|
Юбилей как повод для интервью |
Будни и праздники самой старой школы
Кабинет директора. Лет десять назад за кое-какие шалости на уроке меня сюда уже вызывали. Тогда мне было очень страшно от мысли, что моим родителям тоже придется сидеть напротив строгой, но справедливой Елены Викторовны и выслушивать жалобы на мое неудовлетворительное поведение. Помню, как по щекам текли слезы. Помню, как я что-то бубнила себе под нос, пытаясь оправдаться. И помню, как неожиданно по-доброму директор глянула на меня и со словами «Ну что ж с вами делать?», отпустила…
Елена Викторовна недавно получила нагрудный знак «За социальное партнерство» от Территориальной организации Петербурга и Ленобласти: Профсоюза работников народного образования и науки РФ. У коллектива 425-й школы стопроцентное членство в этом профсоюзе.
Сегодня я пришла к Елене Викторовне Горлатовой, чтобы взять у нее интервью по случаю прошедшего седьмого февраля вечера встречи выпускников. Ощущения от нахождения в кабинете директора 425-й школы, конечно, совершенно иные, нежели в школьные годы. Но уважение к этой женщине, думается, никогда не иссякнет. Точно так же, как и многое из того, что было привито нам в ту пору.
- Елена Викторовна, почему Вы решили совместить вечер встречи выпускников с празднованием 135-летнего юбилея школы?
- В целях экономии. Пять и десять лет назад для проведения юбилейных мероприятий мы нанимали режиссеров и артистов. Денег на это уходило немало. А вот педагоги и ученики в этих празднованиях принимали не самое активное участие. И в этот раз мы решили сделать все своими силами, с душой . Времени на подготовку ушло довольно много. Еще в начале сентября мы раздали всем классам задания. Кому-то надо было подготовить сувениры для ветеранов, окончивших нашу школу, кому-то - поздравления для бывших и нынешних учителей. Кто-то рисовал стенгазету, кто-то - пригласительные билеты. Кто-то готовил презентацию, кто-то снимал фильм о школе. Дети вместе с учителями придумывали сценарий торжественной части, сценические и музыкальные номера. И ко второму октября все подготовить было просто нереально. А вот к первой субботе февраля - пожалуйста! Тем более что у нас была задумка - уделить внимание теперешним педагогам и учителям, некогда работавшим в нашей школе, на глазах выпускников. И она благополучно осуществилась. Душевно вышло. Это не мое мнение, а мнение наших гостей.
- Школе уже 135 лет. Многое пережито. А какие планы на будущее?
- Без планов жить никак нельзя. И они у нас совершенно четко сформулированы. Нужно повышать качественный уровень образования, корректировать преподавание школьных предметов. Из-за повсеместного введения ЕГЭ к 2010 году, в том числе.
- А как Вы относитесь к ЕГЭ?
- Честно говоря, школу от этого сплошного тестирования лихорадит. Во-первых, до конца непонятно, зачем девятиклассникам сдавать экзамены по русскому и математике, а также экзамены по выбору в форме ЕГЭ. Дети ведь теперь в обязательном порядке переходят в десятый класс. К чему им лишняя нервотрепка? Во-вторых, ошибки при сканировании ответов школьников неизбежны. Да и не все контрольно-измерительные материалы точны. Это ж сколько мучений! В-третьих, не каждый наш выпускник полностью определился с выбором вуза. Многие захотят поступать сразу в несколько учебных заведений. Как им быть в таком случае? Всю школьную программу в форме ЕГЭ сдавать, что ли? Но самое главное, что школе придется буквально натаскивать своих ребят на решение тестов по всем предметам. Придется отказаться от части программы, в которой дети учатся правильно говорить, формулировать мысли, рассуждать, анализировать. Потому что главными для выпускников и абитуриентов будут галочки в нужных окошечках, а не их логическое и абстрактное мышление.
- Ну, хоть какие-то плюсы в ЕГЭ есть?
- Есть. Безусловно важно, что все абитуриенты попадают в одинаковые условия, коррупции при поступлении в вузы не будет. Да и школьники и их родители к учебе будут относиться более серьезно, потому что от того, какие результаты они покажут на выходе, будет зависеть их будущее. Может, эти плюсы в скором времени затмят все минусы. Время покажет. А пока что хочется хотя бы два года пожить без реформ образования.
- Елена Викторовна, а как Вы с инновациями в учебном процессе ладите?
- Малые информационные комплексы, то есть компьютеры и множительная компьютерная техника, а также интерактивная доска с проектором, которыми пользуются педагоги, появились во многих наших классах. Они значительно ускоряют время подачи материала, делают его более наглядным и доступным для понимания современными детьми, имеющими компьютеризированное мышление. Преподавательские возможности возрастают. Но при этом и время на подготовку к уроку у педагога существенно увеличивается. А вообще, современные технологии, используемые в процессе обучения детей, - не панацея. Все всегда будет зависеть от личности учителя.
- А какие они, нынешние учителя и их ученики?
- Учителя сегодня гораздо более загружены, чем 10 лет назад. Темп жизни, инновации диктуют свои условия. А дети… Вы (мы окончили школу в 2002 году - прим. автора) были спокойнее. С вами было проще общий язык найти.
- А работа директора как-то изменилась?
- Усложнилась. Сейчас очередей на эту должность не выстраивается. Быть педагогом, менеджером, экономистом, психологом в одном лице - трудно. Синдром профессионального выгорания иногда меня одолевает. И педагогов наших тоже. Наша профессия - одна из самых нервных и энергозатратных.
Елизавета САДКОВА
Фото автора
|