Вот и лето прошло. В школу!
Лето закончилось, так и не подарив нам долгожданного тепла и солнца. И даже для Дня знаний капризная кронштадтская погода не сделала исключения: было холодно и пасмурно, и все первосентябрьские обновки пришлось нашим девочкам и мальчикам прятать под теплые куртки. В праздник 1 сентября наши корреспонденты побывали в двух кронштадтских школах - 418-й и 422-й. Все было как всегда - по нерушимой традиции - белые банты, улыбки и море цветов.
Ученик должен верить в свое будущее
Кронштадтские учителя побывали на Педагогической думе в Санкт-Петербурге, о чем нам рассказала директор 425-й школы имени академика П. Л. Капицы Елена Викторовна Горлатова:
- Нам понравилась тема думы «Ученик - главная фигура санкт-петербургской школы» и выступление губернатора Валентины Ивановны Матвиенко. Не впервые пришлось слышать ее речь, обращенную к педагогам, но на этот раз она говорила как-то по-новому, очень точно попадая в наши болевые точки. А вот прокурор, напротив, показал непонимание нашей работы, обвиняя учителей в недостаточно хорошем воспитании детей. Валентина Ивановна же правильно сказала, что за воспитание ребенка отвечает не только школа, но и родители, и окружающая среда.
Показали нам и какого ученика в идеале мы должны выпускать: самодостаточного, социализированного, знающего, чего хочет. Выступал выпускник престижной школы, поступивший в СПбГУ, который несколько раз повторил «Россия - страна возможностей». У нас тоже есть такие ребят, которые верят в свои возможности и в свое будущее, и правильно делают.
Мы, учителя, видим, какие деньги вкладываются в образование - только на нашу школу в этом году истрачено 5 миллионов рублей. Это непременно принесет свои плоды. Совершенно правильно, что стали много думать о содержании образования и по-новому смотреть на ученика. Не мешало бы по-новому посмотреть и на родителей - без их деятельного участия успехи в образовании и воспитании будут случайными.
Горите огнем творчества!
Новый учебный год в Год семьи, объявленный Президентом России, и Год 19-го квартала, объявленный главой администрации Кронштадта, газета «Кронштадтский вестник» решила начать в 19-м квартале, в единственной в этом микрорайоне общеобразовательной школе № 418.
Солнце, ветер, новая ограда, новый школьный стадион и море цветов - вот чем встретила новостройка двадцатилетней давности. В школьном дворе собрались учителя, ученики и родители, на крыльце - администрация школы, представители отдела образования Кронштадта и Комитета образования Санкт-Петербурга. Вечно трогательный сценарий с первоклашками, выпускниками и школьным звонком.
После звонка - все в школу, с двух сторон обтекают крыльцо и вливаются в вестибюль. Директор Галина Алексеевна Любимцева входит последней - пойти за нею или просочиться в какой-нибудь класс? Выбираю синие косынки с изображением птицы, повязанные как пионерские галстуки, и иду следом до третьего этажа, потом по коридору, пока не оказываюсь перед дверью, на которой написано: «Класс-студия «Древо». За дверью не парты, а зеркало вдоль всей стены - вероятно, здесь танцуют, играют и репетируют. А вот и класс - я уже догадываюсь чей: четвертый класс Елены Витальевны Поварчук, в прошлом учебном году удостоенной звания «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга».
Дети уже на своих местах, родители тоже, находится местечко и для меня. Урок начинается с выступления старшего инспектора отдела пожарного надзора Елены Степановны Сахненко. Чего нельзя делать, чтобы не случился пожар, и как себя вести, если все-таки что-нибудь загорится. Вот неожиданность! А когда же про семью?
Оказывается, всегда. Елена Витальевна Поварчук в содружестве с преподавателем ДДЮТ «Град чудес» Юрием Львовичем Орнатским внеклассную работу строит при участии семьи ученика. На паром памяти 9 Мая - вместе с родителями, бабушками, дедушками, сестрами и братьями, и Рождество праздновать вместе, и Масленицу провожать…
У них есть своя аллея поколений на территории 18-го детского сада, ведь именно из этого дошкольного учреждения приходят в школу первоклассники. У них есть и живая связь поколений. Например, семья Колесниковых. Старший сын, ученик Елены Витальевны, - уже восьмиклассник, дочка сейчас у нее учится, а младший - участник всех интересных дел вместе с мамой и папой и, может быть, тоже станет воспитанником класса-студии «Древо». Во всяком случае, Колесниковым этого очень бы хотелось. Первого сентября 2008 года они пришли в школу всей семьей!
Конечно, школа гордится классом-студией «Древо» и создает все условия для творчества этой большой и дружной семьи. А еще школа гордится своими спортивными достижениями и преподавателем физкультуры Альфредом Петровичем Панкунасом, которого в закончившемся учебном году Правительство также удостоило высокого звания - «Лучший учитель Санкт-Петербурга». Есть в школе и прекрасные ученики, и замечательные выпускники, которые после окончания родной 418-й продолжают свое образование в вузах, колледжах Санкт-Петербурга и в СЗТУ Кронштадта.
Новый 2008-2009 учебный год в школе № 418 начали 502 учащихся и 38 учителей, которым хочется пожелать того же, что пожелала своим четвероклассникам Елена Витальевна Поварчук, резюмируя выступление инспектора пожарного надзора: «Не надо пожаров! Горите огнем творчества!»
Педсовет районного масштаба
В последний рабочий день августа педагоги 26 образовательных учреждений Кронштадта собрались на свой традиционный совет, который в очередной раз проходил в «Бастионе». Перед учителями выступили заместитель главы администрации Кронштадта В. Ю. Богомолов, новый начальник отдела образования Е. Е. Рыкина, специалист Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга и трое ученых из города на Неве. Таким образом, нынешний совет, на котором не прозвучало ни одного вопроса из зала и ни одного выступления самих учителей, по сути, оказался не советом, а наставлением.
Учителя учатся всю жизнь
Какие же наставления перед началом нового учебного года получили кронштадтские педагоги?
Вячеслав Юрьевич Богомолов, отметив стремительный профессиональный рост руководителей школ и детских садов, попросил учителей воспитывать такую молодежь, которая способна будет занять передовые позиции не только в Кронштадте и Санкт-Петербурге, но и на международном уровне. Со своей стороны от имени администрации Кронштадта заверил, что Правительство Санкт-Петербурга будет продолжать укреплять материально-техническую базу и осуществлять комплексный ремонт образовательных учреждений. В будущем году на эти цели запланировано 300 миллионов рублей. Кое-что будет сделано и для самих педагогов: после реконструкции дома 3 на Коммунистической улице, 16 семей кронштадтских учителей получат квартиры.
Начальник отдела образования подробно рассказала о достижениях кронштадтской школы, начиная с компьютерных классов и заканчивая успехами учеников и учителей. Основная часть ее доклада была посвящена теме августовского педсовета: «Инновационная школа: новый взгляд на ученика», в заключение которого прозвучали такие слова: «Главный человек в школе - ученик… Наш выпускник должен войти во взрослую жизнь подготовленным, самостоятельным человеком - здоровым и счастливым».
Однако что же здесь такого нового? Какой учитель во все времена не желал того же своим ученикам? Того же, да не так. Советский ученик ходил в школу за знаниями - современный идет в школу, как в клуб: чтобы встретиться с друзьями и с учителями, которые его понимают. При этом, по данным аналитического отчета опросов учащихся в 2007 году, на которых основаны и выводы в предыдущем предложении, - абсолютно все ориентированы на получение формального высшего образования. Почему формального? Потому что в выборе профессии лидируют менеджмент, экономика, финансы и реклама. И никто из тех, кто собирается стать менеджером, не представляет, чем будет заниматься. Сама школа тоже становится все более формальной, неслучайно 40% учащихся Санкт-Петербурга настоящие знания получают от репетиторов. По словам Марины Викторовны Матюшкиной, которая на основании исследований Академии постдипломного педагогического образования (АППО) представила портрет ученика XXI века, это отражение мировых процессов. Меняются ценности: реализация в досуговой деятельности становится важнее, чем в профессиональной. Должна реагировать школа на такие изменения? Вопрос риторический.
Что такое инновационная школа, еще раз напомнила научный руководитель отдела образования Кронштадта Эмилия Владимировна Ванина. Это информационные технологии, профильное обучение, оценка качества знаний в форме ЕГЭ...
Качество знаний в школе XXI века будет оцениваться не только при помощи тестов. Оценивать будут и сами ученики, и их родители, а также работодатели, вузы и даже общественность. Об этом сообщила куратор отдела образования Кронштадта Ольга Валерьяновна Михайлуца. Как это будет осуществляться, пока непонятно. Однако задача инновационной школы - давать качественное образование, сопоставимое с международными показателями, и государство намерено добиваться именно этого. Ольга Валерьяновна напомнила также, что с 1 января 2008 года введено обязательное общее среднее образование для всех российских граждан, и похвалила кронштадтских учителей за то, что в нашем городе в прошлом году не «отсеяли» ни одного учащегося. Так же хорошо в Санкт-Петербурге поработали еще всего лишь в трех районах из 18.
Похвалы удостоились также учителя, чьи ученики писали сочинение на тему «Что бы я сделал для образования района, если бы был главой администрации». Преподаватели АППО, читавшие сочинения, пришли к выводу, что кронштадтские школьники думают не только о себе и о своей школе, но и обо всем городе Кронштадте. А одна девочка написала, что хочет стать Президентом России. С точки зрения науки, то, как мыслят наши учащиеся, говорит о неплохом воспитательном результате в семье и школе.
От куратора района было и абсолютно конкретное указание, которое, вероятно, уже доведено до сведения всех руководителей образовательных учреждений: каждая школа должна создать свой сайт в интернете для формирования положительного имиджа образовательного учреждения. Наличие сайта Правительство Санкт-Петербурга включило в мониторинг социально-экономических показателей района.
Наставления перед началом учебного года заканчивались вполне традиционно: поздравлениями и пожеланиями, такими же, как и 10, и 20, и 30 лет назад: желали учеников, которые хотят учиться и получать знания, а также радости от общения с ними и творческих успехов.
Материалы полосы подготовила
Надежда БОГОМОЛОВА
Фото автора
|