Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№24 от 8 мая 2009 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадт, война, блокада...

«Но в каждый подвиг вложена частица...»

..Пусть не герой я –
это не беда,
Но в каждый подвиг
вложена частица
И моего нелегкого труда

Лев Николаевич Толстой находил, что всякий человек подобен дроби, в которой числителем является то, что он действительно собой представляет, а знаменателем - то, что он о себе думает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Женщина, о которой я хочу рассказать, всю жизнь имела дело с числами и, разумеется, с дробями, потому что работала бухгалтером. Она-то и стала для меня наглядным примером правоты великого русского писателя и знатока человеческих душ. Зовут ее Клавдия Павловна Кабакова. Она житель блокадного Ленинграда, а в Кронштадте живет с четырех лет. Мы знакомы с Клавдией Павловной давно, она помнит еще моего отца: до войны он преподавал в их классе пение и музыку, а в 1938 году был репрессирован.
К музыке у Клавдии Павловны способностей не было, слуха музыкального - тоже, и она побаивалась строгого учителя. Но каждому ребенку от рождения дан свой талант. Клава увлекалась математикой и на уроках алгебры и геометрии, которые вел у них директор 423-й школы Антон Семенович Корзо, получала только хорошие оценки.
Родилась Клавдия Павловна 3 августа 1926 года в Костромской области, в крестьянской семье. Отец ее был столяр-краснодеревщик, мастер на все руки. В 1930 году их семья переехала в Кронштадт, где отец работал в строительной организации УНР. Клава была его второй дочерью, а в 1940 году родилась и третья - Лида. Жили они очень скромно, но дружно. Клава помогала матери по хозяйству и безропотно носила одежду, перешитую из старых вещей. Ей очень хотелось научиться шить самой. Случай вскоре представился.
Однажды соседка по коммунальной квартире скроила из своего материала крошечное платьице для Лиды и предложила Клаве пришить подкладку к кокетке. Девочка хорошо справилась с заданием. Окрыленная успехом, она решила сшить обновку и себе. Достала из комода отрез ситца и, не снимая мерок, на глаз, без выкройки начала вдохновенно резать материю. Но когда она сметала все детали, оказалось, что в это «изделие» невозможно влезть! Клава сильно расстроилась, поспешно убрала всю ткань обратно в комод и ничего не сказала маме, а та ее наказывать не стала, чтобы не отбить у дочки желание творить. И выросла дочь чудесной мастерицей.
Летом 1941 года Клава окончила 7 классов, а дальше была война и блокада. Отца призвали в армию. Службу проходил в Моргоспитале. Во время страшной бомбежки его тяжело контузило, и он долго лечился в этом самом госпитале. Под госпиталь была переоборудована и 423-я школа, и не только она. Учиться Клаве больше не пришлось. Мать устроилась на работу в Экипаж. Платили там мало, зато кормили хорошо. На правах помощницы туда приходила к маме старшая дочь Вера, а Клава сидела дома с малышкой Лидой и больной неходячей бабушкой. Выходить на улицу было страшно, однако требовалось все-таки выносить мусор и приносить воду, которую люди брали из люка во дворе, наполняя бидоны и кастрюли: ведро поднять не хватало сил. Над городом летали вражеские самолеты; взрывной волной выбило стекла, пришлось закрыть окна почти доверху мешками с песком. Сидели в темноте, в холоде и голоде. Рабочая карточка была только у матери, остальные числились иждивенцами.

В апреле 1942 года мать, трое детей и больная бабушка были эвакуированы. Из Кронштадта их везли на машине по льду Финского залива до Лисьего Носа, а там кое-как посадили… нет, впихнули в четыре разных вагона поезда. Клава всю дорогу стояла в тамбуре. Не падала только потому, что ее сдавили со всех сторон.
Приехали на Ладогу. Здесь им посчастливилось попасть всем в одну машину, с вещами, и машина эта не провалилась под лед (а такое случалось часто). Дальнейший путь их лежал в родные края Костромской области. Ехали на поезде, северной дорогой, в вагонах-телятниках. На каждой станции из переполненных вагонов выносили мертвецов… В общем эвакуация Клавиной семьи продолжалась целый месяц. Хорошо хоть, что поезд прибыл как раз на их станцию - там и до деревни было рукой подать.
В деревне их ждала другая бабушка - мамина мать. Под ее теплым крылом семья жила до июля 1945 года. Клава поступила учиться в зоотехникум, но окончить его не успела: отец прислал им вызов для возвращения домой.
В Кронштадте Клава стала искать работу. Райком комсомола направил ее в Кронштадтторг, а оттуда послали работать кассиром в совхоз «Снабженец». Никаких курсов она не кончала, но трудилась с полной отдачей. Вот где пригодилась ее любовь к математике! Через некоторое время Клавдия Павловна становится бухгалтером, а затем и заместителем старшего бухгалтера при совхозе.
В 1949 году она вышла замуж за военнослужащего срочной службы Юрия Кабакова (с которым прожила вместе 58 лет, до его смерти). После демобилизации Юрий увез молодую жену и дочку к себе на родину, однако в 1953 году они вернулись обратно в Кронштадт, где Клавдия Павловна устроилась бухгалтером в Банно-прачечный комбинат. Вскоре она получает должность старшего бухгалтера. Отзывы о ее деловых и личных, человеческих качествах – самые похвальные: «Большая заслуга в становлении коллектива и успешной работе предприятия принадлежит ей» (из Приказа директора БПК). 18 лет трудилась Клавдия Павловна в БПК, а в 1973 году ее пригласили на освободившееся место главного бухгалтера в воинскую часть 11937, откуда она и ушла в 1981 году на заслуженный отдых. Впрочем, последнее слово можно заключить в кавычки, потому что ей теперь предстояло выхаживать трехлетнего болезненного внука. Несколько лет подряд она снимала дачу для его полноценного отдыха и все свои силы и заботу отдавала ему. В результате вырос богатырь, которому сейчас уже 31 год.
Мы сидим с Клавдией Павловной в ее уютной квартире и разглядываем фотографии и награды хозяйки, среди них - две памятные медали: в честь 60-летия и 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Трудовая книжка Клавдии Павловны еле вмещает в себя 48 благодарностей за ее поистине доблестный труд… А это что? Внушительных размеров красная обложка, а внутри - проникновенные слова. Этот Адрес поднес Клавдии Павловне замполит в/ч 11937, когда ее провожали на пенсию, в 1981 году.
Я углубляюсь в чтение:
«...Ваш неустанный труд, выдержка, такт на трудном посту главного бухгалтера обеспечили нормальную работу командования, служащих и военных строителей, которые возвели большие объекты на Кронштадтском Морском ордена Ленина заводе, Арсенале, построили тысячи квадратных метров жилья, - все это является громадным вкладом в выполнение нашей общей задачи - укрепления обороноспособности нашей Родины.
...Мы выражаем свое восхищение Вами - как труженицей и прекрасным человеком...
».
Да-а, не всякий удостоится такой оценки своих заслуг, как этот скромный кронштадтский бухгалтер. А Клавдия Павловна смущенно и настойчиво просит:
- Может, не надо писать обо мне, а? Ну что я такого в жизни совершила?
И ответ на вопрос ее приходит сразу: она честно трудилась на благо любимого города, мирно и достойно жила в любых условиях, и людям рядом с нею было хорошо.

Мария АМИНОВА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru