Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.
Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше - тем темнее, беспокойнее. А как душа наша - сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась чрез чувство, чрез благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи, чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце - зеркало; истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна со всей точностью отражаться в нашем сердце.
Хорошо, очень хорошо быть добродетельным. Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это - ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своей красотой. Обратите внимание на речь его: от нее еще больше благоухания - тут вы как бы лицом к лицу с его душой, и таете от его сладкой беседы.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
(«Моя жизнь во Христе»)

 

Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 
"...Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них".(Мф. 18:20)
 

Кронштадт Православный
№2 2008 года

Вернуться к главному  

Хроника приходской жизни: ретроспектива

 

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 8:20)

Пасха Христова

Уже почти 2000 лет празднует народ Пасху Христову. Кажется, до мелочей все известно в последовании пасхального Богослужения. Но нет, каждый раз как первый. И замирает сердце в скорби Страстной Пятницы, в молчании Великой Субботы проходят радостные хлопоты предвкушения праздника. Но нет-нет, да сожмется сердце в тоске и ужасе, а вдруг на этот раз не наступит праздник, не прозвучит светлое «Христос Воскресе!», не вырвется из груди ответное - «Воистину воскресе!». Ведь в Пятницу умер Бог, умер земной смертию! И шевельнется в глубинах подсознания неверие апостола Фомы и ужас наших дедов и бабушек при виде закрытых и поруганных Церквей, их немой крик: «Боже, почему Ты оставил нас!». Вдруг не свершится сегодня то, что в таком же сомнении ждали Его ученики, вдруг не воскреснет Бог, вдруг смерть не отпустит Его. Но вот, наконец, такой долгожданный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», на душе и тревожно и радостно. Знают, знают батюшки, что ждет их и нас за запечатанными дверями Храма. Вот и Крестный ход в ночи под несмолкаемый колокольный звон, а вот и разрывающее тьму ночи «Христос Воскресе!» Воистину, Христос воскресе, а значит жизнь жительствует, и нет смерти, нет печали, есть ликование жизни, жизни, выкупленной у Смерти Его смертию и воскресением. Так будем же достойны этой дарованной нам жизни, данной силою любви и во имя любви и для любви. И вот уже все преисполнены этой великой пасхальной радости и нет конца радости души, и свет небесный струится из глаз, свет любви. Сохраним этот свет в сердце, сохраним пасхальную радость, чтобы по примеру Серафима Саровского каждый день встречать вечно радостным «Христос воскресе».

Пятидесятница

Со времен Моисея ветхозаветная Церковь ежегодно праздновала день Пятидесятницы, наступавший по истечении семи недель после иудейской пасхи и потому называвшийся праздником седмиц. Торжество это, сопровождавшееся знаменательными обрядами, установлено было в память Синайского законодательства, данного Богом великому вождю древнего Израиля - Моисею. В пятидесятый день по пасхе по исходе еврейском из плена египетского был Моисей призван на гору Синай. И был ветер, и было пламя, и шум стоял, и земля колебалась и содрогалась гора, когда призвал Господь Моисея на гору. Облачко скрыло Моисея от любопытных глаз. Никто не видел, как разговаривал Моисей с Господом, но все слышали стоявший шум. А когда Моисей спустился с горы и ветер разогнал облачко, то были на горе скрижали каменные и на них десять заповедей (декалог), положившие основу нравственности и всему законодательству современной цивилизации. Эти десять заповедей, по мнению ученых, вошли в наследуемый генетический код уважительного поведения индивида в обществе, позволяющий человеку жить среди людей.
На пятидесятый день по Пасхе Христовой сошел на апостолов Дух Утешитель, о котором предупреждал Своих учеников Господь незадолго до Вознесения Своего. Опечалились апостолы скорой разлуке с Учителем, а Тот пообещал им, что пришлет Святого Духа - Утешителя. Когда же сошел на апостолов Святой Дух Утешитель, то познали они Истину во всей полноте ее, стали провозвестниками и служителями Истины. Так в Господе соединились Закон и Истина, и создалось новое, не фарисейское, отношение к Закону - почитание не Буквы, но Духа. И как новый завет Господа оставлена нам Церковь Христова, объединяющая нас Духом Святым в единое целое, познающее Истину и Слово.

Фонари и ограда

Двадцать девятого мая на Якорной площади была торжественно перерезана красная ленточка, символизирующая открытие фонарей и ограды сквера Морского собора после реставрации.
Настоятель прихода Морского собора протоиерей Святослав Мельник совершил молебен по случаю окончания работ и в своем выступлении выразил надежду на скорое возрождение главного Храма-памятника российских моряков.
Реставрационные работы проводились в рамках проекта «Историческая память», разработанного ВПП «Единая Россия» совместно с НП «Центр социально-консервативной политики Северо-Запад» и «Российской Ассоциацией реставраторов». Исполнитель работ - ЗАО «Специалист».

Награда отца Алексея

Два важных события произошли в приходе с начала этого года: иерей Алексей Купкин получил свою первую церковную награду - право носить камилавку, и диакон Аполлинарий Мельник начал свое служение во Владимирском соборе.

Церковные награды можно разделить на два вида: награды как вехи духовного возрастания и награды за личные дела и заслуги клирика или мирянина, например орден Ефросинии Московской, орден Великой княгини Ольги, орден благоверного князя Даниила Московского. Награды же за духовное возрастание священников отражаются в дополнительных элементах облачения. Знаменательна каждая из наград. Как, впрочем, знаменательно и символично и все облачение священника.
Священник - воин Небесного воинства здесь, на земле. Все облачение его - облачение воина. Например, подрясник, темный в быту и белый при богослужении. Сразу же вспоминается воинский обычай: перед битвой облачаться в чистое белое белье. Обычай этот возник из чисто практических соображений: раны на чистом теле с чистым бельем не заражаются, быстрее заживают, а лен и хлопок прекрасно впитывают пот, не дают перегреться во время боя. Белый же подрясник священника символизирует чистоту его помыслов и жизни, посвященной служению Богу и ближним. Поручи - широкие зашнуровывающиеся манжеты вокруг запястий, понятно, что у воина они, чтобы при замахе мечом не повредить узкий и сложно устроенный запястный сустав, не остаться без руки в битве; у священника поручи - напоминание о силе Божией, которой он совершает все таинства в Церкви. Поверх рубахи наденет воин кольчугу или латы, грудь от стрелы, от копья защитить, а у священника - епитрахиль. Каждый воин обязательно подпояшется, плотно, широким поясом. Это позволит разгрузить поясницу от перегрузок в бою ли, на коне, а также послужит дополнительной защитой живота, даст почувствовать тело, а значит, и управлять им. Недаром о человеке, вышедшим из границ дозволенного поведения, говорят - распоясался, то есть, потерял контроль над собою. Священнический пояс означает готовность к самоотвержению, к самоотречению, аскезе. Поверх всего у воина - широкий плащ - он и тело от врага прикроет, и не даст прицельно стрелу пустить, так как, широко развеваясь, скрывает истинные размеры тела. А если на мечах биться придется, то запутается меч в складках плаща, обережет бойца. Так и фелонь, или риза, как широкий плащ, символизирует одежду правды, в которую облачается каждый, встающий на путь служения Господу. На груди у начинающего - белый наперсный крест, а на голове - круглая шлемовидная шапочка - скуфья. По мере же духовного возрастания получает священник право носить иные предметы, так же как и опытный воин - различные знаки воинской доблести и воинского опыта.
Камилавка - высокий круглый головной убор священника. Высокий головной убор всегда привлекает к себе внимание, издалека видно, вон где командир, на него в первую очередь нападение. Так и у священника - высокий головной убор как знак духовного водительства, право первым встать из окопа и повести за собой в атаку, право первым принять бой, испытать нападение. Набедренник - квадратный плат, носимый на правом бедре - как у воина колчан со стрелами, а набедренник - арсенал для стрел духовных - разящего слова и одновременно - сума нищего, символизирующая голод духовный по Слову Божию, отвержение земных материальных благ ради высших небесных радостей. Изменяется и цвет наперсного креста - не белый, но уже желтый, золотой, как солнечный луч. Да и вес креста намного больше, чтобы опытно чувствовал батюшка тяжесть ответственности за паству. А потом придет время палицы - ромб на ленте, носимый на бедре, - символ меча духовного, знак признания опыта духовного водительства. И крест наперсный уже не просто из желтого металла, но с украшениями. Как высший знак - митра - высокий коронообразный головной убор, украшенный камнями, образками, символизирующий терновый венец Спасителя. Как высшая награда священнику - служить пасхальным чином - с открытыми Царскими Вратами Литургию по «Отче наш». Это - признание высочайшего духовного опыта, высокой внутренней силы, силы молитвы.
Отец Алексей еще очень молод, но уже любим прихожанами за деликатность, проницательность не по возрасту, внимание к людям, глубокую искреннюю веру. Священники с посвящением в сан получают и особую благодать Божию быть наставниками, пастырями, учителями в том числе и для тех, кто значительно старше и житейски опытнее. Но ведь опыт житейский и опыт духовный - величины несравнимые. Многая Вам лета, отец Алексей, желаем Вам успехов в Вашем многотрудном делании в нашем Храме.

Традиции, заложенной батюшкой Иоанном, - жить

Когда почти три года назад родилась идея в честь тезоименитства батюшки Иоанна Кронштадтского организовать благотворительный обед для самых неимущих и нуждающихся, не имеющих порою и «где главу преклонити», никто не предполагал, что этот обед станет просто первым в череде всех последующих, что с него станет в приходе возрождаться добрая традиция благотворительной столовой, организованной отцом Иоанном Кронштадтским при Доме трудолюбия.
Конечно, нам еще далеко до столовой, которая ежедневно выдавала нуждающимся горячие обеды - по 50 000 обедов в год, но и сделано руками прихожан немало.
Сформировался круг кронштадтцев, которые считают своим долгом и честью для себя передать средства на питание нуждающимся, своими силами помочь приготовить трапезу, раздать пищу, вымыть посуду. Среди прихожан есть немалое число тех, кто подает на питание неимущим средства как милостыню на поминовение усопших, в память о важных событиях в своей жизни: венчание, выздоровление от тяжелой болезни, помощь в скорбях. В приходе восстанавливаются традиции православного благочестия, когда жертвуешь не от избытка средств, а от избытка любви.
В настоящее время ведутся работы по организации пищеблока в здании Крестовоздвиженской церкви. Когда пищеблок будет готов, приход сможет организовывать обеды еженедельно, а там уже можно будет задумываться и о постоянной, ежедневной помощи бедным, нуждающимся в тарелке горячего супа. Ближайший благотворительный обед пройдет 6 сентября.

Престольный праздник

Как все промыслительно у Господа. Престольный праздник собора - почитание Владимирской иконы Божией Матери - приходится в один день с памятью равноапостольного императора Константина и его благочестивой матери равноапостольной Елены. Константин стал первым руководителем государства, сделавшим Православие государственной религией, обеспечивший Никейский собор, на котором был сформулирован Символ Веры. Более 2000 пресвитеров и диаконов, 618 святителей приехало в Никею на Собор за счет принимающей стороны, то есть, средств, предоставленных императором Константином. Дарованное Господом видение в небе Креста с девизом «Сим победиши!» - великая награда Константину за правильный выбор жизненной позиции, за умение сердцем услышать Божий призыв. А чего стоила поисковая экспедиция матери императора царицы Елены. Ведь Константин обеспечил мать всем необходимым с избытком, чтобы смогла она не только доехать из Византии до Святой земли, но и там не испытывать нужду и нанять помощников, чтобы в кратчайший срок отыскать Древо Честнаго Креста Христова. И ведь нашла равноапостольная Елена Крест, на котором был распят на Голгофе Спаситель. Построила несколько церквей на местах, связанных с жизнью и земной смертью Спасителя и только удостоверившись, что святые места более не оскверняются, возвратилась в Константинополь, увозя с собой частицу Креста Христова.
Вот и Владимирская икона Божией Матери, неоднократно защищала Русь и Москву от нашествия иноплеменников, от осквернения иноверцами наших православных святынь, с нею, воздетой к небу на хоругвях, шли в бой русичи за свободу и независимость, за право быть русскими, говорить на родном языке, молиться своему Богу - Господу Иисусу Христу.
6 июля Церковь почитает не только Владимирскую Икону Божией Матери, но и всех святых, в земле Владимирской просиявших. Богата Владимирская земля на святых, была она сердцем России, хранительницей лучших традиций нравственности и православия. В числе прочих святых Владимирской земли почитает в этот день Церковь и память благоверного князя Святослава - Гавриила Юрьевского и сына его Димитрия.
Святослав III, в крещении Гавриил, великий князь Владимирский, сын Всеволода Юрьевича «Большое гнездо» и Марии (в иночестве Марфы) дочери богемского (Чешского) короля Шварна родился в городе Владимире на Клязьме 26 марта (по старому стилю) 1196 года. Четырехлетним ребенком (в 1199 году) он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был смещен старшим братом Константином (1206 год), снова возвращен в 1208 году в Новгород. В 1212 году (уже по смерти отца, † 1209 год получил в удел город Юрьев Польский (основанный его дедом Великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким). В 1247 году получил великокняжеский престол во Владимире, но изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 году и замещенный на великокняжеском престоле другим своим племянником Андреем Ярославичем, ездил в 1250 году в Золотую орду, где не имел успеха в возвращении себе великокняжеского престола, и умер в Юрьеве Польском 3 февраля 1253 года. Тело его было поставлено в Георгиевском (Юрьевском) соборе в городе Юрьеве.
Князь Святослав-Гавриил был женат на дочери Петра Юрьевича в монашестве Давида), Муромского князя, и Февронии (в иночестве - Ефросинии) Евдокии. От этого брака был у них единственный сын Димитрий, память которого доныне благоговейно поминают в Юрьеве и Владимирском крае. Из летописи видно, что супруга князя Святослава княгиня Евдокия еще при жизни своего мужа, в 1228 году пожелала пойти в монастырь. Святослав отпустил княгиню свою, захотевшую в монастырь, и дал ей много наделов. Княгиня ушла к братии в Муром и там постриглась.
Прихожане и гости, благочинный Красносельского благочиния протоиерей Валерий Швецов тепло поздравили отца настоятеля с днем тезоименитства, возгласив ему многажды «Многая лета».

Красота возвращается

По мысли Федора Михайловича Достоевского : «Красота Христова спасет мир». А если красота в доме Божием? Если красота в доме Божием, в Храме, то значение ее нельзя преувеличить. Красота внутреннего убранства христианского храма - несомненно, оказывает мощное эмоциональное воздействие на каждого входящего, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности или вообще отношения к религии. Сейчас, когда во Владимирский собор возвращаются его прекрасные росписи можно увидеть группы экскурсантов, случайных прохожих, искренне восхищающихся великолепием узоров, тончайшими переливами красок на вновь писанных и отреставрированных образах. Мягкий чуть приглушенный колорит интерьера сразу властно захватывает входящего под аркады храма. Отражаясь от терракотово-охристых стен, свет теплой волной падает на светлый зеленоватых тонов пол, повторяющих краски потолка, отчего внутренне пространство собора кажется еще больше. Теплые тона и фона стен и росписей делают большой Храм уютным, обжитым. При постройке Храм расписывали опытные и достаточно именитые художники: Е. В. Годун - академик исторической и портретной живописи Академии художеств; М. П. Силаев, Н. П. Таюрский, М. С. Семенов, П. И. Брусников - академики портретной живописи; А. Фишер, М.Надеждин - художники-орнаменталисты - все выпускники Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас же восстанавливают порушенную красоту не менее квалифицированные и достаточно широко известные в среде реставраторов художники, также с академическим образованием: Геннадий Журавлев, Леонид Коков, Юрий Гошпаренко, Анатолий Клюшанов, Ярослав Штеренберг, Алексей Живаев, Юлия Бехова. Это их мастерством отреставрирован тончайшего письма образ Василия Великого, в этой же художественной манере написаны образа великих литургистов Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Двоеслова. В полукуполе алтарной апсиды заняла свое место Святая Троица, написанная и подсвеченная столь удачно, что при освещении алтаря во время богослужения кажется, что свет исходит именно от иконы - над этим прекрасным образом трудились иконописцы из подворья Оптиной пустыни. Расписана вся западная стена храма: большое полотно «Собор ангелов и архангелов» над Царскими Вратами, над северными - «Вознесение Христово», «Преображение Господне» - над южными. Осталось только восстановить на прежних местах в рондо над вратами образа равноапостольных крестителей Руси княгини Ольги и князя Владимира. Заказаны, томятся в невыплеснутости на полотно большие иконы «Сретенья», «Успения», «Благовещения», «Богоявления Господня», которые, надеемся, скоро займут свои исторические места. Предстоит написать десять образов апостолов для рондо над малыми колоннами и два больших ростовых образа апостолов Петра и Павла по обе стороны от входа в Храм. Верится, что они будут столь же высоко духовны, как и все, написанное этими великолепными мастерами для нашего Храма.

Диакон Аполлинарий Мельник

Шестого июля 2008 года, в день празднования иконы Владимирской иконы Божией Матери и Собора Владимирских святых, рукоположен в сан диакона митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром Аполлинарий Викторович Мельник родился 14 февраля 1983 года на Волыни (Украина), в семье священника. С детства пытался познать тайну души человеческой. Окончил Санкт-Петербургские духовные школы (семинария и академия), имеет светскую специальность психолога-консультанта. Матушка Екатерина окончила регентское отделение семинарии, имеет светскую специальность медицинского оптика. Сейчас радуется рождению первенца. Поздравляем молодую семью с рождением сына!
В священнической иерархии диакон – первая ступень. Не послужив диаконом, нельзя быть рукоположенным в сан священника, но можно остаться диаконом на всю жизнь. Диаконское служение древнее и сложное. У ранних христиан священников – пресвитеров – было мало. Часто община вообще не имела наставника, довольствуясь письменными посланиями, редкими посещениями уважаемого и долгожданного ученика Христова. Тех же из членов христианской общины, что более других постигли христианское учение, поставлял пресвитер в диаконы, поручал ему заботу об общине. Само слово «диакон» означает – служитель, то есть тот, кто служит общине, ибо тот, кто служит самому малому, становится первым. В задачи диакона входила организация всей жизни общины: изучение основ христианского вероучения, организация быта, постижение на практике нравственных принципов Христа : возлюби ближнего, как самого себя. И первым всю полноту принятия другого человека, самоотверженной христианской братской милосердной любви должен был показать общине именно диакон. Быть членом христианской общины – этого братства милосердной любви – очень большая ответственность. Чтобы давать, надо иметь, по словам митрополита Сурожского Антония, «сердце дарующее, надо обладать глубиной сострадания и глубиной любви, чтобы людям легко было простить нам дар, который они от нас получат. Потому что, когда мы даем с холодным сердцем, когда мы даем по долгу, когда мы милосердны только в своих поступках, а сердце наше остается чуждым акту любви, тогда тот, кто получает наш дар, принимает вместе с ним унижение, боль и обиду».
Диакон не совершает церковных таинств, он сослужает в них, и он же – защитник молитвы священника и в тоже время – руководитель молитвы верующих. Диакон дает тему молитвы: в ответ на провозглашенное им прошение верующие повторяют: «Господи, помилуй!», или предают себя в руки Божии, говоря: «Тебе, Господи», или исповедуют истинность учения Церкви, отвечая: «Аминь». На Божественной литургии диакон шаг за шагом вводит верующих в литургическую тайну, в тайну Евхаристии, которую невозможно постигнуть вне соборной молитвы. На богослужении священник должен быть как сама молитва, забыть обо всем, живым факелом гореть должна его душа. А все заботы о службе, само ведение службы возлагается на диакона, чтобы священник мог отдаться молитве полностью. За богослужением именно диакон возглашает Апостол и Евангелие – Благую весть о жизни Христа. Но только тогда евангельское слово достигнет верующих, когда сам диакон будет возглашать его из глубины своего сердца, как слово Учителя, которое он понял, и которому он во всем послушен.
Так примем же с почтением служение молодого диакона Аполлинария, его выбор послужить нам своей любовью.

Материалы разворота подготовила Ольга ЕВСЮКОВА

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша
Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: 236-3756
E-mail: kronvest@mail.ru