернемся к экзамену по литературе и к Жене Кулемину, вытянувшему билет о Тютчеве. Его ответ был кратким и удивительно емким. Прекрасное сочетание глубины и лаконичности. Ни прибавить, ни убавить. Отличный ответ!
Нам не дано предугадать...
Как отзовется слово учителя предугадать можно. Если это неравнодушные учителя и открытая добрая светлая школа.

Анна МАКАРОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru