Даждь мне, Господи, любити всякого ближнего моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу. Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочие страсти. Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для всех нас Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего и кроме Тебя ничто. Да будем мы между собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами. Буди! Буди! Если Бог даровал Самого себя нам, если Он в нас пребывает, и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет? «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» (Пс. 22, 1). «С Ним како не вся нам дарствует?» (Рим. 8, 32). Итак, будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви. «Сия заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17).
Все неправды человеческие предоставь Господу, ибо Бог Судия есть, а сам люби прилежно от чиста сердца всякого да помни, что ты сам великий грешник и нуждаешься в милости Божией. А чтобы заслужить милость Божию, надо всячески миловать других. Буди! Буди! Все для всех Господь: и Судия, и щедрый Податель даров, и милость, и очищение грехов, и свет, и мир, и радость, и крепость сердца.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
(«Моя жизнь во Христе»)

 

Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 
"...Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них".(Мф. 18:20)
 

Кронштадт Православный
№1 2008 года

Вернуться к главному  

По святым местам

 

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... »

На каком-то инстинктивном уровне каждый русский знает: чтобы ощутить себя русским и православным, что, в общем-то одно и то же, необходимо побывать в Москве, где только и можно познать давнюю истину: «Москва- третий Рим, а четвертому - не бывать»


Столица Православия

Паломническая поездка в Москву задумывалась давно, несколько лет назад, но осуществилась только осенью 2007 года. Часто бывает, что после долгого ожидания праздника, оказывается последний пресным, совсем не похожим на то чудо, которого так вожделела душа. Москва же не разочаровала. Напротив, столица Православия явила, каким может быть мегаполис православного государства, претерпевшего атеистическую вакханалию богоборчества. Как только прекратились гонения на Церковь, храмы и приходы стали образовываться в Москве с невиданной скоростью. Уже в 2001 году Московская епархия насчитывала 36 действующих монастырей, сейчас число их приближается к полусотне. Приходы создаются при учебных заведениях и больницах, приютах и воинских частях, промышленных предприятиях и органах власти, в музеях и торговых комплексах. Европеизированному супертолерантному до тошноты, до отказа от самоидентификации Петербургу есть чему поучиться в первопрестольной.

Кремль

Московский Кремль - средоточие властных структур, огромный музейный комплекс и «алтарь России», как назвал его средневековый автор. Успенский и Архангельский соборы постоянно готовы к богослужениям, которые там регулярно проводятся, и не только в храмовые праздники. Автору довелось побывать в Успенском соборе и как в музее, и на патриаршем богослужении в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Конечно, Храм создан для богослужения, и это его единственное и основное предназначение. Но ведь посещение Храма с целью получше рассмотреть иконы, приложиться к святыням вне богослужения нисколько не умаляет его достоинства, а музейные работники Кремля проводят свою работу тактично и деликатно, стараясь никоим образом не затронуть чувств верующих. А чувства, надо признать, переполняют.
Ведь в этих стенах, возведенных итальянцем Аристотелем Фиорованти, с 1475 года приносились присяги любить Россию - удел Пресвятой Богородицы - всеми великими князьями Московскими и Русскими царями. Здесь венчались на царство и присягали хранить православие как залог сохранения самой России. Все стены, все колонны, все своды Храма расписаны образами святых, особо почитаемых на Руси. И от этого как-то особенно остро ощущаешь, что Храм - дом Божий, что здесь Он присутствует в Своей полноте и внимает тебе: твоим словам, мыслям, помыслам, чувствам. Клятва, произнесенная здесь - не просто обещание, а обет, поручителями за который выступают святые, бывшие прямым свидетелями, Просьба, произнесенная здесь, - не просьба, а мольба, поддержанная святыми, взирающими со стен. Какое сердце не затрепещет от этого, какое не устрашится?!! А рядом, вдоль стен, в гробницах покоятся честные мощи митрополитов Московских - Петра, Феогноста, Ионы, Филиппа, и патриарха Гермогена. А рядом, под сводами Архангельского собора покоятся Рюриковичи и первые Романовы - великая история Великой России. Первое захоронение Ивана Даниловича Калиты датируется 1330 годом. Храм тогда был деревянный, а в 1509 году Алевизом Фрязиным на месте обветшавшей Архангельской церкви был возведен красивейший собор Кремля, ставший усыпальницей московских великих князей и царей. При Петре 1 эту свою функцию собор уступил некрополю Петропавловского собора в Петербурге. Здесь же, на Соборной площади, Благовещенский собор, собор Двенадцати Апостолов, Ризположенческая церковь, колокольня Ивана Великого и Патриаршая трапезная, где Патриарх дает обеды гостям богослужений в Соборах Кремля.

Храм Христа-Спасителя

Из Кремля виден золотой купол Храма Христа-Спасителя. Величественное, монументальное здание оказывается очень уютным и приветливым внутри. Из-за крестообразной формы Храм не так вместителен, как могло бы показаться при взгляде на стометровую высоту этого лучшего произведения К.А.Тона. Храм был построен в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Его стены украшают огромные мраморные доски, на которых описаны основные баталии войны и указаны лица (военачальники и простые солдаты), особо отличившиеся в боях. Храм двухэтажный, в нижнем - цокольном этаже - Преображенская церковь, где хранится невыразимой красоты образ святителя Николая, подаренный православным приходом итальянского города Бари. Издалека образ кажется полностью голубым, как воды Средиземного моря, как южное небо, а вблизи вдруг понимаешь, что голубой цвет представлен весьма скромно, только вкрапления в нимбе, как бы выражая небесную чистоту Угодника Божия. Церковь занимает центр этажа, а вокруг, в обходной галерее - огромная музейная экспозиция. В музее Храма Христа Спасителя - и выставка икон и предметов декоративно-прикладного искусства, подаренных Патриарху, и витрины и стенды, посвященные драматической судьбе Храма, его строительству, разрушению и восстановлению, экспозиция, посвященная патриаршеству на Руси и непосредственно нынешнему патриарху Алексию II. Оказывается, можно совместить храм и музей так, чтобы они не то что мешали друг другу, а были единым целым. Невольно опечалишься, когда вспомнишь дебаты вокруг Николаевского Морского собора: что он есть - Храм или музей? А почему не то и другое сразу? Ведь есть же прекрасный пример - Храм Христа Спасителя.

Перед Владимирской иконой

Есть и другой пример достойного сосуществования музея и храма - Церковь святителя Николая на Толмачах, входящая в комплекс зданий Третьяковской картинной галереи.
Здание Церкви - самостоятельное, отдельно стоящее, рядом с галереей, после закрытия использовалось музеем как хранилище запасников. В конце 80-х при капитальном ремонте галереи было решено соединить здание Храма с галереей подземным коридором, в котором разместили вспомогательные службы (туалеты, гардероб). В здании предполагалось проводить лекции и беседы по истории культуры, по искусству. Но в начале 90-х из числа сотрудников музея был создан православный приход, который потребовал от руководства музея передать культовое здание в пользование общине. Был найден разумный компромисс. Весь интерьер Храма украшен иконами из музейной коллекции, установлены приборы климат-контроля, система видеонаблюдения, пожарная и охранная сигнализация - все, как и положено в музеях, выставляющих бесценные культурные сокровища. Во время, свободное от богослужений, здание Храма соединяется галереей с музейным комплексом, и используется как зал для демонстрации церковного искусства в естественной для икон обстановке, что, по мнению самих музейных работников, способствует лучшему восприятию и содержания икон, и техники их исполнения. Во время богослужений: Литургий, молебнов, акафистов; панихид, треб (крещения, венчания) вход в Храм - с улицы, и всякий может зайти и поклониться величайшей святыне - Владимирской иконе Божией Матери, написанной апостолом Лукой еще при жизни Богородицы на крышке стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Прихожане надеются, что вскоре сюда, в Храм, будет передана и икона «Троица» работы святого иконописца Андрея Рублева - вершина древнерусской иконографии. Для нашей группы паломников из Кронштадтского собора Владимирской иконы Божией Матери, в котором хранился когда-то список с этого чудотворного образа, заказанный специально для Кронштадта Петром Великим, осователем нашего города-крепости, был отслужен молебен с акафистом перед чудотворным образом Пречистой Девы.
В Санкт-Петербурге, к сожалению, не всегда так. В здании Зимнего дворца, входящем в комплекс музея «Эрмитаж», есть домовая церковь Воскресения Христова, рядом с галереей героев 1812 года. Когда-то в домовой церкви не только стояли на утрене или обедне члены Царской семьи с домочадцами, но и при вручении знаков воинской доблести обязательно служился благодарственный молебен, освящалось наградное оружие. Сейчас помещение церкви пустует, в нем, как в выставочном зале, иногда организуются временные выставки. И в тоже время коллекция редчайших византийского письма икон с частицами мощей выставлены в неприметных залах 3-го этажа, куда заглядывают только немногие посетители музея. А ведь мог бы и Эрмитаж, по примеру Третьяковки, демонстрировать свою коллекцию икон в естественных именно для икон условиях - в помещении домовой церкви. А поскольку домовая церковь находится на главном экскурсионном маршруте, то сколько бы людей могли бы хотя бы беззвучно помолиться перед величайшим по красоте образом Пантократора, хранящимся в эрмитажной коллекции.

Сретенье

Сретенский монастырь - маленький, уютный, находится в непосредственной близости от Кремля, сразу за Лубянской площадью. Именно здесь, вне стен Кремля, встретили москвичи икону Божией Матери, доставленную из Владимира в Москву, которую осаждало войско Тамерлана. Здесь, на Кучковом поле, 8 сентября 1395 года москвичи служили молебен, просили о чуде спасения города и решили в память об этом событии основать монастырь. От монастыря стены Кремля кажутся необыкновенно высокими, неприступными. А сам монастырь - необыкновенно ухоженный, теплый, даже трудно представить, что вся его территория - Голгофа, где встретились со Христом узники Лубянки, зловеще возвышающейся над близрасположенными домами. В монастыре сейчас расположено крупнейшее православное издательство и Российский центр по изучению Туринской плащаницы, копия которой хранится в крипте единственного из четырех ранее существовавших храмов монастыря - Владимирского собора. Здесь же, в соборе, и мощи последнего настоятеля монастыря священномученика Илариона Троицкого.

Обитель святого Даниила Московского

Данилов монастырь - официальная резиденция предстоятелей Русской Православной Церкви - древнейшая иноческая обитель Москвы, основана святым благоверным князем Даниилом Московским в 1282 году. Обитель славилась традициями старчества, особого духовного водительства. Многие военные действия москвичи начинали только после молебна в Даниловом монастыре.
После революции монастырь был передан ВЧК для устройства в нем детской колонии для детей-сирот и детей «врагов народа». На когда-то знаменитом на всю Москву некрополе были организованы спортивные и прогулочные площадки. По воспоминаниям старожилов, в летнее время дети трапезничали, используя вместо столешниц надгробия могил. Тогда же были утрачены обретенные в 1692 году мощи основателя монастыря святого Даниила Московского. Сейчас, после возрождения обители, частица мощей передана Русской Православной Церкви из Америки, и к ней можно приложиться в Соборе Семи вселенских соборов и в Троицком соборе монастыря. Несмотря на свой статус официальной резиденции - монастырь общедоступен, в нем есть все для паломников, в том числе, несколько небольших чайных, где мы с удивлением и радостью увидели в продаже хлеб «Кронштадтский» с пряными травами.

В Донском монастыре

Если некрополь Данилова монастыря был полностью уничтожен в годы богоборчества, то кладбище Донского мужского монастыря сохранилось нетронутым: в 1934 году Донской монастырь был передан Музею архитектуры, благодаря чему сохранялись захоронения князей Голицыных, князя Я.П. Шаховского, поэтов М.М. Хераскова и В.Л. Пушкина (дядя А.С. Пушкина), драматурга А.П. Сумарокова, князя С.Н.Трубецкого, историков М.М. Щербатова и В.О. Ключевского, архитектора П.Д. Барановского. В настоящее время на кладбище перезахоронены генерал А.И. Деникин и философ И. Ильин.
Основание монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Русское воинство в тех боях окормлялось в походном храме преподобного Сергия Радонежского, где хранилась овеянная древними преданиями, участвовавшая в сражении на Куликовом поле Донская икона Божией Матери. Крымское войско стояло у самых стен Москвы, когда в ночь на 4 июля царю Федору Иоанновичу пришло сонное видение о победе русского воинства, и утром он сказал с дерзновением одному из своих приближенных, что «поганые побегут». И точно, на рассвете Казы-Гирей, бросив обозы и награбленную добычу, бежал от русской столицы. На том месте, где стоял походный храм в 1591-1593 годах, была построена каменная церковь, ныне Малый собор Донского монастыря. Большой собор Донского монастыря, надвратную церковь и колокольню строили известные архитекторы Д. Трезини, Д.В. Ухтомский, А.П. Евлашев. После официального закрытия монастыря в 1918 году в нем еще теплилась иноческая жизнь. В 1922-1923 годах в одном из зданий монастыря жил под домашним арестом патриарх Тихон, честные мощи которого покоятся в настоящее время в раке слева от Царских врат Собора. А справа - чудотворная Донская икона Божией Матери.
На территории монастыря устроена выставка образцов оружия, которым была укомплектована дивизия и танковая колонна «Дмитрий Донской» в годы Великой Отечественной войны. Конечно, по монастырскому уставу не положено на территории обители быть оружию. Но тут - иное дело. Оружие это уже не боевое, а памятник терпению русского православного человека, который, подписавшись на все добровольно-принудительные государственные займы, нашел в себе силы откликнуться на призыв Матери-Церкви собрать средства на формирование воинских подразделений, носивших имена святых воинов Александра Невского и Дмитрия Донского. К слову сказать, сейчас готовится сойти со стапелей суперсовременный боевой корабль, которому также присвоено имя святого - святого благоверного князя Владимира, просветителя и основателя русского православного государства.


У Матронушки

С особенным, тревожным чувством направлялись мы на Таганку, к Покровскому монастырю, где покоятся мощи блаженной Матроны Московской. Наслышаны мы были о большом почитании москвичами и гостями столицы блаженной старицы, о том что огромные толпы народа собираются у ворот древней обители, чтобы приложиться к раке с мощами матушки, что многие, припозднившиеся, не успевают поклониться святой до закрытия Храма. Успеем ли мы, примет ли нас старица Матрона? Напрасно мы тревожились, несмотря на внушительную группу почитателей матушки перед входом в обитель, мы как-то очень быстро прошли к раке с мощами святой, приложились, попросив каждый о молитвенной помощи матушки в своих делах, получили по цветочку, освященному на раке старицы, - в поддержку и помощь. И еще успели на Божественную Литургию, на которой присутствовала в последний раз Зинаида Владимировна Жданова - последняя келейница старицы Матроны. После Литургии был совершен чин отпевания и погребения насельницы обители Зинаиды. Матушка Матрона показала, что всех, помогавших ей в земной жизни, она привела к праведной и благочестивой христианской кончине. И нам ли, кронштадтцам, было беспокоиться о расположении к нам Матроны Московской. Еще десятилетней девочкой (около 1891-1892 г.г.) Матронушка посетила Кронштадт, была на Литургии в Андреевском соборе, стояла в очереди со всеми, чтобы благословиться у известного уже тогда протоиерея Иоанна Сергиева. А тот крикнул на весь Собор: «Расступитесь, дайте пройти ко мне Матронушке!». И все расступились, образовав живой коридор, и по нему прошла слепая от рождения девочка к известному пастырю. Тот благословил ее, приласкал, о чем-то спросил, а потом объявил всем присутствующим, что Матронушка - его смена и восьмой столп Православия.
Нелегкой была жизнь блаженной Матронушки, слепой от рождения, но наделенной от Господа даром духовного зрения. С младенчества помогала она людям в их делах: отмаливала скотину, вымаливала дождь или вёдро, отгоняла мор и саранчу. Ведь родилась Матрона и до 44 лет прожила в селе Себино Тульской губернии, а потому и чаяния, и беды крестьян были ей хорошо знакомы и понятны.
С 1925 года до своей кончины 2 мая 1952 года Матрона жила в Москве, переезжая из квартиры в квартиру, от одних доброжелательных и христолюбивых почитателей к другим. Ведь шла борьба с религиозным дурманом, за активное отречение от старого мира с его старицами, странниками, духоносными старцами. Матрону преследовали власти, вот и приходилось скитаться по друзьям и почитателям. И везде ее находили нуждавшиеся в поддержке, помощи, укреплении веры, спасении души. Скольких она предупредила и тем самым спасла от ареста, от заключения в темницу, скольких уберегла от греха, скольким помогла верным советом. Никому не отказывала в приеме, в молитве.
Вот и нас приняла старица Матрона, обогрела, показала, как должно закончить земной путь по-христиански.
Только эти монастыри посетили мы в Москве, а ведь есть еще и Новоспасский, Зачатьевский, Богородице-Рождественский, Высокопетровский, обитель Марона Пустынника и много еще храмов, подворий, вновь возрождаемых и уже активно действующих. Ведь совсем недаром поется «Москва-золотоглавая». И все храмы востребованы, все полны молящимися, во всех - насыщенная приходская жизнь.
А вечером над Москвой поплыл колокольный звон, созывая москвичей к вечерне. Наш автобус петлял по узким улицам старой Москвы и, казалось, что каждая улица вела к Храму или часовне. В новых кварталах возле небольших, вновь построенных храмов клубился народ: не все могут попасть внутрь храма на богослужение. И это радовало и умиляло. Ведь Москва - сердце России, а если сердце здорово, и если так велика потребность в вере, в Церкви, в Москве, то и России предстоит выздороветь от страшного сна безверия.
Прощаюсь с Москвой и шепчу, как молитву, великое лермонтовское

«Москва, Москва!
Люблю тебя, как сын,
Как русский: страстно,
пламенно и нежно».

Господи, храни Россию, храни землю русскую, храни Москву!.


Ольга ЕВСЮКОВА

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша
Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: 236-3756
E-mail: kronvest@mail.ru