Открытие театрального сезона…
в кабинете психиатра
Доктор открыл театральный сезон
Предновогодние недели – время поистине чудное. Не успел в Кронштадте умолкнуть шелест крыл лучезарного киноангела, как очнулась от продолжительного сна Мельпомена - муза театральная. Драматический театр Балтийского флота открыл сезон.
На по-домашнему скромном, радушном приеме гостям подавали чай, печенье и «сумасшедшую комедию» Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти». Отмеченный жанр спектакля настраивал неискушенную публику на смех до умопомрачения. Однако этого не случилось. История, представленная на подмостках, хоть и была пронизана искрометными диалогами, но носила скорее детективный, чем комедийный характер.
В спектакле показано, как во имя спасения одного мужчины женщина (в данном случае их две - жена и сестра героя) может свести с ума другого (доктора, от которого хитростью и головокружительным обманом дамы хотят получить необходимую справку). Художественный руководитель театра режиссер Юрий Николаев поставил камерный спектакль, задействовав всего пять актеров, и они в его постановке преподносятся зрителю крупными планами. Действие построено на длительных, разных по напряженности и атмосфере дуэтах. На сцене все время двое - и один из них Доктор.
Доктор становится центром спектакля. Да и сам спектакль будто специально поставлен для актера Николая Иштаева, который один не имеет дублеров во втором составе. Иштаев ведет весь спектакль. Его герой добросовестно пытается помочь обратившемуся к нему больному, беспомощно начинает кокетничать с дамой, представившейся женою этого больного, и постепенно выходит из образа благополучного реалиста врача-психиатра… В начале действия Доктор сидит за столом, но, когда атмосфера наэлектризовывается, он покидает свое убежище и все больше времени проводит в центре своего кабинета, большими шагами измеряя лежащий на полу ковер - пока вконец измученный и сведенный с ума не ложится на этом ковре у ног очаровавшей его женщины. Тут доктор становится пациентом. И сам начинает рассказывать о своих проблемах. Оказывается, он тоже может болеть, страдать забывчивостью, галлюцинациями или просто страдать… от недостатка любви. «Стар, мол, я. Меня девушки не любят», - что-то похожее говорит высокий, грузный, лысеющий мужчина средних лет в очках. Но с появлением красотки Марины (Зоя Миндолина) взгляд Доктора оживляется. Увалень становится гибким и подвижным. У героя словно открывается второе дыхание. Зануда-врач превращается в дамского угодника.
|
|
Женское внимание внушительный Николай Иштаев делит поровну с молодым несколько женственным героем Алексея Милкова. Его Михаил приходит к Доктору с расстройством памяти. Но на самом деле он не болен - просто проиграл крупную сумму денег и сядет в тюрьму, если врач не даст заключения о его невменяемости. И вот Михаил вынужден, как марионетка, подчиняться предприимчивым и любящим его дамам: сестре Марине и жене Жанне (Наталия Ермолаева). В руках опытных женщин он - неуверенный в себе и поникший ребенок, впервые столкнувшийся с чем-то, что выше его сил. За весь спектакль герой искренне оживляется лишь дважды: вспоминая медовый месяц и пытаясь научить Доктора играть в карты. Короткая и полная азарта сцена с колодой карт да гирлянда из семерок, протянутая в глубине сцены, раньше времени наводят на мысль, что Михаил - игрок.
Разноцветная гирлянда выпадает из общего вполне реалистического оформления. Художник Валерий Полуновский расставил на сцене ширмы, стол, стулья, кушетку - все собранное из деревянных, окрашенных в красный цвет, брусьев. Получилось просто и стильно. Графически четкое, выверенное пространство, как жизнь Доктора до того, как в нее ворвались герои авантюрной истории.
«Любовь до потери памяти» - спектакль не новый. В декабре театр покажет еще две постановки, уже проверенные на публике. А вот в начале следующего года выйдет премьера: «Записные книжки Тригорина» по пьесе Тенесси Уильямса. Подробности ищите в афишах, а рассказ о наиболее ярких прошлых и будущих театральных событиях - на страницах «Кронштадтского Вестника».
Серафима БЕЛЕВИЧ
|