|
12 августа - День Военно-воздушных сил |
Только истинно смелым покоряется пятый океан
Испытатель «Осы»
В домашнем фотоархиве Анатолия Антоновича Похиленко хранится фотография, на которой запечатлен маленький любительский самолетик. Этот летательный аппарат создали самодеятельные кронштадтские авиаконструкторы из аэроклуба «Дельфин». Имя своему первому детищу они дали забавное - «Оса». На обратной стороне снимка подпись:
«Анатолию Антоновичу на память. Только истинно смелым, смелым с творческим летным мастерством покоряется 5-й океан. Мы не забудем Вас, нашего первого испытателя, поднявшего 12 сентября 1969 года в 16 ч. 25 мин. наш самолетик. Кронштадт. Костя, Петр, Николай, Виктор».
И хотя чертежи «Осы» были опубликованы в серьезном всесоюзном журнале «Моделист-конструктор», испытание любительского самолетика было настоящей рискованной авантюрой.
А дело было так. Командир авиационной части возвращался на аэродром, известный в Кронштадте как Бычье поле, после очередного летного задания. А на аэродроме создатели «Осы» как раз собрались его испытывать. Мог ли пройти мимо известный своей смелостью командир части? К тому же, самый опытный летчик во вверенном ему подразделении? Конечно же, нет. Он оценил ситуацию мгновенно и принял решение: учить «Осу» летать будет именно он.
Благополучно взлетел, сделал круг, внизу, подняв головы и затаив дыхание стояли влюбленные в небо романтики - создатели «Осы», и казалось можно уже праздновать победу, но... на втором заходе отказал мотор, пришлось «приземляться», причем в кусты, что оказалось спасительным, кусты послужили амортизатором, в результате остались целы и самолет, и летчик, чего нельзя сказать о послужном списке испытателя: очередное воинское звание ему задержали на год: а чтобы не озорничал больше.
Вызвал его к себе командир ЛенВМБ адмирал Байков:
- Ну, ты прямо как Чкалов под мостами...
Прозвище приклеилось: «Второй после Чкалова»
Бесстрашие
О летчике Похиленко нам рассказывали его дети - Сергей Анатольевич Похиленко и Ирина Анатольевна Беличенко. Через пять дней после профессионального праздника - Дня авиации - Анатолий Антонович Похиленко встретит свое 80-летие. Сам он поговорить с корреспондентом «КВ» не смог: состояние после инсульта.
- А прочитать нашу публикацию сможет? - спросили мы у брата и сестры.
- Мы ему прочитаем, - ответили они.
И столько в их словах об отце было заботы, уважения, благодарности, признательности, гордости, что мы поняли: кроме всего прочего, он состоялся еще и как отец, как семьянин. Своим примером, всей своей жизнью помогал детям расти настоящими людьми. Ответсвенность, честность, добросовестность, преданность делу, которому служишь, любовь к родной стране и родной семье: словами таких жизненных ценностей не воспитаешь - только собственной жизнью.
- Что более всего характеризует Вашего отца? - спросила я сына, Сергея Анатольевича Похиленко, бывшего заместителя командира подводной лодки в 25-й бригаде подводных кораблей.
Он задумался, а потом убежденно произнес одно-единственное слово:
- Бесстрашие!
Примеров бесстрашия в летной биографии Похиленко - множество. Вот один из них.
Седьмого марта 1968 года командир ЛенВМБ адмирал Байков сообщил, что в фарватере, в районе острова Гогланд застряли более 50 судов. Впереди, по ходу судов, была обнаружена мина. Необходимо обезвредить. Погода стояла ненастная, а это значит - нелетная. Но задача поставлена: с группой подрывников разблокировать фарватер. Эта операция безусловно была связана с большим риском для жизни и требовала мастерства, отваги и мужества от летчика. Он буквально завис над льдиной на своем вертолете (колеса касались льда), чтобы подрывники могли беспрепятственно работать с бикфордовым шнуром и успешно проводить операцию. По словам специалистов, Похиленко продемонстрировал тогда блестящее летное мастерство - встречали их как героев. Фарватер очищен - задание выполнено!
Огромное небо
В небе он отлетал 26 календарных лет, всего же в авиации - 33 года; 136 раз прыгал с парашютом, выполнил 14 технических катапультирований. Мастер спорта по классической борьбе.
После Запорожского аэроклуба, а затем Ейского авиационного училища имени Сталина - единственного в стране - готовившего военно-морских летчиков для полетов на истребителях, летал на МиГах. Однажды, это было, когда служил в Эстонии, при заходе на посадку самолет не выпустил шасси. При посадке на грунт лопнули привязные ремни. Потерял сознание. Очнулся лишь через три дня в госпитале. От летной работы отстранили. Но разве можно смириться летчику с потерей неба?
Похиленко добрался до самого председателя летной комиссии Центрального авиагоспиталя - засекреченного в ту пору для всех жителей страны, а в будущем - легендарного Сергея Королева, главного конструктора космических кораблей. Вообще, в ту пору летчики и космонавты еще не были представителями разных профессий, космонавтика только зарождалась, в звездные отряды людей набирали из действующего летного состава, и Анатолий Похиленко может похвастаться знакомством со многими космонавтами, вместе служили в Военно-воздушных силах страны, отдыхали в одних санаториях, лечились в госпиталях.
Королев спросил:
- Летать хочешь?
- Да, - твердо ответил Похиленко. И получил разрешение остаться в авиации, но... пересесть с МиГов на тихоходные самолеты - ЛИ-2, АН-2; вертолеты.
Вот так и оказался летчик первого класса в начале 60-х в Кронштадте: после расставания с истребителями был назначен сюда в летную часть. В авиационном отряде - один АН-2 и несколько вертолетов - для посадки на островах, поиска подводных лодок и решения различных других оперативных задач на флоте. Но главное - небо осталось с ним...
И стал Кронштадт аэродромом посадки для всей его семьи. Жена Клавдия Афанасьевна (самую красивую девушку Днепропетровщины взял он когда-то в жены) «облетала» с ним 12 гарнизонов, служили в Таллине, Калининграде, Москве, а родным стал наш город-остров в Финском заливе, который даже с высоты птичьего полета кажется совсем игрушечным. Здесь выросли дети, родились внуки...
Позади восемь десятков лет. Огромная жизнь - как огромное небо. С праздником Вас, Анатолий Антонович! Выздоравливайте! Долгих Вам лет жизни и доброго настроения!
Анна МАКАРОВА
Фото из архива
А. А. Похиленко
|