Даждь мне, Господи, любити всякого ближнего моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу. Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочие страсти. Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для всех нас Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего и кроме Тебя ничто. Да будем мы между собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами. Буди! Буди! Если Бог даровал Самого себя нам, если Он в нас пребывает, и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет? «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» (Пс. 22, 1). «С Ним како не вся нам дарствует?» (Рим. 8, 32). Итак, будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви. «Сия заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17).
Все неправды человеческие предоставь Господу, ибо Бог Судия есть, а сам люби прилежно от чиста сердца всякого да помни, что ты сам великий грешник и нуждаешься в милости Божией. А чтобы заслужить милость Божию, надо всячески миловать других. Буди! Буди! Все для всех Господь: и Судия, и щедрый Податель даров, и милость, и очищение грехов, и свет, и мир, и радость, и крепость сердца.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
(«Моя жизнь во Христе»)

 

Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 
"...Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них".(Мф. 18:20)
 

Кронштадт Православный
№1 2008 года

Вернуться к главному  

Cлово пастыря

 

О Таинствах Покаяния и Исповеди

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 3,2). С такими словами вышел на проповедь святой пророк Иоанн Креститель. И, самое интересное, в этом-то и заключалась практически вся его проповедь. Многих это смущает- неужели так мало надо для спасения?! Но так оно и есть - для спасения нужно мало информации и знаний, главное - это любовь в сердце и вера в Господа. А любовь и вера лежат вне логических категорий. Поэтому знание в Православии не главное, не самоцель. Духовное возрастание идет не через знания, а через нравственное самосовершенствование.
Но некоторые аксиомы в вере у нас есть. Одна из них - это греховность и испорченность человечества. Это означает, что человек изначально находится в ненормальном состоянии, во грехе, порабощенный различными страстями, ненужными привязанностями. А Церковь может помочь человеку от всего греховного очиститься, освободиться. И вот это очищение и начинается с покаяния.
Покаяние - это признание и осознание себя грешным, не совершенным. Покаяние - это противоположность состоянию, когда человек считает себя венцом эволюции. А значит у него, у человека, все просто замечательно, за исключением мелких недочетов. Вот поэтому современному человеку особенно трудно прийти на первую исповедь. Тяжело свыкнуться с мыслью, что еще вчера в твоей жизни все было нормально, а сегодня оказывается многое неправильно.
Изменение мышления, раскаяние в прежней, неправильной жизни - и есть первый шаг для спасения человека, его духовного перерождения. Все остальное придет потом - и умение молиться, и знание богослужения. Главное - набраться решимости признаться, прежде всего, самому себе, что не все в нашей жизни правильно и чисто.
Многие могут сказать, что они и так осознают и каются в своих ошибках, мысленно: кто перед Богом, кто просто перед самим собой. Но чтобы грех ушел из души, такого покаяния недостаточно. Для этого нужно Таинство Исповеди. Как бы человек в душе не осознавал свою неправоту, максимум, что из этого может получиться - это недопущение повторения прежних ошибок. Но грех - это не просто неэтичный, безнравственный поступок, это еще и осквернение нашей души. Причем не в переносном, а в прямом смысле. Любой наш проступок омрачает душу, и как бы мы мысленно ни каялись пред Богом, эта духовная грязь никуда не девается. Для полного очищения человека и установлено Богом Таинство Исповеди.
Таинство Исповеди - это особое священнодействие, в котором по молитве священнослужителя, благодатью Святого Духа человеку прощаются грехи его, душа очищается от скверны. Но это не значит, что для очищения достаточно просто перечислить свои ошибки. Их необходимо прочувствовать всем сердцем, осознать разумом. Необходимо проникнуться сознанием, что совершенный грех - это не просто неэтично, нельзя и кем-то запрещено. Прежде всего, нужно понять, что любой грех, вне зависимости от того, знает о нем кто-нибудь или нет, - это мерзость перед Господом. И Господь-то уже давно знает о нашем проступке. Осталось признаться и осознать самому человеку свое падение. И главное - не просто знание, что этого делать нельзя, а именно прочувствование духовной, нравственной стороны греха. Когда приходит осознание греха, человек прикладывает все усилия, чтобы грех ни в коем случае не повторялся, чтобы жизнь исправлялась к лучшему. Это касается любого греха: и аборта, который может быть единственным в жизни, и нашего бытового осуждения, которое повторяется каждый день.

Если мы хотим, чтобы Господь простил нам грех, его надо исправлять, бороться с ним. Если грех снова и снова повторяется, если не предпринимается никаких шагов для его преодоления, то грех Богом не прощается. Исповедь тогда превращается в формальное перечисление абстрактных грехов, и, соответственно, Таинство тогда тоже совершается формально. С каким греховным грузом люди приходят, с таким и уходят, ничего с душой не происходит.
Нужно понять, что Таинство Исповеди это не какой-то магический обряд или механическое действие, которое совершается само по себе, а взаимный процесс. Совместное участие Бога и человека во спасении души. От человека требуется искреннее раскаяние и вера в Бога. Тогда Господь Своею благодатью может обновить падшего человека, освободить его от тяжести греха. Это касается и всех христианских Таинств. Человек должен участвовать во всей полноте православной жизни осознанно, осмысленно. Только тогда начинается настоящая христианская жизнь, когда человек делает что-то в Храме не потому, что «так надо», а потому что осознает - «именно это ему и надо».
Совершителем Таинства Исповеди является священник. Но исповедуется кающийся не лично священнику, а Богу, который невидимо пребывает на этом Таинстве и принимает покаяние человека. Поэтому, если покаяние не искреннее, не полное, то и прощения от Бога быть не может, так как если священника можно убедить в своей невиновности, то наш Создатель всегда знает истину. Сами грехи прощаются и снимаются той благодатью Святого Духа, которую получает каждый священник во время Таинства Рукоположения. Личные качества разных священников как людей - разные, но Благодать Священства - одинакова. Поэтому на самом деле все Таинства у всех священников равнозначные, в том числе и Исповедь. Если же человек считает, что у одного священника Исповедь или Причастие лучше, чем у другого, то на самом деле, значит, этот человек ищет не единой Благодати от Бога, а просто земного человеческого общения, что является уже псевдохристианской жизнью.
Поэтому очень важна правильная подготовка к исповеди. Важно прежде всего осознать, что вскоре предстоит не просто беседа со священником, а встреча с Богом. Нужно подумать, что именно мы своему Создателю скажем, как оценим свою жизнь. Если на исповеди человек заявляет, что грехов нет, если священник старается изо всех сил хоть что-то «выковыривать» из него, то значит исповедующийся совершенно к исповеди не готов. Так как не осознал своих грехов, и, возможно, еще и не имеет потребности к покаянию. Бывает, что человек, читая какую-либо православную брошюру «Как готовиться к исповеди?» и прочее, встречает в них перечисление наиболее распространенных грехов и прегрешений, и начинает переписывать что-то оттуда для своей исповеди. Это тоже не совсем правильно. Такое переписывание можно сравнить со шпаргалкой. Человек сам не видит свои страсти и просто что-то механически копирует. А шпаргалка, как вы знаете, на экзаменах никогда не засчитыватся. Так же обстоят дела и здесь. Конечно, приходится принимать и такую исповедь, но она не глубокая. Поэтому, главное - это собственное видение своих грехов. Это качество приобретается не сразу, но если человек пытается жить всей полнотой христианской веры, то все у него постепенно приходит в гармонию. И главное, наступает видение своей жизни. Видение того, что в ней совершается по любви, а что - по гордыне. Поэтому главное в нашей жизни, прежде всего, искать духовное и не сомневаться, а все остальное нам приложится. Господь принимает каждого человека, каким бы низким ни было его падение. В завершение хочется привести слова Писания. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102,8).

Священник Михаил МОХОВ

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша
Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: 236-3756
E-mail: kronvest@mail.ru