Что происходит с «Шестёрочкой»?
- Что происходит с магазином «Шестёрочка»? Там собирают подписи, чтобы магазин не закрывали.
- Почему вы думаете, что его собираются закрывать?
- Продавцы говорят - им уже звонят и предлагают другую работу…
Этот диалог с читателями произошел в редакции газеты накануне конференции предпринимателей. Я была уверена, что выясню обо всем из первых рук прямо на конференции, ведь имя предпринимателя Ирины Костюковой, хозяйки одного из магазинов на Аммермана, 26, мне было хорошо знакомо. В прошлом и позапрошлом годах именно на конференциях по малому бизнесу ей вручали благодарственные письма главы администрации за «большой вклад в социально-экономическое развитие Кронштадтского района».
Однако Ирина Павловна на конференцию не пришла. Да и других предпринимателей было негусто. Из более тысячи зарегистрированных в Кронштадте - не более шестидесяти вместе со студентами СЗТУ, представителями всех ветвей власти, налоговой и средств массовой информации.
- У Костюковой большие проблемы, - заинтриговал меня перед началом конференции председатель Общественного совета по малому предпринимательству при главе администрации Кронштадта Валентин Жиляков. Приняв информацию к сведению, я начала слушать выступающих.
«Открытое небо»
Александр Горошко, Елена Церетели, Сергей Толоконцев, Александр Турикин, Алла Акулина, Григорий Жиляев, Алексей Третьяков. Исполнительная власть, бизнес, правительство, местная власть, проверяющие органы, профсоюз, снова бизнес. С одной стороны, пропели гимн малому бизнесу. За гибкость, за живучесть, за то, что формирует средний класс - опору государства. Порадовались новому закону 294-ФЗ, который регламентировал деятельность контролеров и сократил количество внезапных проверок. Лед тронулся даже во взаимодействиях с монополистами - с Ленэнерго, например. Отметили в целом потепление государственного климата в отношении предпринимателей. Одна только правительственная программа развития малого предпринимательства «Открытое небо» чего стоит! Помните рекламу этой программы? Зеленый самолетик, который запускает в синее небо подросток. Наш малый бизнес - подросток, которому нужны поддержка и опора, чтобы взлететь. «Открытое небо» и есть эта поддержка. На сайте Общественного совета по МП при губернаторе можно ознакомиться и с программой, и с тем, как в ней участвовать. Сегодня это делать уже поздно, потому что субсидии, кредиты, оборудование в лизинг и так далее уже получены. Но кронштадтский бизнес в специальных программах участвовал вяло - всего пять заявок. Так же, как и в госзаказе, - всего 30 процентов.
Кронштадтцы боятся летать?
И это обстоятельство демонстрирует другую сторону развития малого бизнеса Кронштадта, о которой также говорили почти все выступавшие, начиная с глав администраций. Пессимизм, отсутствие инициативы и желания заработать деньги. Задавался и вопрос «почему». Искали ответы. Возможно, не хватает земельных участков, не хватает помещений. По мнению начальника управления развития МП Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Сергея Толоконцева, вялое участие в правительственных программах говорит о недоверии к власти. Кронштадтский предприниматель оказался пуганым. А может, просто привык полагаться только на себя самого и членов своей семьи?
В этом году традиционные благодарственные письма главы администрации «за вклад в социально-экономическое развитие» получили четыре предпринимателя: Анатолий Крайний (ООО «Парадиз»), Алексей Ковальчук (ООО «Садко»), Людмила Грищенко (ООО «Золушка») и Татьяна Сартакова (Фонд поддержки творчества мастеров «Оберег»). Почему так мало отличившихся в этом году? Может быть, вклад малого бизнеса в целом, действительно, слишком мал? В Кронштадте 376 малых предприятий и 729 предпринимателей, работающих без образования юридического лица. Более половины трудоспособного населения нашего города - 13,5 тысяч человек - заняты именно в малом бизнесе. И в период кризиса и общего снижения товарооборота налоговые поступления от крупных предприятий снизились вдвое, а от предприятий малого бизнеса увеличились на 17 процентов.
Эти цифры прозвучали в докладе главы администрации, однако сам он, похоже, более ценит масштаб: будущий судостроительный комплекс за 1,5 миллиардов евро, где получат работу 4,5 тысячи человек; и будущий учебный центр ВМФ, который увеличит население Кронштадта вдвое. Именно с этими амбициозными проектами связывается светлое будущее Кронштадта. Стремление к глобализации слышится и в ссылках на жителей, которые просят продолжать открывать в Кронштадте сетевые магазины типа «Магнит» и «Окей» - сейчас из сетевых у нас две «Пятерочки», «Полушка» и «Находка».
Председатель Совета СПб Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков, выступивший одним из последних, сказал так: «Хотел бы я посмотреть на этих жителей», - и напомнил об особенностях сетевых продовольственных магазинов. Которые для потребителя - не всегда хорошее качество, а для экономики маленького города - просто смерть. Они выжгут всю мелко-розничную торговлю, а за ней и сферу бытовых услуг со стороны малого бизнеса. К тому же российских сетей у нас почти нет.
Что происходит с «Шестёрочкой»?
Как сказал глава местной администрации Александр Турикин, это очень непростая задача для власти - создать условия для экономического развития и обеспечить комфортные условия для проживания людей. Кронштадту повезло, считает Александр Владимирович, у города - прекрасные перспективы. Но иногда интересы экономического развития района и комфортного проживания людей сталкиваются. «КВ» не раз писал об этом в связи с огородами на острове. Для экономического развития нужны земельные участки. А еще нежилые помещения. Возможно, именно поэтому что-то происходит с магазином «Шестёрочка» на улице Аммермана, 26. Что происходит? Вопрос адресую главе администрации и председателю Общественного совета по МП.
Александр Горошко:
- Зачем раздувать сплетни? Была комиссия по продлению договора аренды. Были вопросы - попросили навести порядок. Всё будет нормально.
Валентин Жиляков:
- Я включен в комиссию по объектам недвижимости и земельных участков с решающим голосом. Поэтому все вопросы под контролем Общественного совета и Торгово-промышленной палаты.
С этими ответами я отправилась в район Горы, чтобы разобраться в ситуации на месте.
Два кусочка сыра
В «Шестёрочке» социальный работник покупала продукты для своих подопечных: два кусочка сыра, 50 граммов колбаски, три сардельки. Я спросила продавца Елену о том, что случилось:
- В четверг вечером (29 октября, - ред.) в магазин стали звонить и предлагать продавцам работу - так мы и узнали, что нас собираются закрывать. Намекают на какие-то сети. Мы не поверили, а наутро уже узнали, что не продлили договор аренды помещений. Очень больно терять работу, которая нравится. Даже покупатели в шоке. Они уже более пятисот подписей поставили, чтобы любимый магазин не закрывали.
Когда Людмила Семёновна Гирова оплатила свои покупки, то рассказала следующее:
- Я обслуживаю восемь человек, иногда, бывает, и десять. Люди живут в разных районах города, поэтому удобно, когда повсюду есть несколько маленьких магазинов. Те самые, «шаговой доступности», за которые ратует наш губернатор. Вот бабушка заказала по два кусочка колбаски и сыра. В маленьком магазине всё можно нарезать и взвесить в любом небольшом количестве. Дело даже не в деньгах. Просто старый человек ест мало и предпочитает купить свежее. В маленьких магазинах товары более разнообразные и есть качественные продукты с небольшим сроком хранения. А в «Пятерочке» ограниченный ассортимент. Колбасные изделия в сетях вообще лучше не покупать. На мой взгляд, крупные магазины наступают на маленькие. Недавно вот закрыли «Хлеб. Торты» на Советской - все продавцы уже работают в Петербурге.
«Мне ничего с неба не падало»
Ирине Костюковой, хозяйке магазина Шестёрочка» я задала тот же вопрос: «Что происходит?»
- Была комиссия о продлении аренды в администрации. В нее входят глава, начальник КУГИ, начальники отделов благоустройства, торговли, ГУ «ЖА»… Утром в «Шестёрочку» за полчаса до открытия пришли с проверкой. Уборщица протирала пол, продавцы занимались выкладкой товара - на ночь товар убирается в холод. Проверяющие стали фотографировать пустые полки. Потом эти фотографии выставили на комиссии с вопросом, а не трудно ли мне осваивать столько площадей. Еще написали, что нет термометра. А термометр есть. Небольшие сколы на оборудовании и на стекле входной двери - тоже предъявили как нарушение. А через два часа после комиссии по факсу - еще два предписания: по благоустройству и по штукатурке-окраске фасада. Причем повторно. Вот вскопали по предписанию газон, а фасад можно ремонтировать только с разрешения КГИОП. Я всегда готова принять участие в мероприятиях на благо города. И на субботники мы ходим, и на выборы. И фасад готовы отремонтировать - только до дня комиссии по продлению аренды мне никто об этом ничего не говорил. И предписания о газоне и фасаде вижу впервые, а не повторно.
Работаю в малом бизнесе уже больше десяти лет. Всегда вовремя плачу налоги, «коммунал», арендную плату. Стабильный трудовой коллектив в сорок человек. Все семейные, честные, доброжелательные люди. Я родилась в Кронштадте, работала главным бухгалтером, в малом бизнесе начинала с аренды одного отдела в ТБК. Мне ничего с неба не падало. Год за годом, отказывая себе в каких-то благах, вкладывала средства в развитие своего дела. В 2001 году взяла в субаренду помещение на Аммермана, 26 в полуразрушенном состоянии. Разделили его на три части, теперь это магазины «Жемчуг», «Шестёрочка», «Восход». Сделали ремонт, купили современное торговое оборудование, спецодежду.
Перегородки узаконивали четыре года. Из-за этой волокиты не могла оформить магазин в аренду и продолжала платить субаренду. А теперь по закону о преимущественном праве выкупа помещений в собственность могу выкупить только самый маленький из трех магазинов, тот, в котором продаются хозтовары. Для такого же права на «Шестёрочку» и «Восход» не хватает 15 дней. Хотя фактически я арендую эти помещения с 2001 года. Поэтому эти два магазина будут продаваться на аукционе. Вряд ли у меня хватит денег на их покупку. В 2007 году помещение на Ленинградской, где на условиях аренды располагается еще один наш продуктовый магазин, питерцы купили за 8 миллионов рублей.
Вот такие диалоги с властью, обществом и бизнесом я услышала в день проведения IV Конференции предпринимателей Кронштадта под названием «Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в условиях финансового кризиса».
Надежда РЫБАКОВА
Фото автора
|