Юрий Ступица:
«Работа доставляет радость...»
В 2007 году кронштадтский художник Юрий Ступица, председатель творческого союза «Остров», написал портрет отца Иоанна Кронштадтского. Батюшка Иоанн в малиновой рясе, на груди - крест с камнями, взгляд глубокий и ясный («Кронштадт Православный» уже писал об этом портрете, когда рассказывал об открытии часовни Параскевы Ковригиной на городском кладбище). И столько души, столько любви и вдохновения вложил он в эту работу, что сделал в итоге в творческой биографии крутой поворот: нашел свою тему - долгожданную, выстраданную... А первый портрет великого кронштадтского пастыря он теперь воспринимает как благословение на продолжение темы от самого батюшки Иоанна...
Земные ангелы
Сегодня Юрий Ступица - автор еще четырех портретов, связанных между собой одним именем - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Маленькая галерея женских образов. Холст, масло. Портреты русских женщин, написанных кистью бережной и трепетной. Для отца Иоанна - женщин самых дорогих. Его земных ангелов...
Феодора Власьевна Сергиева, мать и первая духовная наставница, глубоко почитаемая своим великим сыном. Всем памятны ее слова: лучше умереть, нежели нарушить пост...
Параскева Ивановна Ковригина, почитательница, сподвижница, «мироносица»... Простая женщина, подвигнувшая отца Иоанна Ильича Сергиева из города Кронштадта на его дерзновенный молитвенный подвиг...
Отец Иоанн Кронштадтский и матушка Елизавета Константиновна |
Феодора Власьевна Сергиева |
Игумения Таисия Леушинская, в миру - Мария Васильевна Солопова, настоятельница Иоанна Предтеченского Леушинского монастыря, который в свое время взял под свое покровительство отец Иоанн Кронштадтский. Автор тонких духовных поэтических произведений и достойный духовный друг отца Иоанна...
Елизавета Константиновна, дочь настоятеля Андреевского собора протоиерея Константина Петровича Несвицкого - жена, верная спутница в жизни и самоотверженном служении и, по словам самого батюшки Иоанна, его добрый «ангел-хранитель земной»...
У всех этих портретов одна дата создания - 2008-й год.
Параскева Ивановна Ковригина |
Игумения Таисия |
Вот таким плодотворным выдался для Юрия Ступицы канун 100-летия со дня преставления и 180-летия со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского.
По словам художника, над каждым из этих портретов он работал радостно, с чувством какого-то особого вдохновения и душевного подъема... Духовную тему в творчестве воспринимает как дар свыше... Мечтает о поездке в Суру, на малую родину Иоанна Кронштадтского, где собирается написать серию пейзажей родных батюшке мест.
«Моление о чаше»
И еще одна работа. Для Юрия, с одной стороны, - несколько неожиданная, с другой - в высочайшей степени ответственная - образ «Моление о чаше» для алтаря в верхнем Храме Владимирского собора.
В газете «Кронштадтский вестник» 24 февраля (7 марта) 1880 года так был описан этот образ в «Заметках из кронштадтской жизни» под заголовком «Новый храм Владимирской иконы Божией Матери»:
«В алтаре за престолом поставлен в золоченой раме образ «Моления о чаше» превосходной работы академика Таюрского; над ним в своде написан академиком Годуном образ Святой Троицы...».
Образ Святой Троицы в алтаре возрождающегося Храма сегодня уже написан художниками-иконописцами из Санкт-Петербурга, а вот «Моление о чаше» настоятель благословил написать кронштадтского художника Юрия Ступицу.
Я спросила отца Святослава:
- Почему именно его?
Да, он прекрасный художник. Но ведь не иконописец...
- У него уже был опыт работы в одном из возрождающихся храмов Санкт-Петербургской епархии - росписи. Кроме того, он действительно очень трепетно подошел к работе над портретом Иоанна Кронштадтского. Именно после этого портрета ему была заказана икона святого праведного воина Феодора, адмирала Флота Российского, которую Юрий также написал с большим, на мой взгляд, вдохновением, творческой отдачей и настоящим профессионализмом. Получился очень светлый и красивый образ, который сегодня находится в кабинете командира Ленинградской военно-морской базы. Следующий этап на его пути к духовной живописи - портреты женщин, окружавших Иоанна Кронштадтского в его земной жизни. Он делал эти портреты не по заказу, а по велению души. «Земные ангелы» - само название выставки, на которой впервые были выставлены эти работы, говорит за себя. Эти лица, выписанные с любовью, с большим тщанием, так и хочется назвать не лицами, но - ликами...
Мне понравилось, как человек подходит к своему делу, ко всему своему творчеству. Очень скрупулезно, в хорошем смысле слова - дотошно, он, перед тем как начать работу, тщательно собирает материал, ему нужна достоверность, поглощенность в создаваемый образ, богатая фактура, одним словом - полнота, и из этой полноты и рождается потом собственное произведение, самостоятельное решение образа, настоящее творчество...
Так что все закономерно: он это заслужил.
А Юрий Ступица на мой вопрос о работе над образом «Моление о чаше» рассказал следующее:
- Большая честь для художника - написать икону для Горнего места. Прежде чем приступить к работе, я пересмотрел массу материалов на тему «Моления о чаше». Но образец для работы предложил отец Святослав, и его выбор был полностью созвучен с моим представлением о самом лучшем художественном отражении этого евангельского события, наполненного величайшим драматизмом. Работа очень сложная. «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!..». Понять и передать то, что чувствовал Спаситель, молясь в Гефсиманском саду... Это требует огромного внутреннего напряжения, эмоционального сопереживания ...
Самое сложное для художника - заканчивать, доводить полотно до того состояния, когда оно способно вызывать эмоциональное сопереживание, находить отклик в сердцах...
Вот этим я сейчас как раз и занимаюсь - заканчиваю «Моление о чаше»... А вообще работа мне доставляет огромную радость...
О планах на будущее
«По сторонам входных дверей образа апостолов Петра и Павла...», - описывает далее корреспондент «Кронштадтского вестника» в номере от 24 февраля 1880 года новый Храм Владимирской иконы Божией Матери. Когда через 127 лет нынешний настоятель Храма решал, где какому образу быть в воссозданном иконостасе верхнего Храма, каким - на стенах и в медальонах, а какие должны стоять отдельно в киотах у солеи, он прибегнул как к самому полному источнику достоверной информации именно к этому старинному номеру городской газеты «Кронштадтский вестник».
Образов Петра и Павла по обе стороны от центрального входа в нашем Храме пока нет. Но они уже заказаны. Как читатель, наверное, догадался, - кронштадтскому художнику Юрии Ступице. И Юрий вновь начинает сбор материала для будущих икон. Со свойственной ему скрупулезностью. Помоги ему Господь в этом трудном деле, требующем великой ответственности, большого таланта, высокого вдохновения и безмерной любви... И пожелаем ему молитвенной помощи...
Анна МАКАРОВА
|