Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№22 от 1 мая 2009 года

Вернуться к главному  
 

2009 - Год молодежи

Елена Лаврентьева:
«Чтобы любить, надо знать»

Учителем года-2009 стала преподавательница краеведения из 425-й школы

Елена Ивановна ЛАВРЕНТЬЕВА считает это огромным успехом. Но не потому, что она удовлетворила своё честолюбие, а потому, что смогла доказать, что краеведение - важный и нужный предмет в школе, который до недавнего времени, к сожалению, очень часто обделяли вниманием. К слову сказать, краеведение появилось в школьной программе 10 лет назад, но только сейчас преподаватель этой дисциплины принял участие в районном конкурсе педагогического мастерства.

На конкурс Елена Ивановна представила открытый урок, посвященный эпохе модерн в Санкт-Петербурге. Свой выбор она обосновала тем, что этот сложный и противоречивый архитектурный стиль должно всесторонне изучать в школах, дабы поднять национальное самосознание:
- После развала Советского Союза мы слишком долго втаптывали себя в грязь. Теперь пришло время возрождения нации. Наши дети станут патриотами тогда, когда мы обратим их взоры на великие памятники нашей истории и культуры, и в первую очередь на те, которыми была так богата наша Родина на рубеже XIX-XX веков.
Лаврентьева подчёркивает, что её успех - коллективный:
- Мне очень помогла, как ни странно, учитель математики, Светлана Михайловна Петрова. Она - большой любитель архитектуры Северной столицы, вместе с ней мы ездили фотографировать восстановленные в городе здания эпохи модерна. Эти снимки очень пригодились на моём открытом уроке. Вместе со Светланой Михайловной и её классом мы часто бываем на экскурсиях.
Примечательно, что Елена Ивановна, имея педагогический стаж 21 год, ведет краеведение лишь пять лет. До этого она преподавала биологию в нескольких кронштадтских школах. Потому что по первому образованию она - ландшафтный архитектор, а по второму - эколог. Такая смена профиля в преподавании с одной стороны кажется случайной, а с другой - нет. Дело в том, что из-за болезни Елена Ивановна была вынуждена сделать двухлетней перерыв в своей педагогической деятельности, а когда вернулась в школу, то свободного места биолога не было. Тогда ей предложили пройти курсы и преподавать историю Санкт-Петербурга. А поскольку это направление нашей героине всегда было интересно, и она часто возила детей на экскурсии и ездила с ними в походы, то согласилась. И вести уроки биологии больше не стала.
- Я считаю, что краеведение - наиболее живая дисциплина в школьной программе, позволяющая применять различные методы и формы работы и развивать как умственные, так и творческие способности ребят. А биология всё-таки преподаётся слишком наукообразно, засушенно. Но, увы, администрация большинства школ не видит в краеведении большого потенциала и «затыкает» им окна в расписании. Полный курс краеведения есть только в двух кронштадтских школах (427-я и 418-я), в остальных этот предмет ведётся только в пятых-седьмых классах. Но ведь знание культуры и истории родного города решает жизненно важный вопрос. Мы живём в мегаполисе, в котором идёт уплотнительная застройка. Страдает великолепная архитектура. Скверы и парки варварски уничтожаются. И для того, чтобы дети, наше будущее, могли сохранить наши ценности, начиная от архитектуры и заканчивая экологией, они должны их знать. Вы же согласитесь со мной, что, прежде чем любить, нужно знать?
Лаврентьева любит нестандартные подходы в преподавании. Если экскурсии, то необычные и у влекательные, с ориентированием по компасу и картам. Если знакомство с архитектурой какой-то эпохи, то в игровой форме, через понимание Прекрасного, через личность зодчего, через жизнь людей того времени, а ещё с возможностью для детей попробовать себя в роли гида. Ведь Елена Ивановна ведёт клуб экскурсоводов на базе 425-й школы, именуемый «Толбухин маяк», и старается научить своих подопечных расшифровывать «каменное письмо архитектора» для современников. Сейчас «Учитель года-2009» готовит авторскую программу «Пригороды Петербурга», в которую войдут учебные экскурсии. Местному компоненту в её программе уделено особое внимание.
Елена Ивановна считает, что уроки краеведения способны решить проблему культурной деградации, которая идет в нашем обществе в последние десятилетия.
- Мы позволили растлить наших детей рекламой, телевидением, повальной доступностью порнографии. Наши дети растут потребителями, прагматиками. В начальной школе их учат информатике, экономике. Но это мешает гармоничному развитию маленького человека. Учёные, медики давно обнаружили: для того, чтобы ребёнок был талантливым, в начальной школе ему должны преподаваться дисциплины, направленные на развитие правого полушария головного мозга. Это танцы, ритмика, пение, рисование, любые гуманитарные предметы, затрагивающие эмоциональную сферу. А когда всё слишком прагматично, дети разучиваются общаться, дружить, чувствовать Прекрасное. И это может плачевно сказаться на будущем...

Елизавета САДКОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru