Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
№2

Наш кино - островОК

ОТ РЕДАКТОРОВ:

«Опять снимают на Флотской!», - кричит подруга в телефонную трубку. Новость меня нисколько не удивляет. Заброшенные казармы давно уже стали излюбленной натурой. Кажется, что после сноса домов на улице Шкапина в Петербурге (где в 2004 году снимали фильм о последних днях Третьего рейха почти без декораций) - улица Флотская приняла кинематографический огонь на себя. В Кронштадте постоянно что-то снимают. Что и про что - раскроет Кино-островОК.
День города - отличный повод, чтобы представить подборку фильмов, в которых запечатлен Кронштадт. Крупным и не очень планом. В качестве фона или главного морского лейтмотива. Таких картин: легендарных и современных, пересмотренных не раз и совершенно забытых нынешним зрителем - немало. В наш город кинематографисты приезжают постоянно - это еще один повод гордиться тем, что мы живем в Кронштадте.

Серафима БЕЛЕВИЧ

 

Стоп! Снято! В Кронштадте

Остров сокровищ

Наш город с его живописными парками, старинными зданиями и величественными памятниками город - отличная декорация. Его улицы немноголюдны: здесь легко организовать съемки в любой день даже на главном проспекте.
Если режиссеру нужна холодная, промозглая атмосфера в кадре - он находит ее в Кронштадте. Кругом вода, белые ночи, все виды осадков, какими может похвастаться морской город - отличные исходные данные для оператора. Художникам и бутафорам тоже благодать: вспомнить историю флота и сыграть себя в прошлом без значительных затрат и уловок с их стороны - Кронштадт может не только это. С легкостью прикинется городом старым, пустым и провинциальным. Может перевоплотиться в уголок для романтических прогулок или же, обнажив суровую твердь бетонных фортов, стать идеальным местом для бандитских разборок. У нас много отличной натуры для съемок краха человеческой цивилизации. Господа режиссеры, если вам нужна жесткая разруха, приезжайте в Кронштадт, загляните на улицу Флотскую, Восстания, Комсомола - найдете натуру, которую не нужно приукрашивать. Однако, в первую очередь, Кронштадт интересует режиссеров как военно-морская база. Если действие картины непосредственно связано с флотом (все равно, с флотом какого времени), вряд ли ее съемочная группа минует наш город.

Мичман Панин, мы из Кронштадта!

Через историю кино интересно наблюдать историю города. В фильме «Мы из Кронштадта», снятом в 1936 году, хорошо видно, какой была набережная без гранитного парапета, а овраг без высоких деревьев. Фильм Ефима Дзигана о героической борьбе матросов Балтийского флота против формирований генерала Юденича - черно-белый и немногословный. Город на экране предстает суровой крепостью. Мирной жизни здесь уделено минимум экранного времени. И всего одна женская главная роль.
«Мичман Панин» с молодым Вячеславом Тихоновым тоже можно назвать своеобразным памятником, на котором запечатлен наш город. Однако, здесь он выглядит живым и шумным. Действие фильма
происходит в царской России. Снятый в 1960-м году он карикатурно показывает генерал-губернатора Вирена и романтизирует образ молодого дворянина, помогающего большивикам-подпольщикам. Эта героико-приключенческая картина преподносит изящного Тихонова и город военных моряков Кронштадт тоже не лишенным романтики.

Город счастья

В четырехсерийном советском сериале «Секретный фарватер», снятом в 1986 году, город-крепость неожиданно предстает островком мирного счастья, за которое сражаются с фашистами герои-катерники с острова Лавенсари. Все военные будни сняты на островах или на воде. В Кронштадте - только мирные сцены, овеянные нежностью и любовью смелого капитана и скромной ленинградки. Город своими открыточными видами аккомпанирует их зарождающемуся чувству. Влюбленные гуляют по Советскому парку, по Макаровскому мосту. В финале у этого же моста будет ждать любимую девушку уже подросший юнга - приемный сын главного героя. Молодая пара встречается не только на глазах у офицера, но и под пристальным взглядом адмирала Макарова. Надпись «Помни войну» станет заключительным кадром фильма. Главный герой ее никогда не забудет, как и единственную свою любовь, погибшую на вражеской мине. Так война и любовь тесно переплелись в кинематографической истории

Кронштадта. Форты в прицеле кинокамер

Кровопролитную картину боя предлагает зрителю фильм «Порох». Его первый кронштадтский кадр - горящий форт Александр. Съемки этого фильма в 1985 году повергли в ужас кронштадтскую детвору, выросшую на рассказах о войне: над городом с ревом летали
«немецкие» самолеты. Кульминационные сцены - погрузка пороха на баржи под усиленной бомбежкой - снимались на форту Константин. Вдоль его бетонных укреплений специально были проложены рельсы к пирсу, откуда сейчас туристы отплывают осматривать казематы форта Чумный.
Заснять форты и укрепления Кронштадтской крепости в фильме о войне - решение, которое лежит на поверхности. Но современные режиссеры не ищут легких путей. С их легкой руки форты Кронштадта приобрели славу брутально-неформальной декорации для бандитских разборок или молодежных откровений. И вот на фоне разукрашенного граффити Первого северного картинно страдает полюбивший Мальвину бритоголовый подросток Буратино, мнящий себя крутым музыкантом в русско-финского-эстонско кинофильме «Буратино и солнце».

Жители плохого города

Александр Елагин: В фильме «Буратино и солнце» Кронштадт показан очень уютным и красивым городом. Двухэтажный дом главного героя снимали на Флотской улице: в клубе воинской части, где я когда-то сам проходил службу и играл в ансамбле... Это не единственный мой опыт. Но мне кажется, сниматься в исторических фильмах интереснее.

Илья Немцев: На съемках нового фильма про Буратино изображал жителя плохого города. Этот фильм полностью переворачивает представления о прочитанном и после просмотра старого советского Буратино. Есть в нем немного своего смысла, поэтому мне он понравился. Да и смешного в нем много чего...

Буратино и Джим Хокинс

Волею режиссера Меривоо на нашем острове вырос гигантский небоскреб Карабаса Барабаса - в самом центре Хорошего (чистенького и аккуратненького) города. Но есть в этой похожей на оживший комикс сказке еще и Плохой. Там на улице Флотской живет мама Карла, ее Буратино и его друзья-одноклассники... Самый феерический момент этого весьма динамичного фильма - пожар в театре кинетических кукол, роль которого сообща исполнили фасад музея истории Кронштадта и зал Дома офицеров. «Буратино и солнце» еще раз показал, что Кронштадт может легко перевоплотиться в сказочный городок.
Был у города еще один опыт работы со сказкой. Правда, это сейчас экранизация «Острова сокровищ», снятая Владимиром Воробьевым в 1982 году, кажется наивной сказкой. Настолько советское представление о пиратах, которые не курят, не матерятся и порядочно ведут себя с ребенком (роль Джима Хокинса исполнил солнечно-рыжий Федя Стуков), отличается от образа, созданного Джонни Деппом. Что касается города, то в три серии этого мини-сериала вошел только один узнаваемый вид Кронштадта. По Обводному каналу плывут на шлюпках еще полные надежд на хороший исход кампании пираты. На плече у их главаря Сильвера (Олег Борисов) сидит белый какаду, а в кинематографической дымке дальнего плана на Советском мосту мелькают силуэты ма-
шин...

Упырь, Поводырь, Меченосец и Антикиллер

Новое время привело в город своих героев. К их тонированным иномаркам, пистолетам и кожаным курткам отлично подходил непредсказуемый нрав дамбы, которую мы (зрители) потеряли вместе с кинорежиссерами. Погони по песчаным барханам - явление обычное
для сериалов и детективов конца 1990-х - первой половины 2000-х. Тогда на месте судо пропускного сооружения С-2 братва в кровь разбивала себе носы, а герой молодого Алексея Серебрякова прокалывал арматурой низенького старичка - за то, что тот не отражался в зеркале. Речь идет о фильме 1997 года «Упырь». Картина ужасов, снятая Сергеем Винокуровым на музыку группы «Текилла-джаз», должно быть, особенно дорога жителям дома В по Якорной площади. Именно там, в квартире с круглыми окнами на последнем этаже, по воле режиссера поселился местный авторитет.

Паром в кадре

Отдельная биография в кино сложилась и у парома. Значит, после того, как его снимут, он останется не только в частных видеоархивах, но и на кинопленке. Так что, если захотите показать своим детям, каким путем вы ездили на южный берег, отыщите картину «Меченосец» или «Упырь». В последней паромной переправе придано особое значение. С кадров опускающейся аппарели начинаются приключения героя. А в финале она же, как опустившийся занавес, скрывает выжившего победителя.
И в «Упыре» Сергея Виноградова, и в «Меченосце» Филиппа Янковского паром, как лодка Харона, доставляющая умерших в царство мертвых, перевозит героев из одного мира в другой. Причем путешествуют они в одиночестве. Пустой паром - завораживающая картина.

«Больше всего запомнился эпизод из фильма «Адмирал».
Никогда не думала, что такое могло быть в нашем родном
городе...». Ирина Горбанева.

Повелитель луж

В кинематографе успел засветиться и туристический кораблик «Жемчужина». В 2006 году Кирилл Лопушанский отправил его к берегам Затопленного города в своей экранизации романа Стругацких «Гадкие лебеди». В пейзаж с климатической аномалией: когда нет солнца, дождь льет постоянно, а люди обращаются в мутантовмокрицов - наш Кронштадт вписался органично. Сам факт, что в Кронштадте снимался фильм по роману Стругацких, говорит о многом. Наш город будто притягивает инфернальные истории. А дамба выступает границей, отделяющей большую землю и некую зону... Об этом можно долго рассуждать, сидя, например, в кафе «Таверна», что и делают ученые мужи в фильме «Гадкие лебеди».

Там за туманами - космос

Из всех отсмотренных кинолент лично мне Кронштадт больше всего дорог в фильме Алексея Учителя «Космос как предчувствие». История о простых советских гражданах, живущих в ожидании чуда (полета человека в космос) благодаря кронштадтскому туману превращается в притчу... В этой картине Евгению Миронову посчастливилось исколесить на стареньком велосипеде половину города-острова. Туманного и как всегда пустынного.
Интересно, увидим ли мы когда-нибудь подборку снятых в Кронштадте фильмов на экране родного «Бастиона»? Или пора создавать видеоархив прямо сейчас, на одной полке собрав
Петровскую набережную без гранита, Морской собор без
креста, песчаные барханы дамбы и паром? Многое уходит в прошлое. Кино же продолжает сниматься.

Серафима БЕЛЕВИЧ

Ирина Горбанева (на фото) приняла активное участие в нашей викторине для молодых знатоков кино, снятого в Кронштадте. Она и Наталья Добровольская стали победителями. Победителям слово:
Ирина: «Я люблю исторические, приключенческие фильмы, ну и хорошие комедии. Очень люблю старые фильмы про Великую Отечественную войну: «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие». Еще мне нравятся старые комедии о приключениях Шурика, а также фильмы о жизни - такие, как «Москва слезам не верит»... Предпочитаю смотреть кино дома, так как в кинотеатре частенько встречаются люди, которые любят поговорить по телефону во время сеанса, что очень отвлекает».
Наталья: «Я не смотрю сериалы, считаю, что многие из современных мультиков не имеют смысла, и жду, когда же и в нашем «Бастионе» можно будет посмотреть фильм 3D - еще ни разу не видела»..

Когда надо уходить из кинозала?

Наташа: Когда начинаются титры.
Катя:
Когда свет включают в зале.
Ира:
Стараюсь отсидеть титры. Но многие выходят практически сразу, так что не всегда удается их досмотреть до конца.
Кристина:
После лирической музыки.
Александр:
В момент начала финальных титров, во время всеобщего вставания с кресел.

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru