Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.
Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше - тем темнее, беспокойнее. А как душа наша - сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась чрез чувство, чрез благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи, чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце - зеркало; истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна со всей точностью отражаться в нашем сердце.
Хорошо, очень хорошо быть добродетельным. Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это - ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своей красотой. Обратите внимание на речь его: от нее еще больше благоухания - тут вы как бы лицом к лицу с его душой, и таете от его сладкой беседы.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
(«Моя жизнь во Христе»)

 

Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 
"...Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них".(Мф. 18:20)
 

Кронштадт Православный
№2 2008 года

Вернуться к главному  

К 100-летию со Дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского

 

Тихвинская часовня

В ту далекую ночь в 1932 году Кронштадт не спал. Всем жителям домов, находящихся неподалеку от Андреевского собора было приказано открыть окна, чтобы взрывная волна не разбила стекла. К ночи улица Ленина замерла в ожидании, глядя на Собор пустыми темными провалами окон. Вот-вот сейчас, плавно бежит секундная стрелка на циферблате командирских часов. Уже поднята рука, и с губ срывается привычная команда. Взрыв… Медленно, с достоинством оседает колокольня, проваливается купол, складываются стены. Андреевского собора, в котором святой праведный Иоанн Кронштадтский совершал свое пламенное ревностное служение, больше нет. Захлопали окна, кронштадтский обыватель, убедившись что стекла целы, пошел спать. Потом вечерами бригады комсомольцев занимались уборкой строительного мусора в осиротевшем сквере. Началась эпоха забвения.
Прошло 60 лет, и в Кронштадт потянулись паломники, жаждущие попасть в Андреевский Собор, в Храм в котором 53 года служил дорогой отец Иоанн. Тогда-то и родилась, а потом и окрепла мысль о грядущем возрождении взорванного Храма. Но все большое начинается с малого. Так и возрождение Андреевского Собора началось с воссоздания часовни Тихвинской иконы Божией Матери, находившейся на углу Николаевского проспекта и Большой Екатерининской улицы.

История строительства

Первая идея постройки часовни в ограде собора была высказана в 1866-1868 годах, но проект, выполненный архитектором В. В. Виндельбрандтом, не получил одобрения великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В связи с дорогостоящей перестройкой собора 1874-1877 годов мысль о строительстве часовни была оставлена.
Позднее, в 1890-е годы, инициатором строительства каменной часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери выступил священник Андреевского собора Александр Иванович Таратин. Он пожертвовал на постройку 5000 рублей. Средства были дополнены пожертвованиями кронштадтской купчихи Натальи Захаровны Дементьевой (1000 рублей) и собственными средствами собора (около 1000 рублей). Проект был выполнен епархиальным архитектором Николаем Никитичем Никоновым. По желанию отца Александра Таратина часовня должна была строиться как миниатюрная модель Андреевского собора на период после его перестройки 1855 года.
18 августа 1898 года настоятель собора протоиерей Иоанн Кронштадтский торжественно совершил закладку часовни. В ее стену была замурована серебряная позолоченная закладная доска. Текст ее был публикован в газете «Котлин» № 181 за 18 августа 1898 года: «Въ царствование Благочестивого Государя Императора Николая II-го, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Палладия, въ присутствии о. настоятеля собора протоиерея Иоанна Сергиева на иждивение священно-иерея Андреевского собора Александра Ивановича Таратина по проекту Архитектора Никонова заложена часовня въ честь Тихвинской Пресвятой Богородицы 18 августа 1898 года».
Строительство продолжалось в течение года. За это время, 5 мая 1899 года, скончался главный жертвователь отец Александр Таратин. Он погребен на Троицком городском кладбище, могила не сохранилась. К зиме строительство было завершено, и уже 5 декабря 1899 года отец Иоанн Кронштадтский в сослужении соборного причта совершил торжество освящения часовни. Она была приписана к Собору.
После революции часовня была включена в имущество Собора. Закрыты они - и часовня, и Собор - были одним указом от 4 апреля 1931 года. Вскоре после закрытия часовня была снесена.


Архитектура

Наружный вид. Часовня каменная, на подвалах, цоколь, высотой около 1 метра, выполнен из плитчатого известняка. План представляет собой равносторонний четырехконечный крест с закругленной алтарной апсидой. Внутренние размеры: ширина с боковыми частями составляет 8,8 м, общая длина 9,22 м, в том числе от входа до солеи 5,4 м, солея до иконостаса 0,74 м, алтарная часть 3,53 м. Лестница в 5 ступеней сложена из известняковых плит. Пол в часовне выложен метлахской плиткой. Солея в 1 ступень, отделана белым мрамором
Часовня была ориентирована по сторонам света. Главный фасад - западный, выходил на Господскую улицу. Апсида обращена соответственно на восток и выходила на территорию участка. Центральный объем представлял в плане квадрат, к которому примыкали притвор, пониженные боковые части и апсида. Увенчан центральный объем был сферическим куполом с четырьмя круглыми световыми окнами, ориентированными по сторонам света. Окна обрамлены профилированными наличниками, завершающимися в нижней части круглыми завитками, и застеклены цветным желтым стеклом. Крест четырехконечный, с расширениями у окончания лопастей, крепится с помощью четырех распорок в виде волют.
Главный (западный) фасад часовни увенчан треугольным фронтоном, в тимпане которого помещен рельеф «Всевидящее Око в сиянии», идентичный рельефу, бывшему в тимпане западного фронтона собора. Вход обрамляли две пары ионических полуколонн на высоком пьедестале. На уровне пьедестала проходил профилированный карниз по всему периметру здания. Дверной проем с лучковым завершением был обрамлен профилированным наличником с замком. Над ним - прямой сандрик на консолях в виде волют. Над сандриком - два квадратных оконных проема без наличников.
Боковые фасады идентичны. Стена центрального объема завершалась треугольным фронтоном, идентичным западному (но без рельефа в тимпане). Углы подчеркнуты широкими лопатками. Примыкающие объемы прямоугольные в плане, перекрыты трехскатной кровлей с небольшим переломом. На их северном (и, соответственно, южном) фасадах углы подчеркнуты парными плоскими дорическими пилястрами на пьедесталах. Высокое полуциркульное окно с профилированным архивольтом, заканчивающимся уступчиками, с замком и подоконной филенкой расположено по центральной оси фасада. Боковые стенки имеют ложные полуциркульные окна, пересекаемые карнизом пьедесталов, с аналогичными профилированными архивольтами (без замков).
Изображений восточного фасада не сохранилось, но на фото видно, что полукруглая алтарная апсида поднята до высоты венчающего карниза центрального объема и по ней продолжается венчающий карниз с фризом и сухариками. В центре алтарной апсиды располагалось световое окно, но сведений о его форме и размерах не сохранилось. Длина апсиды по внутренней стороне 3,53 м. В апсиду вел отдельный вход со стороны соборного сквера «с двумя дверьми и плитной лестницей в три ступени» (очевидно, имеются в виду двойные двери с тамбуром по ширине стены).
Оконные и дверной проемы часовни защищены одинаковыми металлическими ажурными решетками. Основа рисунка - крест в сиянии со стилизованным изображением лоз по краям высокого древка. В дверном проеме верхняя часть решетки, с растительным рисунком, стационарна, решетка дверей - с полуциркульным завершением, как в оконных проемах.


Интерьеры

Изображений интерьеров часовни не сохранилось, о них можно судить лишь по аналогии с интерьерами собора и соответствию наружному облику. Купол на парусах, покоится на четырех массивных угловых пилонах. В боковые части ведут арочные проемы. Судя по форме кровли, перекрытия боковых частей плоские. Световые окна заполнены витражами («прозрачные образа, написанные разноцветными красками на стеклах») - в северном окне изображена Божия Матерь (размер витража 2 х 0,86 м). В южном - Воскресение Христово (размер витража 2,14 х 0,98 м). Подоконники выполнены из белого мрамора.
Восточный арочный проем ведет в алтарную часть и закрыт деревянным трехъярусным иконостасом, выкрашенным в белый цвет, с позолотой резных архитектурных деталей. Композиция иконостаса трехчастная - центральная часть завершена иконой Святой Троицы в киоте с полуциркульным завершением, боковые - стрельчатыми навершиями. В иконостасе помещены следующие иконы.
В 1-м ярусе: центральная - Тихвинская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, поддерживаемая Ангелами - 1,44 х 1,06; боковые - две, размером по 1,26 х 0,56 м (при этом левая - на двери в апсиду); слева - Свв. мч. Александра и преп. Марины (небесных покровителей создателей часовни - о.Александра и его супруги); справа - Св. ап. Андрея Первозванного и преп. Иоанна Рыльского.
Во 2-м ярусе: центральная - Тайная Вечеря - 0,36 х 0,48 м; боковые, четыре, размерами по 0,4 х 0,28 м; слева - преп. Михаила Малеина, мч. Анастасии Римляныни; справа - св. Феодосия Углицкого, св. Александра Невского.
В 3-м ярусе: образ Святой Троицы (см. выше) - 0,82 х 0,9 м.
Освящалась часовня бронзовым вызолоченным паникадилом на 24 свечи.
Алтарная апсида имела (по аналогии с собором) полусферическое перекрытие. В апсиду вел отдельный вход со стороны сквера (вероятно, с юга-юго-востока). Отапливалась часовня расположенной в апсиде круглой печью.


Воссоздание

История возрождения Тихвинской часовни насчитывает уже десяток лет. Разные люди в разное время вносили свою лепту в общее дело. Стараниями Сергея Шотовича Учанейшвили был создан эскизный проект воссоздания часовни. Сергей Алексеевич Дятлов получил необходимые согласования. Генеральный директор ООО «Адмирал» Юрий Иванович Саулиди выразил свою готовность финансировать воссоздание часовни. Администрация города Кронштадта подготовила Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга о мерах по выполнению работ по сохранению (воссозданию) часовни Тихвинской иконы Божией Матери г. Кронштадта, принятого 29.04.2008 г.
На стадии предпроектной подготовки возникла необходимость исследовать старый фундамент часовни, чтобы уточнить ее размеры и получить привязку к местности. Были сомнения по поводу того, сохранились ли остатки фундамента, поскольку было известно, что Андреевский собор был разобран вместе с фундаментом. Поэтому первый шурф прорыли очень осторожно, по диагональной дорожке в углу сквера. Какие же были удивление и радость, когда на глубине полутора метров под грунтовыми водами были обнаружены два фрагмента ленточного фундамента, сложенного из бутового камня. Тогда было принято решение о раскопке и исследовании обнаруженного фундамента. Примерно через неделю старый фундамент был полностью раскрыт и обмерен. Оказалось, что часовня находилась ровно в углу современного сквера, а крыльцо выходило на тротуар на полтора метра. Чтобы не суживать тротуар на улице Ленина, решили воссозданную часовню сдвинуть на полтора метра вглубь сквера.
Мощным ускорением производства работ по воссозданию Тихвинской часовни стало известие, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II изъявил желание совершить лично закладку фундамента часовни. Благодаря этому спешным порядком началось возведение нового железобетонного фундамента, поскольку старый был признан негодным для нового строительства. Тем не менее, остатки старого фундамента находятся под новым, а часть старых камней будет вмонтирована в отмостку вокруг часовни. Таким образом, новая часовня возводится на старом основании.
В настоящее время фундамент часовни готов, строители проводят работы по гидроизоляции, дренажу и подготовке территории к приезду высоких гостей. Когда же часовня будет построена и освящена, там планируется совершать регулярные богослужения, для чего будет устроен алтарь с престолом и иконостасом.

Александр ШЕИН

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша
Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: 236-3756
E-mail: kronvest@mail.ru