Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Реклама
 

 

Кронштадтский муниципальный вестник
№ 4 от 25 февраля 2011 года

 
 

 

Нет жестокости в семье!

Около тридцати специалистов, представляющих дошкольные образовательные учреждения и школы города, ПУ № 48, отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, ОДН, районную администрацию собрались 16 февраля в Центре социальной помощи семье и детям Кронштадтского района, чтобы вместе с представителями петербургского филиала благотворительной международной организации «Эвричайлд» поговорить о раннем выявлении жестокого обращения с ребенком в семье.

Не только физическое насилие

- Сталкивались ли вы в своей работе с жестоким обращением в отношении детей? - спросила тренер по социальной работе Юлия Гонтаренко собравшихся в самом начале семинара. Социальные педагоги и педагоги-психологи в один голос сказали: «Нет». У специалистов отдела опеки и попечительства, а также работников самого ЦСПСиД такой ответ вызвал недоумение. И лишь социальный педагог 423-й школы Елена Васильевна Кащеева призналась, что у них был зафиксирован случай физического насилия, когда пьяная мама побила дочку прямо в рекреации школы...
То, что жестокое обращение подразумевает не только физическое насилие, сразу, как выяснилось, поняли не все. Для того и собрались - чтобы разобраться, что входит в понятие «жестокое обращение», на какие виды его разделяют, по каким признакам его можно выявить, и как оно сказывается на физическом, психологическом здоровье ребенка, на всей дальнейшей его жизни.
Наиболее активно в семинаре участвовали молодые специалисты. Социальный педагог 425-й школы Оксана Ивановна Ушакова и педагог-психолог ДОУ № 4 Оксана Юрьевна Казакова признались, что за свою недолгую работу в системе кронштадтского образования с проявлениями жестокости не сталкивались, но проблема вызвала у них искренний интерес. Совместно с остальными присутствовавшими специалистами они перечислили основные действия (и бездействия), которые, к сожалению, некоторые взрослые применяют в воспитательных целях, то есть в виде наказания. Вот неполный список: избиение, унижение, оскорбление, ограничение в еде и одежде, ограничение свободы передвижения, запугивание, игнорирование желаний, пренебрежение потребностями в образовании и обучении, медицинской помощи...

Основные виды жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие
- нанесение физических травм и телесных повреждений, применение силы в качестве наказания;
• сексуальное насилие
- вовлечение детей и подростков в сексуальную активность, не только контактным (действия), но безконтактным путем (демонстрация половых органов, подглядывание, показ фото и видео развратного содержания, комментарии сексуального характера);
• эмоциональное (психологическое) насилие
- действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье детей: унижение достоинства, оскорбление, травля, игнорирование;
• пренебрежение нуждами ребенка
- неудовлетворение его основных потребностей, которое приводит к непосредственному вреду здоровью и жизни ребенка, является самым распространенным в обществе, так как, по мнению большинства, вообще насилием не является.

Все родители делают это

За дело или по своей прихоти. Систематически или не очень. Зная, что ребенку больно, или не ведая об этом... Наказывая, мы не всегда понимаем, где проходит грань, отделяющая «обычное» наказание от жестокого. Вопрос вызвал бурную дискуссию среди собравшихся:
- Эта граница проходит внутри каждого. А потому отношение общества к детям является хорошим показателем его культурного уровня.
- У нас, к сожалению, дети - пока второй сорт. Волочащая за собой малыша чуть ли не по асфальту мама разве будет остановлена? А если вы и скажете ей, что так нельзя обращаться с ребенком, вы сами знаете, что услышите в ответ.
- За границей к административной ответственности привлекут даже будущую маму, если заметят ее с сигаретой или бутылкой алкогольного напитка. Ведь распитие спиртного и курение беременной есть самое настоящее пренебрежение нуждами ребенка, то есть один из видов жестокого обращения. Гуманистическое государство даже в еще не родившемся видит личность.
- А у нас случается, что за ребенком, который в садике ходит в заштопанной и грязной одежде, приходит мама, одетая с иголочки... Дети у нас точно второй сорт. Самый дешевый расходный материал.
- Но поднимите руку те, кто ни разу не шлепал своего ребенка!

Примерно такие реплики бросали с места собравшиеся дамы, почти все мамы, отдающие себе отчет в том, что детей бить нельзя. И при этом соглашались, что порой бывают ситуации, когда кажется, что другим способом до ребенка не достучаться. Шлепок, подзатыльник...
- Если взрослым хочется применить жестокую меру, это значит, что у них не достаточно широкий родительский репертуар, - напомнил аудитории прибывший от «Эвричайлд» психолог Светлана Савкина.
Обладателям скудного родительского репертуара стоит задуматься вот о чем: даже самые обычные наказания со временем могут привести к физическим и психологическим травмам. Не только потому, что в один трагический для ребенка момент родитель может потерять контроль и переусердствовать. Чаще бывает так: ребенок быстро привыкает к «мягкому» воздействию, которое на него постоянно оказывают, и перестает реагировать. Значит, родителю, чтобы добиться своего, приходится постоянно увеличивать силу воздействия. Как наркоман, он без посторонней помощи уже не может «соскочить». В то время как его ребенок становится все более скрытным, запуганным, лживым и агрессивным... Наказания всегда имеют более широкий диапозон воздействия, чем представляется тем, кто наказывает. Дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны взрослых, вырастают черствыми, безразличными к чужой боли. У них, с одной стороны, может закрепиться постоянное поведение жертвы. С другой - они с малых лет получили разрешение на агрессию и скорее всего со своими детьми будут обращаться так же. К тому же в семейных отношениях они будут склонны выбирать супруга/супругу под стать жестокому папе/маме, ведь с малых лет у них закрепилась неправильная установка: люди, которые меня любят (как родители), обязательно должны меня бить и унижать... Вот такие последствия. Думает ли об этом тот, кто ежедневно для профилактики (!) дает подзатыльник своему сыну?
Кстати, в русской системе воспитания считается нормальным сдержанное проявление родительской любви. Да, мы еще боимся избаловать, то есть испортить своих детей чрезмерной нежностью. В младенчестве не берем на руки, лишний раз не похвалим, в воспитательных целях отмечаем в основном недостатки. А потом удивляемся, откуда у ребенка заниженная самооценка и комплекс неудачника. Считается, что психологическое насилие (критика, запугивание, подавление воли, отсутствие душевного тепла и необходимых для интеллектуального и эмоционального развития ребенка стимулов) влечет к еще более печальным последствиям, чем избиение. Постоянно чувствующий себя «козлом отпущения» ребенок во всем, что с ним происходит, винит себя. Со временем у него может появиться склонность к саморазрушающему поведению (раз я такой плохой, пусть мне будет еще хуже), откуда прямая дорога к суициду.

Возможные признаки того, что ребенок подвергается физическому насилию:
• ребенок вялый, подавленный, испуганный;
• регулярно появляется с синяками, ссадинми, повреждениями и травмами;
• вздрагивает от приближения взрослого, резких движений;
• ломает игрушки, бьет их, воспроизводит агрессивные действия;
• жесток с теми, кто слабее его: младшими детьми, животными, куклами;
• боится ходить в школу, детское учреждение, кружок;
• боится плохих оценок, получив их, не хочет возвращаться домой;
• страдает энурезом, энкопрезом.

Кто в группе риска?

Какие же дети чаще всего подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых? Ответы присутствовавших на встрече специалистов подтвердили результаты исследований Санкт-Петербургского фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги». Итак, в группу риска попадают в первую очередь дети, требующие особого или постоянного внимания: гиперактивные, с отклонениями, физическими и умственными особенностями. Тяжело приходится тем, кто не совпадает с родителями по темпераменту, не оправдывает их ожидания (хотели мальчика, а родилась девочка; готовились воспитывать музыканта, а у ребенка страсть к футболу) или же очень похож на того из родителей, который покинул семью (в случае развода отношение жены к бывшему мужу часто переносится на их совместного ребенка). Также в группе риска нежеланные дети и дети от первого брака, часто чувствующие себя лишними, когда у мамы появляется новый малыш от любимого сегодня мужчины.
Что мешает родителям любить и заботиться о своих детях, воспитывать их, не прибегая к жестокости? В первую очередь, алкоголь и все известные ныне зависимости - неблагополучные злоупотребляющие семьи по жестокому обращению с детьми вне конкуренции. Далее - постоянные стрессы. Здесь в группу риска попадают неполные семьи, где у мамы так много проблем: на работе, по хозяйству, в личной жизни - что она постоянно срывается на ребенке. Молодых родителей н---еопытность вынуждает применять неправильные методы. Они еще не готовы жертвовать своими итересами ради ребенка, они не знают, как воспитывать либо придерживаются непроверенных методик воспитания и уверены, что правы: начинают мучить ребенка закаливанием, кормить не соответсвующей его возрасту едой, делая зарядку, выкручивать руки, рассказывать об окружающем мире и подносить к раскаленному утюгу... Другая крайность - родители, гиперопекающие своих детей. Такие ребенка не отпускают от себя ни на шаг, всюду контролируют, не позволяют спорить, лишают выбора, запугивают, говоря, что окружающий мир жесток, сажают на домашнее обучение, не пускают в кружки и секции. На маленьких и слабых могут срываться и те, кто живет в многонаселенной семье - в многодетных семьях хроническая невозможность уединиться, посидеть в тишине может вызывать раздражение и агрессию взрослых по отношению к детям. Мамы - выпускницы детских домов - также чаще остальных прибегают к насилию, из-за отсутствия опыта они просто не знают, как по-другому достучатся до своего ребенка. И почти всегда жестокость возникает в семьях, где одного или обоих родителей в детстве тоже воспитывали с помощью жестокости - они следуют логике: я вырос нормальным человеком, значит, ничего страшного в таких средствах воспитания нет!

Внимание!

Центру социальной помощи семье и детям

нужны волонтеры для помощи в выполнении домашних заданий старшеклассникам, посещающим отделение дневного пребывания.

Послесловие

В конце встречи была проведена работа в группах по поиску путей взаимодействия различных организаций в ситуации, когда случаи насилия над детьми выявлены. В ходе обсуждения наиболее смело высказывавшаяся на протяжении всего семинара социальный педагог 423-й школы Елена Васильевна Кащеева затронула очень болезненную для всех учителей тему:
- Дети сегодня легко манипулируют нами, взрослыми. Следует ему поставить плохую отметку, а он начинает плакать, жаловаться, что за «двойку» ему дома такое устроят, чуть ли не убьют. Мы, конечно же, детей жалеем, завышаем им оценки и, получается, начинаем врать.
Чтобы не стать марионетками в руках детей и при этом стоять на охране их физического и психологического здоровья, работающим в системе образования необходимо регулярно проводить занятия с родителями, показывать как можно обогатить родительский репертуар безболезненно воздействующих на ребенка средств. Чтобы ремень, темную комнату и дядьку с мешком оставить в прошлом.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru