Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№58 от 30 октября 2009 года

Вернуться к главному  
 

Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ

Москва! Как много в этом звуке…

Имя «ФРИП» - Фонд Развития Информационной Политики - возникло в нашей редакции весной прошлого года. Неожиданно для себя мы оказались участниками и лауреатами Пятого национального конкурса региональной прессы «Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ» в номинации «За принципиальную журналистскую позицию», заключительный этап которого проходил в Москве. С тех пор Москва и ФРИП вошли в нашу работу, как «водопровод, сработанный еще рабами Рима». Через сайт, через книги, через журналы, через контакты с журналистами из Старой Руссы, Зеленодольска, Кировска, Сарова, Томска. И, конечно, на осеннюю всероссийскую конференцию, по приглашению ФРИП и Федерального агентства Российской Федерации по печати и массовым коммуникациям, мы поехали с большим желанием поучиться. Конференция называлась «Состояние и проблемы развития региональных рынков печатных СМИ».

Миры летят в интернет

Учеба началась уже на перроне Московского вокзала с рекламы известного банка: «Парадная или подъезд», «Батон или булка», «Пончик или пышка»… Две столицы. Две точки зрения… Та же реклама встретила нас на Ленинградском вокзале в Москве. Есть мнение, что Северная столица более рассудочная и прагматичная, а Москва - более эмоциональная и православная. Бездомных, лежащих вповалку в подземном переходе, в Санкт-Петербурге едва ли увидишь. И длинную вереницу попрошаек, как на всем пути от метро «Таганская» до Покровского монастыря. Просят «детям на молочко», просят на операцию, просят помочь многодетной семье, безногий парень в пятнистом берете молча сидит в инвалидной коляске. Никто из протянувших руку за подаянием не остается без гроша. Подают. Всем. В Петербурге попрошаек заметно меньше. Почему?
Но мир вращается не только вокруг Петербурга и Москвы. По последним сведениям общая численность населения России составляет 132 миллиона человек. В Москве и Московской области живут более 20 миллионов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - еще более 10 миллионов (с учетом временной регистрации иностранных граждан). Итого более 30 миллионов. А остальные сто миллионов? Вокруг чего вращаются их миры?
Два рабочих дня конференции - это интенсивная учеба. Четыре секции, три «круглых стола». Около шестидесяти выступавших. Политики, политологи, социологи, экономисты, чиновники, преподаватели, эксперты и около двухсот журналистов. Говорят, шел дождь, но никто этого не видел. Потому что открывались новые миры - не московские и не питерские. Мультимедийные. Интернет-пространства, стирающие местные особенности, где как будто бы и неважно: идет снег или светит солнце.
Журналистика бежит в мультимедийный мир и уже оттуда частично возвращается на бумагу. Одну такую газету мы подхватили на стойке для бесплатных газет в кофейне возле гостиничного комплекса «Измайлово», в котором проходила конференция. Называется «F-5» - компьютерная клавиша копирования. С подзаголовком «интернет как образ жизни». Материалы только из всемирной паутины. Поданы так лаконично, что читаются без напряжения, как будто сами собой. Торопишься - можно и вовсе не читать, а просто картинки посмотреть. Содержание почти полностью далеко от действительности и очень интересно. Имя учредителя весьма остроумно - ООО «проФан Продакшн». Забавная и эстетически приятная бумажная версия мультимедийного мира.
Многие наши коллеги про эру мультимедиа СМИ слушали с недоверием:
- У нас, в глубинке, «и не слыхали про любовь к интернету» - деревни на расстоянии ста километров друг от друга.
- Ну что вы - дело недолгого времени. К 2015 году телевидение полностью перейдет на «цифру». Вся планета в одно мгновение окажется в деревенском доме.
- Да зачем мне вся планета? Я хочу знать те новости, которые касаются только меня, моего соседа и моей деревни. Как я узнаю по цифровому телевидению, где купить комбикорм моей скотине и как найти парикмахерскую в районном центре? Где будет рожать моя дочка, если роддом второй год на ремонте? Почему в соседнем селе отреставрировали памятник неизвестному солдату, а у нас нет? Какие «цифры» и какой интернет мне об этом скажут?
Ну да - «цифры» не скажут, а интернет… Если он придет в каждый дом, то каждый может создать свой блог и стать блогером.
«Хорошая мода на блоги, - сказал председатель Федерального Собрания Сергей Миронов на встрече с нами. - Каждый чиновник должен иметь блог. Чтобы любой человек мог задать ему вопрос и получить ответ».
Однако «цифры» и массовые блоги еще в перспективе - это только направление развития СМИ, в том числе и региональных. Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ считает, что «бумага как носитель информации еще будет долго востребована из-за своих уникальных потребительских свойств». Это во-первых. А во-вторых, несмотря на то, что отрасль, в которой трудятся 2 миллиона человек, драматически меняется, на сегодняшний день к газетной рекламе люди относятся более лояльно, чем к какой-либо другой. А без рекламы в современном мире как без воды.

Трое в лодке

Не знаю, как главному редактору, но мне, журналисту, который пишет, как дышит, более всего была близка и интересна тема конвергенции в современном мире. Об эре абсолютной конвергенции - сближении, стирании границ, стремлении к единому универсальному носителю информации - говорила первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей Российского агентства международной информации РИА «Новости» Наталия Лосева. По-моему, это высший пилотаж современных СМИ и философский вопрос, который можно обсуждать до бесконечности. Так же, впрочем, как и совершенно практические, близкие и понятные всем вещи, как отношения с властью, формирование гражданского общества, свобода слова, качество СМИ и кадры. Об этом журналисты говорили не только за «круглым столом», но и в кулуарах конференции.
Наша коллега с Алтая Людмила Кейбол из газеты с очень похожим на «Кронштадтский вестник» названием «Змеиногорский вестник» назвала отношения «власти, общества и СМИ» «Трое в лодке». Куда нам друг от друга деться? Не правда ли? А если кто кого и вытолкнет, так вытолкнутый выплывет, но будет мокрым и очень злым. Не лучше ли научиться разговаривать друг с другом и взаимодействовать? Однако журналисты право на свободу должны доказывать делами и материалами. А глав, чиновников и население, по мнению нашего коллеги, надо «воспитывать» (тех, кто, конечно, способен воспринимать). В Змеиногорске есть успехи. Глава администрации, который требовал уволить неугодного редактора, в итоге сказал: «Спасибо, что не даете нам жить спокойно». На это потребовалось всего каких-нибудь пару-тройку лет. Население, признается Людмила Кейбол, воспитывать труднее. Не торопится народ высказываться на страницах газеты - «как-то боязно, что-то лень».
Наталью Ивановну Володину, которая представляется так: «Я дважды бывший министр из Чувашии», - нельзя не заметить в любой по численности аудитории. И, будучи министром культуры Чувашской республики, вместе со своими коллегами дело сделала тоже очень заметное. Все местные газеты Чувашии учреждены и финансируются министерством культуры. «Мы не хотели читать в газетах о славных делах наших местных чиновников, поэтому сделали СМИ независимыми от них». Кроме того, в каждом сельском поселении Чувашии, а их 291, есть свой сайт в интернете и своя новостная строка. Так вопрос о свободе СМИ и продвижении их в виртуальное пространство в Чувашии был красиво решен с головы. Есть ли кому пользоваться этой свободой? Есть. Уже не первый год на конференциях Фонда развития информационной политики в качестве примера для подражания блистает газета «Грани» из Новочебоксарска.
Согласно 131-ФЗ, органы муниципальной власти не могут учреждать СМИ, и бывшие муниципальные газеты преобразованы в автономные некоммерческие организации. Это делается для того, чтобы местная власть не заказывала музыку СМИ, а видела в них свое отражение и слушала голос местного сообщества. Однако журналисты из Томской области, Ростова-на-Дону, Вологодской области сетуют на то, что главы администраций и даже губернаторы стремятся к безраздельному обладанию прессой и телевидением, используя исключительно административные ресурсы. Как объяснил собравшимся социолог Владимир Римский в первые же часы работы конференции, такое поведение чиновников есть коррупция.
Бороться к коррупцией, а также способствовать внедрению современных демократических принципов в формирование информационной политики в регионах Российской Федерации и есть задача для местного сообщества, средств массовой информации и ФРИП, который нам всем в этом помогает.
Мы вернулись в Петербург к пышкам и подъездам. Именно Петербург, а не Кронштадт, мы представляли в качестве региональной прессы. Здесь кофе в два раза дешевле, чем в столице нашей Родины, но зато в Москве его можно пить в синем троллейбусе на Арбате под песни Булата Окуджавы. Здесь в метро чище и удобнее, зато в Москве можно увидеть подземное передвижное искусство. Входишь в электричку и утыкаешься носом в картину. А еще в Петербурге уже идет снег, а в Москве - роскошная золотая осень...

Надежда БОГОМОЛОВА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru