Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
№4
 

ХЛАМ-АРТ

Жизнь в современном мире слишком сложна, чтобы давать ей однозначную оценку. И нередко случается так, что то, что одни считают пошлым и никчемным хламом, неким волшебным образом приобретает эстетическую ценность в работах продвинутых художников.

Такой живописный и привлекательный мусор!

Неотъемлемая составляющая городской среды - мусор - впервые стал арт-объектом в творчестве дадаистов, прежде всего Курта Швиттерса (1887-1948), заменившего в своих коллажах и скульптурах традиционные материалы отходами городской жизни - трамвайными билетами, обрывками афиш, крышками от консервных банок, веревками и т.п. Швиттерс создавал эстетически выразительные произведения, исходя из формы, фактуры и цвета своих «мусорных» находок, то есть пользуясь приемами «высокого» искусства и тем самым делая более ценным наш повседневный опыт. Его художественную манеру подхватили так называемые неодадаисты, к которым принято причислять художников американского поп-арта и французского «нового реализма» 1950-1960-х годов. Сегодня тенденция использования в художественных произведениях нехудожественных предметов обостряется. Современное искусство не знает запретных тем и материалов.
Простая канцелярская скрепка вдохновила американского предпринимателя Джастина Шлехтера на создание сложнейших геометрических конструкций, которые подарили ему всемирную славу. Южноафриканская художница Дженифер Маестре стала знаменитой благодаря своей коллекции скульптур из цветных карандашей и гвоздей, по форме напоминающих фауну морских глубин. Экстравагантный бельгийский художник Ян Фабре Темпл в музее современного искусства Гента организовал выставку, экспонаты которой были созданы из кусков сырого мяса, полосок бекона и фарша. Художник считает, что материал для его творений обладает необыкновенной эротичностью, а то, что его работы неумолимо протухают, Темпла ничуть не расстраивает. Напротив, мухи и личинки добавляют картинам динамичность. А вот наш соотечественник Леонид Тишков - настоящий передовик макаронного искусства. Лейтмотив его скульптур из разных сортов этих мучных изделий - русский космизм. А вот британская монументалистка Ребекка Уоррен свои произведения ваяет из сломанных веточек, шерстяных помпонов, вишневых косточек, волос, пыли, тряпочек, сигаретных окурков и прочего хлама. Распространённость подобного материала не мешает успешной художнице выставляться в престижных галереях по всему миру. Баби Бадалов, азербайджанский художник-концептуалист, также занимается творчеством, используя любой подручный материал. Он утверждает, что европейцы ему завидуют - у них там нет такого мусора, как у нас. Правда, мировой славы Бадалов пока не стяжал - ему сподручней удивлять соотечественников и российских ценителей нестандартного искусства.
Легкодоступные материалы вас не привлекают? Тогда можно обратиться к тому, чем наградила нас всех матушка-природа. Например, в мае 2007 года в Лондоне состоялась выставка вокалиста группы Babyshambles Пита Догерти. В рамках коллекции Bloodworks эпатажный творец представил на суд публики 14 полотен, нарисованных простым карандашом и собственной кровью. Но куда больше крови пролил индус Шихан Хуссафани, потративший четыре бутылки своей кровушки, чтобы увековечить образ премьер-министра южного штата Тамила Нанду на 56 полотнах...
Тема мусора, отбросов в искусстве далеко не всегда связана только с желанием эпатировать зрителя. Обращение к отходам цивилизации может оказаться стремлением найти красоту в любых проявлениях жизни, даже там, где видеть красоту не принято.

Подготовила Елизавета САДКОВА

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша
Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru