|
Кронштадт: страницы истории |
Театральный Кронштадт
Каждый, кто хоть раз бывал в театре, никогда не забудет ту удивительную волшебную атмосферу, которая царит в зале перед началом спектакля. Оркестр настраивает инструменты. Люди рассаживаются по местам, беседуя вполголоса о чем-то своем. Тяжелый занавес ждет, чтобы подняться и подпустить зрителей к рождению чуда, которое будет происходить на сцене. Даже звуки и запахи в театре свои, особенные, отличные от внешнего мира. И, вот, звучит третий звонок, в зале гаснет свет, луч выхватывает из темноты сцену, звучат первые такты музыки - спектакль начинается...
Сегодня мы приступаем к циклу заметок о театральном Кронштадте. Стоит сразу оговориться, что ранее именно этой темой никто не занимался, и нас, вероятнее всего, ждет немало открытий и находок. Но начнем мы разговор о кронштадтских театральных подмостках с самого начала..
Коммерческое собрание
«Не приличествующий званию офицера...»
В конце XVIII века Кронштадт только начинал формироваться как город. Летом, с началом навигации, население сокращалось примерно на одну треть, зимой же «большинство их апатично мирилось с невзрачной обстановкой, находя удовлетворение в дружеских пирушках, на которых господствующую роль играли карты и вино». Ни библиотек, ни клубов, ни театров тогда в Кронштадте не было.
В 1775 году главным командиром Кронштадтского порта стал адмирал Самуил Карлович Грейг, знаменитый Чесменский и Гогландский герой. В 1786 году он предложил почтенным или благородным лицам учредить в городе Клуб или Благородное Собрание «для праздношатающихся безо всякого дела офицеров».
В 1879 году «Кронштадтский вестник» опубликовал рассказ об этом клубе Ивана Петровича Бунина. Первоначально в него входило 70 человек: флотских и армейских офицеров, именитых горожан. Ежедневно с 5 вечера до 12 ночи посетителям - членам клуба, предлагались газеты, журналы, игра на бильярде и в карты. Два раза в неделю устраивались ужины и раз в месяц устраивался бал.
Иван Петрович Бунин указывал, что собрание оказало сильное воздействие на офицеров: «Простота нравов, взаимная любовь, дружеское отношение начальников с подчинёнными и безусловное уважение последних к первым явили полезные последствия: семейные между собой сблизились, а молодые офицеры, ознакомившись с лучшим обществом, сделались нравственнее».
В 1790 году Собранию был выделен «депутатский дом» - дом Миниха. Однако в 1785 году Клуб прекратил своё существование. Связано это было с военной кампанией. Кронштадтская эскадра вышла к берегам Англии и Голландии, чтобы предотвратить возможное нападение революционной Франции. Плавание это завершилось только в 1800 году, но к этому времени помещения Собрания были отданы под квартиры для служащих, а деньги и имущество пропали без следа.
Павел I не приветствовал развитие Клубов, так как считал, что офицерам негоже в зимнее время просто приятно проводить время, и поэтому он привлёк их к изучению дела, относившегося к их служебным обязанностям. В Кронштадте были учреждены Учебные классы, куда в обязательном порядке собирались все свободные от службы чины всех рангов для слушания «Морского устава» и специальных предметов.
Нельзя сказать точно, имело ли это первое собрание какое-либо отношение к Ложе «Нептуна». Её возглавлял адмирал Грейг. Точное время образования её не известно, но ясно, что в 1780 году она уже существовала и была закрыта в 1788 году после смерти адмирала.
Первой попыткой возродить Собрание был импровизированный театр в нижнем этаже второго новослужительского флигеля (Флотская улица, дом 10). Из бумаги были изготовлены декорации. Тридцать офицеров-любителей еженедельно давали спектакли, которые пользовались большой популярностью. К сожалению, репертуар до сих пор не известен. Однако вице-адмирал П.В. Чичагов, состоявший тогда в звании товарища министра иностранных дел, отзывался о спектакле положительно.
Очень недолго просуществовал этот театр. Шестого января 1803 года, во время спектакля, загорелась одна из кулис, начался пожар. Здание флигеля сильно пострадало.
Александр I очень резко отреагировал на это событие, назвав «театральные занятия не приличествующими званию офицера».
Параллельно с созданием этого самодеятельного театра в Кронштадте начался сбор подписей в пользу возрождения Собрания. Списки, насчитывающие 15 фамилий, были переданы командиру порта П. И. Ханыкову, тот дал делу дальнейший ход и 28 января 1802 года ходатайство об основании клуба было утверждено императором Александром I.
Устраивались ли в возрожденном Морском благородном собрании новые самодеятельные спектакли пока неизвестно, однако благотворительные балы были регулярными и весьма частыми, особенно во второй половине XIX века в новом здании Собрания на большой Екатерининской улице (Советская улица, дом 43), куда в ноябре 1860 года, по инициативе великого князя Константина Николаевича состоялся перевод Собрания. Вся внешняя отделка, внутренняя планировка комнат, вплоть до рисунка на паркете, лепных украшений, стен утверждалась лично князем. Танцевальный зал украсила огромная люстра (в 94 рожка) из собственного дворца великого князя.
Большая Екатерининская улица
Беспокойный театр Данилы Бритнева
14 декабря 1841 года на имя председателя Комитета об устройстве Кронштадта Ф.Ф. Беллинсгаузена поступило прошение от купчихи третьей гильдии вдовы Авдотьи Лукиной. Она жаловалась на то, что театр, устроенный на дворе при доме купца Данилы Бритнева в первом квартале по Посадской улице Купеческой части, может явиться причиной пожара, так как это помещение примыкает к ее деревянному двухэтажному дому, а железные и каменные печи в театре часто остаются без присмотра. Дым, по ее словам, шел прямо в окна, из-за чего «постоялец Бритнева - экспедитор Симеон, живший много лет сряду, выезжает из дома Бритнева».
Для разрешения этой проблемы при Комитете об устройстве Кронштадта была сформирована комиссия. В нее вошли семь человек: инженер-полковник Фуллон, полицмейстер полковник Стариев, Инженер-подполковники Потто и Иванов, городской архитектор Трапезников, член Комитета купец Васильев, депутат из квартирной комиссии Комаров. Им необходимо было удостовериться в прочности и безопасности театра, а также в верности жалобы А. Лукиной. Двадцатого декабря комиссия представила Ф. Ф. Беллинсгаузену итоги осмотра театра Бритнева. Для устранения едкого дыма в крытой железом крыше предстояло сделать «колпак без вертлюга, который для чистки трубы можно будет снимать, от чего устройство печи совершенно безопасно будет».
Чтобы предупредить возгорание, необходимо было провести в театр пожарные трубы, очистить проход между ним и домом от строительного мусора и снять навес Лукиной, находящийся в непосредственной близости от театра (за это она получила вознаграждение в сумме 100 рублей серебром).
На основании выводов комиссии полицмейстеру Кронштадта была дана инструкция проконтролировать исполнение вышеуказанных противопожарных мер, а также объяснить купцу Даниле Бритневу, «чтобы актеры им нанимаемые и избираемые были людьми поведения трезвого и хорошего».
Морское собрание
Театр на Осокиной площади
Другой деревянный двухэтажный театр появился на Осокиной площади в 1860 году. Разрешение на его строительство получил дворянин коллежский секретарь Василий Федорович Цеханович. Первоначально он в своем прошении хотел оговорить условие, по которому в продолжении 10 лет, пока будет стоять театр, «ни одно публичное заведение (кроме до сего существующих) не было дозволяемо», но Комитет отклонил его. По истечении 10 лет Цеханович должен был сломать театр или возвести новый. Во время строительства, которое проводилось по проекту архитектора Гартунга, произошло некоторое отклонение от утвержденных чертежей. Комиссия, специально назначенная Строительным департаментом, нашла здание ненадежным и потребовала его реконструкции. Для завершения строительных работ Цехановичу была выделена ссуда в 6 тысяч рублей под залог здания в Санкт-Петербурге, оцененного в 30 тысяч рублей. В январе 1861 года строительство завершилось, и после осмотра Комитетом здания начались отделочные работы. На них средства Цехановичу выделил купец Комнаков, причем подробной сметы не составлялось, а в Комитет был предоставлен ее черновой вариант. Оценка произведенных работ происходила на месте уже после их окончания. Только тогда купец, финансировавший отделку театра, смог получить расписку от Цехановича с обязательством выплаты денег в течение одного года. 19 октября 1862 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление о продаже театра в Кронштадте. Он характеризовался как «снабженный декорациями, мебелью, библиотекой и прочим имуществом, вмещающий до 1000 человек и дающий полный сбор до 700 рублей».
В 1869 году кронштадтский театр купил коллежский советник В. И. Аристов за 300780 рублей, но 12 января 1872 года крупный пожар полностью его уничтожил. Ф. А. Тимофеевский писал, что за 11 лет своего существования здание обветшало и «еще во время существования театра, в обществе и печати высказывалось, что для населения Кронштадта необходим хорошо устроенный каменный театр».
На самом же деле, с самого начала строительства в 1860 году и до момента разрушения, Комитет ежегодно осматривал здание с целью обеспечения безопасности и прочности и каждый раз находил его в исправном состоянии.
Артиллерийский клуб
Любительские театры и временные сцены
Временные театральные сцены имелись при Коммерческом и Артиллерийском собраниях. Кронштадтское Коммерческое собрание (Купеческий клуб) было основано местным купечеством в 1818 году по примеру Морского офицерского. В 1850 году оно было несколько модернизировано. Размещалось оно в доме купца Никитина (Николаевский проспект, дом 39). В то время это было самое высокое четырехэтажное кирпичное здание гражданской застройки. Здесь имелся театр, бальный зал, библиотека, комнаты для отдыха, музыкальный салон. Краевед B. C. Сергеев на протяжении многих лет собирал и систематизировал любую информацию о городе на острове Котлин. В очерках «По кронштадтским мостовым...» он отмечал: «На сцене театра выступали многие выдающиеся артисты Императорских театров Петербурга: Федор Шаляпин, К. Варламов, Полина Стрепетова и многие другие. В 1903 году на сцене Коммерческого собрания впервые, по особому разрешению Кронштадтского военного губернатора адмирала С. О. Макарова, был поставлен спектакль по пьесе A. M. Горького «Мещане».
Первое офицерское Собрание артиллерии Кронштадтской крепости основано было ещё в 20-х годах XIX века и размещалось до 1877 года в небольшом здании на углу Северного бульвара и Красного переулка. В 1877 году Собрание было переведено в казённое каменное здание, принадлежащее крепостной артиллерии. Но только 19 марта 1902 года состоялась закладка специального строения, предназначенного для собрания. «Кронштадтский вестник» от 20 марта 1877 года по этому поводу писал: «Наконец-то состоялось радостное событие, которого с нетерпением ждали артиллеристы Кронштадтской крепости. Вчера состоялась торжественная закладка первого камня в здание их будущего Собрания». Дом был построен за два года и в 1904 году состоялось торжественное открытие собрания.
В одном из следующих выпусков «Кронштадтского вестника» мы обязательно продолжим знакомство с театрами, цирками, синематографами, музыкальными клубами нашего города.
Екатерина КАЗАКОВА
|