Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№39 от 3 октября 2008 года

Вернуться к главному  
 

5 октября - День учителя

С праздником, дорогие учителя!

День Учителя! Вслушайтесь сердцем
В эти звуки, что дороги нам!..
Всем, что связано с юностью, детством,
Мы обязаны Учителям!

Дорогие кронштадтцы!!!
День Учителя - всенародный праздник!

Праздник каждого человека, потому что кем бы он ни был: Президентом или строителем, врачом или водителем, музыкантом или космонавтом, - прежде всего он чей-то ученик.
В этот осенний день, когда на пороге уже холода, Профсоюз работников образования призывает Вас согреть любимых учителей теплыми и искренними словами, поделиться своими успехами, ведь счастье учителей складывается из побед его учеников.
Ваши учителя любят и помнят вас, радуются всякий раз, когда вы выдерживаете испытания на жизненном пути,
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ И ВЫ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ!

Общероссийский Профсоюз образования Территориальная организация
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

 

«Наша школа - теплая и уютная»

День учителя в год, объявленный главой Кронштадта Годом 19-го квартала, мы решили отметить в школе № 418, и помогла нам в этом учительница русского языка и литературы, классный руководитель 5-А Виктория Васильевна Олейник.

«Наша школа в отдаленном районе, не избалованная вниманием журналистов и обдуваемая всеми ветрами, - теплая и уютная внутри. По существу, процесс воспитания человека и не должен быть публичным, это нечто сокровенное. У нас работают неслучайные люди, которые хорошо знают и любят свое дело. Директор школы Галина Алексеевна Любимцева - заслуженный учитель России - человек широкой души, который понимает и чувствует взрослых и детей. И они отвечают ей взаимностью. У нас замечательный педагогический коллектив, в котором почти все учителя работают много лет и не хотят уходить в другие учебные заведения. Это люди, которые нашли себя в педагогике и в этой загородной школе»
Учительница Виктория Васильевна Олейник приехала в Кронштадт в середине 90-х вместе с мужем-военнослужащим и с тех пор работает в 418-й. Двенадцать лет она ездит на работу из центра города в 19-й квартал, как, впрочем, и некоторые ее ученики. Не раз она думала о том, чтобы изменить место работы поближе к дому. Но всякий раз не могла оставить своих учеников. Выпустишь 11-й, а за ним 8-й. Восьмиклассники стали выпускниками, и идущие вслед за ними пятиклашки подросли…
Разве можно уйти, когда каждый год приходят выпускники показывать свои «пятерки» в зачетках? В зачетках есть и такие предметы, как литература и культура речи. Так, например, Вика Молчанова, которая пошла по стопам своего учителя, классного руководителя и тезки, - учится в педагогическом имени Герцена. Ученики, выбравшие профессию учителя, - самая большая награда для педагога, особенно в наше время, когда ни денег, ни престижа, ни отдыха в Монте-Карло, ни платья из Парижа… Значит, школа, в которой они учились, им нравится, а педагоги в их глазах - достойные, уважаемые и счастливые люди.
Дорогие учителя, кронштадтцы! Поздравляем вас с профессиональным праздником, и примите пожелания от вашей коллеги и мамы первоклассника, учителя русского языка и литературы Виктории Васильевны Олейник:
«Я желаю своим коллегам здоровья, душевных сил, радости, тепла и поддержки от родных, близких и любимых. Наша профессия очень сложна. Мы отдаем себя другим, и часто нам не хватает сил на своих. Так пусть этих сил будет много, чтобы хватало на всех. Пусть то, что мы отдаем, снова возвращается к нам через радость общения с детьми. Пусть наша работа приносит счастье в каждую семью, в том числе и в наши семьи - семьи учителей».

Надежда БОГОМОЛОВА

Каким должен быть идеальный учитель?

Этот вопрос накануне Дня учителя мы задавали кронштадтской молодёжи. И вот какие ответы нам удалось собрать.


Саша Михайлов:
- Идеальных педагогов, я думаю, не существует. Учитель должен быть строгим, добрым и отзывчивым. Таким, как Нина Александровна Зайцева, мой биолог в 425-й школе.
Анна Бурченкова:
- Не идеальный, но хороший учитель должен очень тонко понимать детскую психологию.
Маша Манжикова:
- Учитель должен быть терпелив, должен очень любить детей, давать знания и быть объективным. Идеальный учитель - это, прежде всего, друг.
Елизавета Воронова:
- К сожалению, идеальных учителей не встречала, хоть и проучилась в трёх школах: было так - учителя выбирали себе любимчиков, и если ты не попадал в их число, то, чтобы ты ни делал, как бы ни старался, выше головы всё равно прыгнуть не удавалось. Это несправедливо, но, увы, типично.
Наташа Зайцева:
- Педагог должен понимать своих учеников, уметь их заинтересовывать предметом, быть строгим, но не чрезмерно, справедливым и приятным в общении.
Света Султанова:
- Идеальный - тот, кого уважают. Он может достучаться до твоего сердца! Все мы помним свою первую учительницу - вторую маму в школьных стенах, давшую нам первые знания и первые наставления. Не забываем мы и учителей средней школы. Идеальный - это учитель, к которому всегда можно обратиться за помощью, советом и поддержкой, может посмеяться над проделками и направить на нужный путь. Любимая учительница научила нас дружить, объяснила, что такое порядочность, честность и даже любовь.
Любовь Якушенко:
- Идеальный - это робот, а не человек. Думаю, что гораздо лучше для обычных детей (и не только детей), если их учат живые люди, а не роботы. Учитель должен быть внимательным и понимающим, с душой относиться к своему делу и , конечно же, любить учеников.
Стас Джалилов:
- Идеальный учитель - это тот, у кого есть идеальные ученики.
Оля, 425-я школа:
- Учитель - наставник в той науке, которую преподает. Чтобы приблизиться к идеалу, нужно быть вполне лояльным к своим ученикам и хоть иногда, но входить в наше положение (если домашняя работа не сделана или стекло разбили, ну, всякое, ведь бывает). Учитель не может себе позволить оскорблять ученика, высказываться по поводу его внешнего вида. Например, не разрешают учителя носить гады, кеды, туфли на высоком каблуке, головные уборы (кепки, банданы), даже к сумкам придираются, мол, ты вот с торбой ходишь, стыд какой, а ты вон с каким крохотным кошельком пришла…

«Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь».

Аристотель

Таня Евдокимова, 11-й класс 427-я школа:
- Учитель - это наставник, человек который дает знания, чтобы мы добились чего-то в жизни. Идеальный учитель - добрый, но не дающий спуску, требовательный, но всё же понимающий, умный! Между учителем и учеником должны быть дружеские отношения.
Диана Беседина, 11-й класс, 422-я школа:
- Весёлый, отзывчивый, справедливый, понимающий - именно таким я вижу идеального учителя. Серьёзность, умение преподавать и в то же время лёгкость в общении. Мой любимый предмет - литература. На уроках Любови Александровны я чувствую восторг. Новые знания, непринужденная атмосфера, интересные задания, над которыми приятно размышлять. Учитель и ученик не должны быть на равных, но в то же время, учитель не должен смотреть свысока, нужно взаимопонимание!
Роман Леонов, 11-й класс, 422-я:
- Учитель - человек, способный дать необходимые в будущем знания, и не только из «школьной программы», но и жизненно важное. Идеальных учителей не бывает, как и идеальных людей. Учитель ни в коем случае не должен позволять себе повышать голос на ученика, особенно, если тот чего-то не знает, не понимает. Лучше ему наедине потом объяснить, после занятий, найти пробел в знаниях и заполнить его. Однако у наших детей такой менталитет, что они сами кого угодно выведут из себя своим поведением, а потом жалуются, что мол «меня обозвали, накричали и еще «2» поставили».
Ирина, 11-й класс:
- Прежде всего, должны быть взаимопонимание и уважение. И только тогда будет гармония в отношениях учителей и ребят.
Женя Клыков, 11-й класс, 427-я школа:
- Идеальный учитель должен быть добрым, иногда немножко строгим, но держащим себя под контролем! Должен не только безупречно знать свой предмет, но и грамотно преподнести его! Должен учить детей жизни, любить их! Часто учителя кричат на учеников, выходят из себя, обзываются даже! Это дурной пример для учеников.

Опрос провели
Ирина БОСЕНКО и Елизавета САДКОВА

 

Уроки жизни

Яркие листья - желтые и красные - слетают с деревьев и, медленно кружась в осеннем воздухе падают на землю, устилая ее пестрым праздничным ковром. Прохладный северный ветер здорово бодрит и освежает. Осень дарит нам удивительные моменты покоя и красоты. Именно в это прекрасное время уходящего года наша страна отмечает праздник, близкий каждому из нас - День учителя.
Учителя... Люди, играющие особую, незаменимую роль в судьбе любого из нас. Это с их помощью, благодаря их усилиям, заботам, вниманию, любви и доброте, мы такие как мы есть. Это они - наши учителя - закладывают фундамент личности, формируют наше сознание, стараясь воспитать из нас - таких разных и непредсказуемых - достойных людей.
Я хочу в канун праздника рассказать о своем любимом учителе - о человеке с доброй душой и любящим сердцем. О человеке, которому очень многим обязаны кадеты Кронштадтского Морского Кадетского Корпуса.
Ее имя для меня ассоциируется с самым памятным во время обучения в КМКК. Это учитель русского языка и литературы Татьяна Николаевна Исправникова. Не жалея своих сил, времени, здоровья, она всегда помогала учащимся в корпусе детям.
Она преподавала нам не только свой предмет, но и преподносила уроки жизни, уроки мудрости, терпения и доброты, которые в наше время бесценны. Она готовит маленьких кадет к большой жизни, проходя с ними долгий путь становления их как личностей, исправляя их ошибки, призывая к новым знаниям.
Находясь на её уроках, человек переносится в необыкновенный мир, в котором все интересно и замечательно. Каждая секунда этого урока так увлекательна, что пропустить невозможно ни одной. Не каждый учитель гак может!
Я с полной уверенностью могу сказать, что Татьяна Николаевна - это учитель от Бога. В самые трудные моменты она могла нам заменить любящую и заботливую маму. В её сердце всегда есть место для каждого ученика. Ее талант внимания и понимания несоизмерим ни с чем. Несомненно, есть много учителей, о которых можно сказать многое, но я хочу выразить свои слова признания и благодарности именно Татьяне Николаевне, И в этот светлый и добрый праздник я желаю ей и всем нашим учителям безграничного счастья, стойкости перед всеми трудностями, успехов в их нелегкой, но очень увлекательной профессии.

Кадет Кронштадтского Морского кадетского корпуса
Николай ИВАНОВ

 

Два педагога из Минного класса

Меньше полугода отделяет нас от 150-летия со дня рождения Александра Степановича Попова - великого русского ученого, исследователя и изобретателя одного из самых значимых достижений человеческого разума - радио. Об Александре Степановиче как об изобретателе радио мы говорим часто, а вот как о педагоге - почти никогда, а ведь его педагогическая деятельность была многогранной. В преддверии Дня Учителя мне хочется об этом напомнить.

Ученый, изобретатель, педагог

Талант Уже в студенческие годы он был репетитором. В 1882 году прекрасно оканчивает Петербургский Университет, и его оставляют «для приготовления к профессорскому званию». Но он не воспользовался открывшейся научной дорогой. В это самое время ему была предложена должность преподавателя в Минном офицерском классе в Кронштадте. Поразмыслив, взвесив все преимущества и недостатки работы в этом электротехническом учебном заведении, Александр Степанович дал согласие и переехал на остров Котлин.
Теперь, естественно, невозможно даже предположить, как сложилась бы творческая деятельность Попова, останься он в университете. Но определенно можно утверждать, что, связав свою жизнь с интересами Военно-Морского флота, он не случайно пришел к изобретению радио. Именно флот, в первую очередь, остро нуждался в средствах связи и сигнализации на большие расстояния без проводов. О такой связи мечтали моряки, и Попов разделял их чаяния.
Минный класс располагал лучшим по оснащению физическим кабинетом в России. Заведование им, вместе с должностью педагога, вменялось в обязанности Александра Степановича, и у него открывалось широкое поле деятельности на преподавательской и на исследовательской стезе. Александр Степанович в полной мере использовал эти возможности и стал вести в Минном офицерском классе курсы физики, высшей математики, электричества.
Талант педагога и ученого в сочетании с глубокими знаниями этих дисциплин сделали Попова авторитетнейшим специалистом в Морском ведомстве. Наряду с педагогической деятельностью непосредственно в Минном офицерском классе, он часто выступал с лекциями по вопросам физики и электротехники перед морскими офицерами. В кронштадтский период своей жизни он десять лет преподавал в Морском техническом училище.
В 1901 году его приглашают на заведование кафедрой физики в Петербурге. Приглашение было лестное, и Александр Степанович дает согласие. Свой курс физики профессор А. С. Попов перестраивает таким образом, чтобы студенты получали глубокие знания.
При участии Александра Степановича Попова в Электротехническом институте начинается подготовка будущих радиоинженеров.
Революционные события 1905 года всколыхнули и профессорско- преподавательскую среду университетов и институтов России.
Попов, уже будучи директором Электротехнического института, решительно возражал против репрессивных мер в отношении студенчества. В результате очередного крупного разговора с начальством, в конце декабря, Александр Степанович почувствовал себя плохо и через несколько дней - 31 декабря 1905 года (13 января 1906) скончался от кровоизлияния в мозг.

Спустя полвека

С разрывом в 50 лет в бывшем Минном офицерском классе нес флотскую службу Геннадий Иванович Можжерин, здесь в Учебном Отряде Связи имени А. С. Попова он преподавал электротехнику, радиотехнику и другие предметы.
Уйдя в запас, продолжил свою педагогическую деятельность. 22 октября исполняется 34 года, как на базе Дома пионеров и школьников им был создан радиоклуб « Эфир ». Монтаж оборудования, на котором можно было учить ребят скоростной радиотелеграфии, выполнил сам. В этом ему помогли и опыт военного радиста, и знания физики и электротехники. Семнадцать лет юноши и девушки Кронштадта под его руководством изучали код морзе, познавали тайны эфира.
В это же время он открыл здесь и любительскую радиостанцию. Призвание к педагогической деятельности, дар педагога продолжали действовать и в гражданской жизни. У многих учеников Геннадия Ивановича путь в профессию начинался именно в радиоклубе «Эфир» ДПШ. Радистами и начальниками судовых радиостанций ходят на Балтике его ученики: Михаил Зайцев, Владимир Иванов, Александр Опарин, Сергей Яковлев, Павел Федоров …
Северный и Тихоокеанский Военно-Морской флот особенно богаты офицерами связи, получившими первые уроки выхода в эфир у Можжерина: Владимир Булатов, Константин Ярчук... А кто-то занимается научной деятельностью: Андрей Макаров, Сергей Романюк, служат радистами в воинских частях: Ирина Коробкина, Мария Григорьева…
После каждого перечисления имен ставлю многоточие, так как этот ряд можно продолжать и продолжать.
Ученики боготворили своего педагога. Бывало жду его с работы, ужинать пора, гляну в окно, а он во дворе в кругу обступивших его девчонок и мальчишек. Дети радовались каждой минуте общения с Геннадием Ивановичем. Уважали и любили его ученики безмерно, очень ценили родители, особенно матери, растившие и воспитывающие сыновей без отцов. Он всегда работал с родителями в большом контакте. Даже сейчас, когда прошло 17 лет, как не стало Геннадия Ивановича, встречаясь со мною, родители добрым словом вспоминают незабвенного учителя, наставника и друга их детей. Помимо военных наград он имел звание Почетного радиста СССР, был «Отличником народного просвещения».

Оба были Учителями

Добрую память оставил он о себе. И, конечно, я не могла позволить, чтобы его дело ушло в небытие.
Вторую половину от 34 лет жизни нашего радиоклуба « Эфир», уже на базе Дома Детского творчества «Град чудес», я продолжаю его дело. Честно говоря, по этому предмету - радио, я тоже его ученица. Задолго до его кончины Геннадий Иванович пристрастил меня и к эфиру, и к скоростной радиотелеграфии. Мы не уронили славы и чести города - родины радио. Как и при Геннадии Ивановиче, наши ученики продолжают получать такую нужную профессию во всех сферах жизни страны. Учебу во ВВМУРЭ имени А. С. Попова (сейчас это институт), в Университете имени профессора Бонч-Бруевича и других учебных заведениях, где готовят специалистов по профилю - связь, продолжили: Павел Майборода, Андрей Назаров, Мария Дмитриева, Надежда Никифорова, Анастасия Максимова и многие другие, уже мои ученики.
Мы храним традиции, заложенные в нашем радиоклубе Г. И. Можжериным. В период учебы, как и раньше наши спортсмены принимают участие в соревнованиях различного уровня и выступают на них очень успешно. В составе команды С анкт-Петербурга выезжают на Всероссийские соревнования по радиоспорту. Тринадцать лет подряд с этих соревнований мы привозим призовые места в командных и личных зачетах.
Призерами были: Антонина Куликова, Михаил Пчелинский, Михаил Орлов, Анастасия Пасишник, Ирина Гусева - все ученики 427-й школы; Ирина Колодич, Анастасия Максимова, Вера Токарчук, Николай Винокуров - 424-я; Надежда Никифорова из «Надежды». Все они были победителями не единожды. В прошлом учебном году привез из Пензы победу для своей 422-й школы Шамиль Омаров.
Надеюсь, что этот список имен мы продолжим и в дальнейшем.

Педагогический стаж Веры Петровны Можжериной - более 65 лет. Музыкально-педагогическое образование. В Кронштадте с 1951 года. В течение многих лет преподавала музыку и пение в кронштадтских детсадах и школах, была аккомпаниатором в хореографическом кружке в Доме пионеров и школьников. А последние 17 лет ведет радиоклуб «Эфир» в Доме детского творчества «Град чудес», и ее воспитанники ежегодно становятся призерами на всероссийских и городских соревнованиях по скоростной радиотелеграфии. Вера Петровна - Почетный радист СССР, судья республиканской категории по радиоспорту, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России.
А еще Вера Петровна Можжерина много лет была внештатным корреспондентом нашей газеты. Мы сердечно поздравляем ее с наступающим Днем учителя и предоставляем ей слово на страницах «КВ» для рассказа об Учителе с большой буквы - Геннадии Ивановиче Можжерине.

Участие в Международной радиоэкспедиции «Победа» мы начали еще при Геннадии Ивановиче в 1985 году. Это шествие по эфиру под специальным позывным сигналом « Россия Победа: Дети блокады» продолжаем до сих пор. В память о своем учителе многие молодые мужчины, бывшие мальчики, посещают наш клуб, помогают в работе на радиостанции. Принимают участие в радио экспедиции «Победа» три Сергея: Шахов, Барановский, Романюк, а Михаил Зайцев - и в техническом оснащении кружка.
Многое изменилось за последние годы - умножилось количество Кубков и Дипломов за успехи наших учеников, появилась новая радиостанция, которую приобрели в год 30-летия клуба, компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. К этому учебному году и в классе, и в радиорубке сделан большой ремонт, оформление созвучно веяниям времени.
Неизменным осталось только: мы наследники Александра Степановича Попова и продолжатели дел Геннадия Ивановича Можжерина.
Шестнадцатого марта 2009 года, в День 150- летия со Дня рождения великого русского ученого мы пойдем с цветами к его памятнику и в Мемориальный музей-кабинет.
Здесь нас радушно встретят Лариса Ивановна и Дмитрий Борисович Сергеевы (который тоже был учеником Геннадия Ивановича), и в очередной раз расскажут новому пополнению кружка о жизни, педагогической и научной деятельности Попова. А в здании бывшего Минного офицерского класса, только на первом этаже, будет работать городская любительская радиостанция специальным позывным сигналом «Россия, Александр Степанович Попов». Станцию возглавляет бывший офицер Северного флота Владимир Викторович Лисенко. Специальный позывной сигнал, который напоминает всем, что радио изобретено в Кронштадте, а его изобретатель - Александр Степанович Попов, «добывал» для Кронштадта Г. И. Можжерин.
Конечно же, А. С. Попов и Г. И. Можжерин - фигуры не соизмеримые и не сравнимые, но как многое их роднит: любовь к Родине, к Кронштадту, к флоту России. Служили любимому делу в одном и том же звании, в одних и тех же классах, читая одинаковые предметы.
Они были Учителями!

Вера МОЖЖЕРИНА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru