Как стать приемными родителями
Уважаемые кронштадтцы! Если рядом с вами проживают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, оставшиеся без попечения родителей или подвергающиеся жестокому обращению со стороны родителей, просим сообщить о них в отдел опеки и попечительства города Кронштадта. Мы ждем вашу информацию о детях, которым нужна наша с вами помощь. Звоните! Приходите! Пишите! Наш адрес: Кронштадт, ул. Сургина, д. 15, Местная Администрация, каб. № 7 и № 9, т.: 311-25-41, 439-49-58 - специалисты отдела опеки и попечительства.
Адаптация ребенка в приемной семье:
шаги на пути к доверию и любви
Все организационные и юридические преграды позади. Вы забрали ребенка к себе домой. Что дальше? Адаптация. Ребенку предстоит привыкнуть к родителям, жизненному укладу семьи, домашней обстановке. Вы - теперь его семья - будете привыкать к нему. Как хочется, чтобы процесс привыкания прошел как можно безболезненнее!
Это зависит от нескольких факторов: времени, которое ребенок провел в доме ребенка или детском доме; возраста, в котором он попал в семью; его навыков, привычек, опыта взаимодействия с окружающими. И конечно же, от того, как себя поведут новые родители: как они будут реагировать, смогут ли помочь ребенку как можно менее болезненно пережить адаптацию, понимая, что это - временное и естественное явление.
Детские психологи утверждают, что даже младенцы, которым всего несколько месяцев, могут испытывать трудности с адаптацией. Но если старшие дети, как правило, реагируют на перемены поведением, то младенцы отзываются на них соматически. Обычно возникают проблемы со сном и питанием. Малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно спит. Может плакать сутки напролет без видимой причины. У него возникает общая раздражительность... Близким взрослым следует всячески поддерживать малыша: чаще брать его на руки, укачивать, гладить, целовать.
Первые дни дома
Понятно, что новоиспеченным родителям хочется сразу же обогреть ребенка, отдать ему всю свою любовь. И ребенок испытывает радость от своего нового положения. То есть каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. В это время дети могут находиться в возбужденно-лихорадочном состоянии, а потому не стоит сразу приглашать в дом много гостей, менять тот распорядок дня, к которому ребенок привык, покупать ему много ярких игрушек и ворох модной одежды. Первое время не рекомендуется бывать с ребенком в многолюдных местах, начинать сразу же внедрять какие-либо образовательные или развивающие методики.
Очень важно, чтобы в первые дни родители помогли своему ребенку сделать окружающий мир как можно более понятным. Ведь он сталкивался со многими вещами и ситуациями впервые и поэтому их не понимает. Лучше всего это сделать через совместную игру. Например, отправьтесь в путешествие по квартире: ребенок лучше сможет запомнить незнакомые ему предметы, понять их назначение и научиться ими пользоваться. В процессе игры можно также рассказать и показать, как вести себя в магазине, пользоваться подземным переходом и автобусом.
Что касается навыков, то, с одной стороны, ребенок из детского дома умеет гораздо больше, чем его «домашние» сверстники (может застелить постель, одеться без помощи взрослых). С другой стороны, они могут не знать самых элементарных вещей: как зажечь газовую плиту, как разговаривать по телефону или пользоваться деньгами.
Минимален у таких детей и опыт социального общения: он ограничен стенами детского учреждения. Ребенку важно знать, какие порядки в том месте, куда он попал. Поэтому подробно расскажите ему о других членах вашей семьи, покажите ребенку его комнату, его кровать, шкаф, куда он может сложить личные вещи. На новом месте ребенок может растеряться, поэтому постарайтесь обсуждать и планировать совместные дела. Если у него что-то не получается, поддерживайте его словами: «мы справимся», «это трудно только поначалу, потом все будет легко». Отмечайте и хвалите малыша за малейшие достижения.
Хочу обратно
Когда определенный порядок установился, начинается кропотливый и длительный процесс привыкания всех членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать свою линию поведения, пробует себя вести иначе, присматривается, что нравится, а что не нравится окружающим. Этот поиск не всегда бывает удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может неожиданным образом изменить поведение: веселый, активный малыш вдруг становится капризным, а угрюмый, замкнутый - необычайно активным. В эти месяцы может обнаружиться несовместимость темпераментов, привычек ребенка и его новых родителей. Некоторые взрослые начинают ощущать свою беспомощность или огорчение от того, что у них в семье появился не такой ребенок, какого они себе представляли. Это же может происходить и с ребенком, у которого тоже есть свое представление о семье, маме и папе.
Как отмечают психологи, на этом этапе адаптации у детей могут быть повышенная чувствительность, необъяснимые припадки злобы или плача, усталость, тревога и даже признаки депрессии. Возвращаются энурез и вредные привычки. Иногда поведение ребенка может не соответствовать его возрасту: он перестает самостоятельно одеваться, пользоваться горшком, предпочитает играть с детьми младшего возраста. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, поэтому отказываются покидать дом, не отпускают родителей от себя ни на минуту, опасаясь, что они уйдут и не вернутся. Или же, наоборот, может потребовать, чтобы его отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью различных чувств. Это и боязнь полной зависимости от людей, к которым он еще полностью не привык, это может быть и просто тоска по нянечкам и воспитателям, которые заботились о нем, по своим друзьям в детском учреждение. Можно уточнить у ребенка, хочет ли он съездить в гости или «на совсем», потом предложить подумать до утра, а утром сказать: «Теперь твой дом здесь. Мы хотим, чтобы ты жил с нами, но удерживать насильно тебя не станем». Если ребенок маленький, достаточно просто сказать: «Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим. А в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии».
Преображение
Чем больше ребенок будет доверять родителям, ощущать контакт с ними, взаимное понимание, тем быстрее у него исчезнут страх и тревога. Эта третья стадия адаптации, когда у ребенка и у родителей появляется ощущение постоянства отношений, они становятся близкими людьми. Об успешной адаптации свидетельствует изменение облика ребенка: исчезает напряженное выражение лица, проходят многие аллергические реакции, ребенок прибавляет в весе, расцветает, становится оживленным и отзывчивым, принимает активное участие в делах семьи, без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни, начинает шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Он чувствует себя свободно, становится более независимым, самостоятельным. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение, сочувствует и сопереживает родителям. Начинается его счастливя жизнь в семье.
Вы спрашиваете:
- Сохраняются ли сведения об усыновленном ребенке в банке данных? Как я могу убедиться, что администрация детского учреждения больше не предоставляет сведения о моем ребенке желающим усыновить его братьев и сестер, оставшихся в детском доме?
- Сведения о том, что ребенок устроен в семью, в Государственном банке сохраняются. Но направление на этого ребенка другим гражданам не выдается. Это касается не только усыновления, но и опеки, и приемной семьи. Гражданам, которые получат направление на знакомство с братьями и сестрами усыновленного вами ребенка, администрация детского дома сообщит о том, что у них есть брат (сестра), который усыновлен. Но давать информацию о его местонахождении, его усыновителях и новых Ф.И.О. они не вправе. Согласно п. 3 ст. 124 СК РФ, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
- Имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, что биологические родственники навещали подопечного ребенка?
- Имеет, если на это есть веские основания. Согласно п. 3 ст. 150 СК РФ, опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Если родители лишены родительских прав, то они вообще не имеют права общаться с ребенком. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна, отрицательно влияют на ребенка, то опекун может препятствовать таким встречам. Кроме того, опекун сам устанавливает порядок, время и место общения родственников с ребенком. Все возникшие конфликты решаются с участием органов опеки. Если же договориться не удалось, то через суд.
- Как оформить загранпаспорт на подопечного ребенка? Нужно ли разрешение органа опеки и попечительства на выезд подопечного ребенка на отдых за рубеж?
- Согласно ст. 8 Федерального закона № 111-ФЗ от 15. 08. 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», ст. 27 ФЗ РФ «О гражданстве РФ», опекун вправе сам оформить загранпаспорт на опекаемого ребенка, подав заявление в паспортный стол отделения милиции по месту своего жительства. Согласие от органов опеки и попечительства требуется только в тех случаях, когда срок пребывания ребенка за рубежом превышает три месяца. Но на практике паспортный контроль часто требует от опекунов разрешение органа опеки на вывоз ребенка на любой срок, причем в этом документе должны быть указаны даты отъезда и приезда. Поэтому лучше оформлять согласие органов опеки на выезд в каждом случае.
- Мы собираемся хранить тайну усыновления. Но на новом свидетельстве о рождении, которое мы получили в ЗАГСе, стоит штамп «вторично». Получается, что наше право на тайну усыновления нарушается?
- Нет, аналогичная отметка производится органами ЗАГСа и в случае, если выдается повторное свидетельство взамен утерянного или пришедшего в негодность.
|
Если вас заинтересовала наша информация, обращайтесь в отдел опеки и попечительства Местной Администрации города Кронштадта по адресу: Кронштадт, улица Сургина, дом 15, кабинет 7, 9 или позвоните по телефонам: 311-25-41, 439-49-58 специалистам отдела опеки и попечительства Паршиной Елене Анатольевне, Конаныхиной Софье Александровне, Комаровой Любови Вячеславовне, которые ответят на все интересующие вас вопросы.
|