В дар Собору
В алтаре. «Моление о чаше»
Моление о чаше
В «Кронштадтском вестнике» №24 от 20 июня под рубрикой «К 100-летию со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского» мы рассказали читателям о художественных портретах женщин, окружавших Иоанна Кронштадтского в его земной жизни - дорогих ему женщин - матери, жены, сподвижниц в молитвенном подвиге. Они созданы кронштадтским художником Юрием Ступицей и объединены им в единый цикл под общим названием «Земные ангелы». В той же публикации шла речь и о новой работе Юрия - продолжении духовной темы в его творчестве - запрестольном образе для алтаря верхнего Храма Владимирского собора - «Моление о чаше».
24 февраля (7 марта) 1880 года «Кронштадтский вестник»так описывал этот образ в своих «Заметках из кронштадтской жизни» под заголовком «Новый Храм Владимирской иконы Божией Матери»: «В алтаре за престолом поставлен в золоченой раме образ «Моления о чаше» превосходной работы академика Таюрского...».
Юрий Ступица |
Последние штрихи |
Сегодня мы, перефразируя безымянного корреспондента «КВ» 19-го века, оставившего нам прекрасные, очень полные воспоминания о новосозданной Владимирской церкви, можем сказать точно так же: в алтаре возрождающегося Храма, за престолом, установлен образ «Моление о чаше» превосходной работы выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Юрия Ступицы. Действительно, превосходной! Это мнение не только корреспондентов «КВ», побывавших в мастерской художника незадолго до завершения образа, но и всех, кто уже видел икону, - она рождает моментальный благодатный отклик в сердцах.
Владимир Летецкий |
Отец Святослав:
- У Горнего места - достойный вид |
На мой вопрос о том, как шла работа над образом, и какие чувства он при этом испытывал, Юрий Ступица рассказал следующее:
- Это большая честь для художника - написать икону для Храма. Для Горнего места - честь вдвойне. Прежде чем приступить к работе, я пересмотрел массу материалов на тему «Моления о чаше». Но образец для работы предложил настоятель Храма отец Святослав, и его выбор был полностью созвучен с моим представлением о самом лучшем художественном отражении этого евангельского события, наполненного величайшим драматизмом. Работа очень сложная. «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!..». Понять и передать то, что чувствовал Спаситель, молясь в Гефсиманском саду... Это требует огромного внутреннего напряжения, эмоционального сопереживания... Но работа доставляет мне воистину огромную радость...
Мастера-краснодеревщики из фирмы «Интерьер» |
Горнее место |
Киот в подарок
- Для такой замечательной иконы нужно достойное обрамление...
Я даже не успела закончить свой вопрос. Ответ у Юрия уже был:
- Как только я рассказал Володе Летецкому, что пишу «Моление о чаше» для алтаря Владимирского собора, он тут же принял решение сделать для нее в своей мастерской резной золоченый киот. И киот уже готов - великолепная работа!
В мастерскую одной из старейших кронштадтских фирм - «Интерьера» - на улицу Восстания мы поехали 25 августа, вместе с настоятелем Владимирского собора, он киота также еще не видел. Волновались. Ведь задача перед «Интерьером» стояла действительно очень ответственная. Если в Храме Божием все должно быть красиво и достойно, то Горнего места это касается - особенно. Получилось ли?
Но Владимир Летецкий, как всегда, оказался верен себе. Работа действительно великолепная. Лично я просто ахнула от изумления. Вот, ведь вроде и ожидала увидеть нечто выдающееся, хорошо зная свойственный Летецкому педантизм в любом деле, его безупречный тонкий вкус, чувство гармонии, высочайший профессионализм, огромный опыт и талант, но тем не менее...
Американский орех (материал очень дорогой!). Тонкая художественная резьба по дереву. Сияющие золоченые детали (золотили мастера в Санкт-Петербурге). Аккуратность и точность. Тщательная проработка всех деталей...
И я вспоминаю, как в 1999-м году хозяин «Интерьера» первым из кронштадтских предпринимателей откликнулся на просьбу «Кронштадтского вестника» (редактором тогда был Дмитрий Анатольевич Титов, ныне руководитель кронштадтской студии ТКТ) прийти на помощь новому настоятелю. Решетки на окнах цокольного этажа - самая первая в то время работа в Храме - результат этого отклика.
В мастерской Юрия Ступицы. Работа над иконой близится к завершению...
От руин до алтаря
Пятого сентября образ «Моление о чаше», обрамленный резным золоченым киотом, занял свое историческое место в алтаре верхнего Храма в точном соответствии с историческими свидетельствами о былой красоте и великолепии Владимирского собора.
«Киот изготовлен мастерами Вороновым Павлом, Снетковым Виктором, Баллахом Федором, Лысенко Михаилом под руководством и на средства Летецкого Владимира в дар Собору Владимирской иконы Божией Матери в городе Кронштадте. Сентябрь 2008 года», - эту надпись на обратной стороне киота мы сфотографировали на память о драгоценном даре.
Настоятель Владимирского собора отец Святослав считает символичным, что икона и киот для Горнего места стали исключительно делом рук кронштадтцев. А как иначе? Кронштадтцы начинали когда-то возрождение Собора с субботников по разборке руин...
И вот, от руин до алтаря - дорога к Храму длиною в десять лет...
Анна МАКАРОВА
Фото Митрофана ЕПАНЧИНА и Александра ПАВЛОВ
|