|
1 марта - выборы в Муниципальный совет |
Мысли о местной власти
Вот уже не за горами масленица - прощеное воскресение, которое случится в 2009 году 1 марта. Этот день для нас еще будет примечателен выборами в Муниципальный Совет. Следовательно, январь будет посвящен выдвижению кандидатов в депутаты, а февраль - предвыборной агитации. В прошлую избирательную кампанию я много теоретизировал о местном самоуправлении, основываясь на различных публикациях. Теперь, спустя четыре года, готов поделиться эмпирическим опытом муниципальной власти в Кронштадте.
Первый и основной вопрос:
кого выдвигать кандидатами в депутаты?
Когда я избирался депутатом, меня терзал вопрос: нужен ли такой человек как я в Муниципальном совете? Найду ли я там свое место? Как оказалось, без работы не остался. Я стал председателем комиссии по законодательству и взаимодействию со СМИ. Это единственная депутатская комиссия, которая плодотворно проработала все 4 года. Какими качествами должен обладать депутат? Честностью, порядочностью и ответственностью - это основное, остальное приложится. Конечно, приветствуется знание городской жизни, умение разбираться в законах и опыт законотворческой деятельности, бесценны опыт руководящей работы, умение договариваться с людьми, находить компромиссы. Желательно, чтобы депутаты были независимы от административного ресурса, тогда в своих решениях они смогут руководствоваться только интересами своих избирателей. Личный интерес депутатов в решении тех или иных вопросов тоже не приветствуется, хотя полностью его избежать, наверное, невозможно. Это дело совести каждого депутата. Амбициозность в современное время пороком не считается, и некоторые любят выставлять напоказ свои амбиции. В Совете обычно это выглядит смешным и нелепым. Тех, кто в жизни привык руководствоваться девизом «Я - начальник, ты - дурак», в Совете ждет разочарование. Здесь действует другой принцип: «Ты - начальник? Докажи, что не дурак». И доказывать приходится постоянно, везде и всегда. Командовать Советом невозможно. Все депутаты находятся в равном достоинстве, и никто никому не подчиняется. Когда депутаты избирают Главу Муниципального образования, они избирают не командира, а председателя Совета, организатора работы и своего представителя во всех органах власти. Сами же депутаты участвуют в работе по подготовке решений Совета исключительно на добровольной основе и на общественных началах. Поэтому грамотно организовать работу Совета может только тот депутат, который имеет настоящий, а не дутый авторитет.
Самый трудный вопрос:
для чего избирать этот самый Муниципальный совет?
Сейчас местное самоуправление в Петербурге переживает далеко не лучшие времена. Объем полномочий и бюджет районной администрации соотносится с объемом полномочий и бюджетом Муниципального совета как Слон и Моська. Возникает резонный вопрос: зачем нам эта маленькая собачонка, когда у нас есть такой большой красивый и работящий Слон? Конечно, если Моська будет заниматься только тем, что лаять на Слона, толку от нее не будет. Но ведь можно найти Моське и лучшее применение, невзирая на ее маленькие размеры и задиристый вид. Но и здесь есть одна проблема - этих собачек слишком много, аж 111 штук, а Слонов всего 18. В среднем на одного Слона приходится по 6 Мосек, и как управиться с этой стаей, никто не знает.
В Кронштадте, во многом благодаря Виктору Леонидовичу Сурикову, сложилась уникальная ситуация. У нас границы района совпадают с границами муниципального образования. То есть, в Кронштадте одна районная администрация и один Муниципальный совет. Поэтому мы не знаем многих проблем, которые возникают в других районах Петербурга при взаимодействии с местным самоуправлением на территории одного района. Тем не менее, закон общий для всех, и для Кронштадта никаких исключений никто не делает. Общая ситуация по Петербургу такая. Если передать какой-нибудь вопрос от районных администраций муниципалитетам, то расходы на этот вопрос автоматически возрастают. Судите сами, если в районной администрации определенным вопросом занимался один человек (в Санкт-Петербурге 18 районных администраций, значит по всему городу 18 человек), то при передаче этого вопроса муниципальным образованиям им будут заниматься по Санкт-Петербургу уже 111 человек (по человеку в каждом муниципальном образовании). Это экономическая основа того, почему полномочия муниципалитетов не расширяются. Политически же совершенно понятно нежелание районных администраций и городских комитетов отдавать часть своих полномочий местному самоуправлению. Такой шаг рассматривается ими как ослабление собственной власти. Кроме того, среди 111 Муниципальных советов всегда найдется хоть один с какими-нибудь проблемами. Тогда всем остальным благополучным Советам начинают выговаривать за то, что они такие несознательные и неорганизованные.
Все это говорит о том, что реформа местного самоуправления в Санкт-Петербурге давно назрела, об этом уже говорят, но пока ничего не делают. Укрупнение муниципалитетов потребует новых выборов, поэтому если его не сделали сейчас, то, скорее всего, не сделают и ближайшие пять лет (срок полномочий нового Совета). Из всего этого следуют невеселые выводы. По полномочиям и предметам ведения муниципалитетов кардинальных изменений не будет, по объему бюджета тоже. Но это не повод вешать нос и впадать в уныние.
Даже с тем объемом полномочий, которым обладает местное самоуправление сейчас, можно сделать многое. Поверьте мне, многое и делается. Я не буду об этом говорить подробно, поскольку в муниципальной прессе регулярно публикуются отчеты об исполнении бюджета и проходят публичные слушания. Возвращаясь к предметам ведения, замечу, что, несмотря на то, что в их пределах многое делается, каждый год возникают новые идеи, и их лимит далеко не исчерпан. Все новые инициативы обычно приветствуются, а их воплощение ограничивает только бюджет, который растет, но не так быстро, как нам всем хотелось. Поэтому важно, чтобы новые идеи поддерживались большинством депутатов.
Есть еще один вид деятельности, которым может заниматься Муниципальный совет - это законотворческая инициатива в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Положительного опыта в данном вопросе, насколько мне известно, нет ни у одного Муниципального совета. Тем не менее, Кронштадт, как я уже говорил, уникален тем, что у нас на одну районную администрацию приходится один Муниципальный совет. Поэтому, если, наконец, созреет идея укрупнения муниципальных образований, то новую схему работы можно обкатать у нас перед внедрением ее во всем Петербурге. Кроме того, Правительство Санкт-Петербурга с одной стороны, заинтересовано в развитии местного самоуправления, но с другой стороны, не хочет делиться ни властью, ни бюджетом. В этой ситуации, мне кажется, будут востребованы и получат поддержку такие идеи, которые не будут требовать увеличения бюджета или передачи определенных полномочий, но направленные на улучшение взаимодействия населения и государственных и негосударственных учреждений на территории муниципального образования посредством решений Муниципального совета. Это очень серьезная аналитическая работа, требующая детального изучения разных аспектов жизни нашего города. Но Кронштадт - это именно то место, где ее можно, во-первых, провести, во-вторых, отработать полученные идеи на практике. Если новый Совет сможет сделать какие-то шаги в этом направлении, это будут шаги к народу и в интересах народа.
В заключение хочу всех призвать к главному - выдвигайте (уговаривайте!) достойных кандидатов в депутаты Муниципального совета, помогайте им проводить предвыборную кампанию, в том числе и финансами. Если ваш кандидат пройдет в Совет, не бросайте его. Хороший депутат должен опираться на помощников, иначе ему просто не справиться. Депутат Муниципального совета исполняет свои полномочия на общественных началах. Это значит, что он отрывает свое время от работы, семьи, отдыха ради решения вопросов местного значения. Ради вас, дорогие кронштадтцы. Взамен он не получает ничего, кроме вашей поддержки, благодарности и признательности.
Александр ШЕИН,
депутат Муниципального совета
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
муниципального образования город Кронштадт
РЕШЕНИЕ
«10» декабря 2008 г. № 4-4
О режиме работы
избирательных комиссий
В связи с подготовкой и проведением выборов депутатов Муниципального совета муниципального образования город Кронштадт четвертого созыва, в целях своевременного проведения избирательных действий, в том числе обеспечения полной и достоверной информацией кандидатов в депутаты Муниципального совета, ознакомления избирателей со списками избирателей и обеспечения выдачи открепительных удостоверений, Избирательная комиссия муниципального образования город Кронштадт
решила:
Установить следующий режим работы избирательной комиссии муниципального образования город Кронштадт:
понедельник-пятница - с 10.00 до 19.00 часов;
суббота - с 10.00 до 14.00 часов;
3, 5, 6, 8, 9, 10 января 2009 года - с 10.00 до 14.00 часов,
11 января (рабочее воскресенье) - с 10.00 до 19.00 часов;
воскресенья и праздничные дни - выходные.
Выдвижение кандидатов начинается с 03 января 2009 года по 23 января 2009 года, до 18.00 часов.
|
Муниципалы и ТКТ
В уходящем году в Муниципальный совет Кронштадта обратились сразу несколько общественных организаций города с просьбой рассмотреть вопрос о повышении тарифов на услуги, предоставляемые ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение».
В течение относительно короткого времени «ТКТ» трижды увеличивал цены на услуги трансляции в Кронштадте (с 49 рублей в сентябре 2007 года до 77 рублей в октябре 2007-го и до 95 рублей в апреле 2008 года), не дифференцируя тарифный план по количеству телевизионных каналов, ведь не у всех кронштадтцев есть телевизоры, способные принимать большое количество телепрограмм, и не предоставляя льгот социально незащищённым категориям граждан, как это делал предшественник «ТКТ» - ГУП «Контур». Напомним, что «ТКТ» обслуживает 320 кронштадтских многоквартирных домов из 321.
Дабы разъяснить этот вопрос, муниципалы направили письмо руководству ОАО «ТКТ». О том, как разворачивались события далее, «Кронштадтскому Вестнику» подробно рассказал депутат Муниципального совета Владимир Михайлович Никитин. Руслан Евсеев, гендиректор компании, ответил, что повышение стоимости услуг вещания связано с модернизацией системы кабельного телевидения в Кронштадте, которая теперь позволяет обеспечивать трансляцию 41 телепрограммы. Если же у людей нет современных телевизоров, принимающих указанное количество каналов, то им необходимо установить на свои телевизоры дорогостоящее устройство - абонентский декодер.
Не удовлетворившись этим ответом, муниципалы направили письмо в петербургское управление Федеральной антимонопольной службы, которое возбудило в отношении ОАО «ТКТ» дело.
В ходе нескольких заседаний антимонопольная комиссия установила, что «ТКТ» не нарушает российское антимонопольное законодательство, поскольку ОАО «ТКТ» является коммерческой организацией, оно вправе самостоятельно определять тарифы на оказываемые им услуги в соответствии с собственными затратами.
Что касается льгот, то «ТКТ» сообщило антимонопольной комиссии, что с мая 2008 года оно предоставляет льготы ветеранам и участникам боевых действий Великой Отечественной войны. К ноябрю этого года «ТКТ» составило список социально незащищённых категорий граждан и готово оказывать им услуги по льготному тарифу - 70 рублей за один абонентский отвод
Елизавета САДКОВА
|