Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
№4
 

Необычный урок в обычной школе

Или как отговорить Раскольникова от преступления?

Многие уроки в школе вызывают откровенную скуку. И даже не потому, что изучаемый предмет совершенно неинтересен. Можно и о тригонометрических функциях рассказать так, что дети рты разинут. Ведь главная причина, по которой школьники зевают за партой, - это неумение педагога увлечь детей, заставить их быть главными действующими лицами в процессе познания. Дабы не быть голословной, приведу пример необычного урока, на котором мне недавно посчастливилось присутствовать.

Класс русского языка и литературы на втором этаже 425-й школы заслуживает особого внимания. Одна из его стен украшена граффити, на котором изображено слово «Литература», а за ним - древнегреческий любимец муз крылатый Пегас, выбивший копытом источник Иппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. На других стенах - живописные полотна, плакаты и фотографии с различных школьных и внешкольных мероприятий. Всюду цветы и приятные взору мелочи. Словом, есть на что посмотреть. И каждая деталь интерьера кабинета Ирины Валентиновны Звонцевой помогает погрузиться в творческую атмосферу.
Необычный урок, на который меня пригласили, был посвящен Петербургу Достоевского, а точнее - маршруту Родиона Раскольникова, по которому он следовал к дому своей жертвы, старухи-процентщицы. Готовились к этому уроку долго. Сначала читали и обсуждали «Преступление и наказание», потом ездили в Северную столицу на экскурсию по местам Достоевского, набирались впечатлений. А их там для наших десятиклассников оказалось очень много. Наталья Чернова, подруга Ирины Валентиновны, а по совместительству - сотрудница Музея Достоевского, устроила для кронштадтских школьников настоящее приключение. С нелегальными проникновениями в подъезды, взломом домофонов зонтиком, посещением андеграундных мест и будоражащими кровь историями. После такой нестандартной поездки ребята создавали творческие проекты, суть которых - изменить путь Раскольникова так, чтобы город перестал давить на него и подталкивать к преступлению.

Насколько десятиклассникам это удалось, судило компетентное жюри, в которое вошли коллеги Звонцевой. А выбрать самые лучшие проекты им действительно было нелегко. Одни ребята предлагали оживить серый город сочными зелеными растениями и прекрасными цветами, вторые - расписать мрачные стены проходных дворов и дворов-колодцев воодушевляющими граффити, третьи - открыть роскошные фонтаны и поставить скульптурные композиции и причудливые скамейки всюду, где это возможно, четвертые - создать необычный музыкальный клуб, в котором люди, изнуренные бесцветными буднями, смогли бы отдохнуть, прикоснувшись к Прекрасному.
Все это могло бы стоять на пути в 730 шагов Родиона Раскольникова и разубедить его совершать убийство пресловутой старушки. Некоторые десятиклассники пошли дальше и предложили способы того, как помочь справиться с унынием и даже отчаянием современным петербуржцам. Естественно, на примере «Преступления и наказания». Кое-кто презентовал необычную конструкцию, в развернутом состоянии похожую на стену. В нижней ее части расположились 13 ступеней, ведущих в убогую комнатенку бедного студента, на каждой из них - самые интересные цитаты из романа Достоевского. Выше ступеней расклеены высказывания почитателей классика. В самом верху стены - стихи о Петербурге. Рассмотришь, изучишь все это и поймешь, насколько дорог тебе этот противоречивый город, вдохновлявший столь многих великих людей. А если встать в центр конструкции и сомкнуть ее края, то очутишься замурованным в четырех стенах, что позволит тебе на мгновение оказаться наедине с собой, подумать о том, что действительно для тебя важно, и вернуться на свет с ясными мыслями. Глубоко философски, не правда ли? А кто-то из ребят предложил сделать экскурсии, подобные той, по которой они знакомились с Петербургом Достоевского, доступными широкой публике, и даже вызвались их проводить. Вот так.
Всех, кто участвовал в этом уроке, жюри искренне поблагодарило за любопытную информацию и интересные идеи. В качестве подарков Ирина Валентиновна подарила ученикам несколько живописных полотен кронштадтского художника Николая Иванова. Но у меня сложилась твердая уверенность в том, что ребята участвовали в этом уроке не ради оценок, благодарностей и подарков, а просто потому, что им это нравится. Может, скептики возразят, мол, такое преподавание не дает конкретных знаний. Да и так слишком много конкретики и прагматизма в наших школах! Во многом и благодаря ЕГЭ. Так пускай же хоть иногда дети в школе окунаются в творческую атмосферу.

Елизавета САДКОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша
Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru