Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№48 от 5 декабря 2008 года

Вернуться к главному  
 

Знать свои права!


Потребитель всегда...

Что всегда? Всегда прав? Или всегда бесправен? «КВ» открывает новую рубрику, речь в которой пойдет о защите прав потребителей

Бить и не платить? Вот в чём вопрос

Кому будет счастье, если покупатель разбил в магазине товар?

Ситуация № 1. Подсмотрена в магазине «Полушка». Двое парней выбирают себе «горячительное» на вечер. К ним подходит девушка и просит достать ей бутылку бренди с верхней полки. Поскольку стеллаж с алкоголем довольно высокий, один парень приподнимает другого, тот хватает нужную бутылку и... случайно задевает ногой стоящий на нижней полке коньяк. Стёкла и коньячный аромат быстро разлетаются по залу. К растерянным молодым людям подбегает охранник и требует оплатить разбитую бутылку коньяка. Чтоб нерадивые покупатели не сбежали, охранник сопровождает их до самой кассы. Там неуклюжие джентльмены без лишних слов расплачиваются за своё невезение.
Ситуация № 2. Рассказана коллегой по перу. Случилась в том же магазине «Полушка». Компания подвыпивших мужчин стоит у пивного холодильника. Один из них решает побалагурить и, пока охранник отвернулся, кидает бутылки с пенным напитком на пол. Одна, вторая, третья - вдребезги. Когда на шум бьющегося стекла приходят администратор и охранник магазина, шутник объясняет, что бутылки мокрые, поэтому из рук и выскальзывают. Это оказалось весомым аргументом, чтобы не возмещать ущерб.
Ситуация № 3. Случилась со мною. В магазине «Улыбка радуги» выбрала себе тёмно-красный лак для ногтей и довольная своим приобретением пошла к кассе. Стоя в очереди, случайно роняю бутылочку с лаком на пол. Он, по закону подлости, разбивается и оставляет на моих ботинках, джинсах и светлом полу торгового зала причудливые бордовые кляксы. Девушка, расставлявшая рядом товар на полки, тут же бросает своё занятие, бежит за жидкостью для снятия лака и начинает оттирать маникюрную краску с моей обуви. Затем, отказавшись от моей помощи и с сочувствием глядя на испорченные серые джинсы, принимается чистить пол. А кассир, возле которого всё произошло, прощает мне стоимость лака (около ста рублей), а заодно и все причинённые моей криворукостью неудобства.

Комментарий специалиста

Разъяснить описанные выше ситуации мы попросили Ирину ЖАНКОВУ, начальника сектора потребительского рынка отдела экономического развития администрации Кронштадта:
- В ситуации № 1 охранник магазина не имел права заставлять ребят оплачивать разбитую бутылку коньяка. Поскольку решение о возмещении ущерба выносит только суд. А в суде дело, скорее всего, решилось бы не в пользу магазина, так как здесь - неправильное размещение товара. Продавец обязан обеспечить беспрепятственный доступ покупателя к товару. И вообще, магазин несёт ответственность за продукцию, пока она не оплачена.
В ситуации № 2 - умышленное уничтожение чужого имущества. Наказание за него предусматривает статья 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правда, поскольку персонал магазина ничего не заметил, то решение суда могло бы быть и в пользу покупателя, и в пользу продавца.
В ситуации № 3 товар разбился явно по вине покупателя. И если бы магазин потребовал возместить ущерб, вам бы пришлось это сделать. До суда или после него. Но обычно по таким пустяковым случаям в суд не обращаются. А если речь идёт о дорогом товаре, то в большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в саму его стоимость. Поэтому часто вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке и зависит от самих покупателей и продавцов.

Главное - определиться, кто виноват

Согласитесь, ситуации типичные. Но поскольку они не рассматриваются в Федеральном законе «О защите прав потребителей», то покупатели и продавцы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ.
Статья 211 ГК РФ гласит, что ответственность за случайную гибель или случайное повреждение имущества «несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Согласно статье 459 ГК РФ, «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом или договором, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». То есть когда у потребителя окажутся товар и кассовый чек на руках.
Однако эти правила будут действовать только тогда, когда товар разбился или повредился случайно. Ведь статья 1064 ГК РФ определяет, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Но «лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». То есть должно быть доказано, что имущество повредилось не по злому умыслу или из-за неосторожности покупателя.
Разграничить неосторожность и случайную гибель помогает статья 401 ГК РФ, гласящая, что «лицо признается невиновным в причинении вреда, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учётом характера обстановки, в которой оно находилось или осуществляло деятельность, оно приняло все меры для предотвращения вреда».
Таким образом, необходим индивидуальный подход в каждом отдельном случае.

Ваши действия в подобных ситуациях

1. Помните, что никакие продавцы-охранники-милиционеры не имеют права принуждать вас расплачиваться за разбитый товар на месте. Они лишь могут предложить вам «досудебный порядок урегулирования спора», но соглашаться на добровольное возмещение ущерба или нет - ваше личное дело. Обязать платить может только суд.
2. Если разбитый товар дорогостоящий, а платить за него вы отказываетесь без решения суда и будучи уверенными в своей невиновности, то администрация магазина составит протокол, в котором отразит факт повреждения вещи и впоследствии представит этот документ в суд. Поэтому желательно, чтобы вы отразили свою позицию по поводу случившегося в данном акте.
3. Если же стоимость товара незначительна, или вы знаете, что товар повреждён из-за вашей неаккуратности - подумайте, есть ли смысл тратить себе нервы в суде.
4. Согласно статье 1064 ГК РФ, в суде вам придётся самостоятельно доказывать, что нет вашей вины в том, что товар разбился, поскольку вы приняли все возможные и необходимые меры предосторожности и предусмотрительности, пока находились в магазине (товар сам упал, потому что был не закреплён, неграмотно выложен на полках и т.д.). Если в суде вы не сможете доказать, что порча товара произошла не по вашей вине, то кроме компенсации стоимости разбитой вещи, суд может обязать вас возместить некоторые судебные издержки. В настоящее время в оценке ситуации, при которой произошло повреждение товара, суду могут помочь записи видеокамер, которыми оборудованы магазины.

Рубрику ведёт Елизавета САДКОВА
sadkovaliza@mail.ru

 

Ах, эти габариты!

Внимательно читайте договор

«Уважаемая редакция, обращаемся к вам за помощью в решении следующего вопроса. 23 сентября сего года я заказал рулонные шторы в ООО «ВИК-ПЛАСТ» на сумму в 7750 рублей. Но готовые шторы мы получили на 5 сантиметров уже, чем требовалось.
Дело в том, что предоставленные нами размеры штор оказались габаритами конечного изделия, по сути – габаритами карниза, но не самих штор. Пункт о поправке на эти 5 см в договоре есть, но на момент заказа мне было непонятно, кто конкретно должен был его учитывать: продавец, изготовитель или сам клиент, знающий лишь размеры своих окон, под коими и расписался. Графы «габариты конечного изделия» или «габариты карниза» в договоре я не нашёл.
Когда пришёл в магазин за разъяснениями сложившейся ситуации, мне предложили повесить шторы в туалет или написать письменную претензию».

Ваш читатель Николай Коберник

Прокомментировать ситуацию мы попросили Даниила Корнюшина, руководителя кронштадтского филиала ООО «ВИК-ПЛАСТ»:
- В нашей практике это первый такой случай, хотя в Петербурге мы работаем почти пять лет, в Кронштадте - полтора года. На будущее могу только посоветовать: внимательно читайте договоры. В стандартном бланке договора о заказе рулонных штор всё расшифровывается: что такое «тип управления», что такое «габаритная ширина» и т.п. В договоре, который подписал господин Коберник, жирным шрифтом выделено: «Ширина изделия определяется по ширине карниза с кронштейном». И приписано: «Ширина ткани меньше габаритной ширины изделия на 5 см». Что тут непонятного? Кроме того, этот пункт разъяснялся нашим консультантом при оформлении заказа.
Поскольку клиент самостоятельно делал замеры, то и ответственность за ошибки лежит на нём. Если бы замерами и последующей монтировкой штор занимались наши работники, то виноваты в неверно указанных размерах были бы они, и фирма за свой счёт устраняла бы ошибки.
А что касается предложения повесить шторы в туалет, то господин Коберник неправильно расценил слова: «Я не знаю, куда Вы повесите шторы - на окно или в туалет». Потому что у нас заказывают шторы и для того, чтоб прикрыть полокна, и для того, чтоб завесить полки и трубы за унитазом в туалете. Поэтому проверить точность указанных в договоре размеров трудно. Они могут быть совершенно разными. Поэтому и обменять заказанные шторы невозможно.
В общем, внимательно ознакомляйтесь с подписываемыми вами договорами и знайте, что если вы неверно указываете габариты мерного товара, то вся ответственность полностью ложится на вас.

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru