Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№61 от 20 ноября 2009 года

Вернуться к главному  
 

Чтобы помнили...

Просто женский доктор

Четырнадцатого ноября 2009 года после тяжелой болезни ушла из жизни Нина Ивановна Лаврентьева - акушер-гинеколог, врач высшей категории или просто женский доктор, как называли ее в нашем городе. И называли недаром, так как через ее нежные и сильные руки прошла добрая половина новорожденных Кронштадта в 1950-1980-х годах.

Нина Ивановна не имела высоких правительственных наград и званий кроме скромной медали «Ветеран труда», не служила в рядах действующей армии во время Великой Отечественной войны и, тем не менее, ее жизнь стала маленькой страничкой в огромной «Книге судеб» 300-летней истории Кронштадта. Страничкой фронтового поколения, последние представители которого поодиночке покидают нас, унося с собой тайну верного служения многострадальной Отчизне и ее людям.
Нина Ивановна Лаврентьева (в девичестве Иванова) родилась 22 декабря 1921 года в маленьком городке Котельнич Кировской области, куда уехала из Петрограда ее семья, спасаясь от голода и разрухи. Пионерско-комсомольская юность Нины Ивановой была не совсем обычной, так как в школе города Кирова, где она училась, в большинстве своем преподавали дореволюционные гимназические учителя, были уроки танцев и этикета, на школьной сцене ставились оперы, в которых пела и юная Нина, что совсем не мешало ей вместе с классом восхищаться подвигом «челюскинцев» и сбегать с нелюбимого урока на каток. Нина была заводилой в классе и при всем этом успевала заниматься в музыкальной школе по классу фортепьяно, увлекалась плаванием, лыжами и коньками. О дворянских корнях своей семьи родители ей с братом никогда не рассказывали, что, возможно, спасло всех их от репрессий в страшном 1937 году.
Окончив школу с золотой медалью в 1940-м, Нина Ивановна отправилась с подругой в Ленинград и поступила во 2-й Медицинский институт, так как считала, что нет ничего благороднее профессии врача. О войне она узнала 22 июня 1941 года на экзамене по физике, а уже к концу августа немцы были на подступах к Ленинграду. Студентов 2-го Медицинского института бросили на рытье окопов на Карельский перешеек, и судьба подарила им теплый солнечный сентябрь, лес, полный брусники, куда еще не падали бомбы и снаряды. К тому же, студентов хорошо кормили. А потом кольцо блокады сомкнулось...
До конца декабря 1941 года в институе шли занятия и даже сдавались экзамены. А затем страшная зима 1942 года в черном, голодном и холодном городе стала уносить жизни беззащитных студентов: у них еще не было житейского опыта, чтобы своими руками из каких-то обломков соорудить печь-буржуйку или сварить студень из клейстера. Когда соседки по комнате в общежитии умерли, Нину Ивановну забрали к себе дальние родственники, которые жили на Васильевском острове. Она была едва живой, так как получая по карточке блокадные 125 граммов хлеба, еще сдавала кровь для раненых бойцов. Затем - тяжелая степень дистрофии, полузабытье и единственное желание - есть. Четвертого апреля 1942 года ее вывезли вместе с другими студентами института по Дороге Жизни на Большую землю. Когда Нина Ивановна очнулась от стука вагонных колес, то ни пайка, ни документов у нее не оказалось. Чтобы она не умерла в дороге, ее сняли с поезда и положили в госпиталь в городе Ярославле, и она горько плакала о потерянных документах, еще не зная, какая участь ожидала остальных ее спутников по эшелону. Те, кто не погиб в пути под страшной бомбежкой, попали в плен и были расстреляны внезапно прорвавшимися в город Кисловодск немцами.

Выражаем искренние соболезнования родным и близким Нины Ивановны Лаврентьевой в связи с ее уходом в мир иной...
Мы скорбим вместе с вами. Мы помним...
Нина Ивановна прожила очень достойную жизнь. Она вместе со всей нашей страной познала все тяготы военного лихолетья и послевоенной разрухи. Она снискала любовь и уважение своих многочисленных пациенток. Она помогла появиться на свет многим и многим кронштадтцам. Светлый и чистый образ прекрасного доктора, высокопрофессионального специалиста, замечательного человека - навсегда в наших сердцах.
Вечная память. Вечный покой...

Сотрудники Кронштадтской женской консультации

Когда Нина Ивановна вернулась в Киров, мать не узнала ее в обритой наголо пожилой женщине, сползавшей на пол по дверному косяку. Еще не оправившись от дистрофии, бывшая студентка начинает работать медсестрой в эвакогоспитале, но мысль о продолжении учебы не дает ей покоя. Сопровождая раненых, она направляется в Среднюю Азию, в город Кызыл-Орда, куда был эвакуирован ее институт, но уже не застает его там. Ближайший медицинский институт начал работать в недавно освобжденном от немцев Крыму, и по направлению военкомата она едет туда. Впоследствии Нина Ивановна говорила, что разоренный Крым стал для нее земным раем: он подарил ей счастье жить, учиться, любить. Своего будущего и единственного мужа Ивана Григорьевича Лаврентьева она встретила в том же Крымском мединституте, куда он - фронтовик-орденоносец - поступил учиться в 1946 году. Ивана Григорьевича и Нину Ивановну связали друг с другом не только взаимная симпатия и уважение. Они, еще совсем юные, пройдя через все ужасы войны и постояв на пороге смерти, ощущали свое бытие как великое счастье, а потому свет их любви согревал не только родных и друзей, но и пациентов, которых они лечили. Ведь клятва Гиппократа была для них не только торжественным ритуалом.
В ноябре 1950 года, закончив с отличием Крымский медицинский институт и ординатуру, Нина Ивановна Лаврентьева по распределению приезжает в Кронштадт и начинает свою работу в качестве врача-гинеколога в родильном доме, где лечит женщин, принимает роды, много и успешно оперирует под руководством главного врача роддома Зинаиды Степановны Смирновой. Уже в конце 1951 года молодого врача переводят на ответственную должность заведующей женской консультацией. На этом посту она проработала без малого сорок лет с двумя короткими перерывами для рождения дочерей. Коллектив родильного дома и женской консультации той поры был воистину уникальным. Врачи и весь медперсонал военного и послевоенного поколения гармонично сочетали в себе профессионализм и бесконечное милосердие к пациентам. Недаром все женщины города до сих пор с благодарностью вспоминают главного врача родильного дома Евгению Николаевну Жук, врача-ординатора Ираиду Семеновну Кулаковскую, старшую сестру Марию Ивановну Мосину и многих-многих других, о которых можно бесконечно долго писать с уважением, любовью и благодарностью. В однообразных трудовых буднях они смогли не расплескать свою любовь к людям, окружить каждую беременную женщину и молодую мать своим вниманием и заботой, с радостью встречать появление на свет каждого нового жителя Земли.
Удалось это и врачу-гинекологу Нине Ивановне Лаврентьевой, ведь недаром до сих пор ее называют народным женским доктором. Последние слова, которые она произнесла перед смертью, были обращены ко всем нам: «Я хочу работать... Ведь меня ждут больные... Как я вас всех люблю...».
Как бы хотелось в наше суетное время перенять эстафету любви, доброты и милосердия от уходящего поколения, когда слова эти напрочь исчезли из нашего лексикона.

Е. И. ЛАВРЕНТЬЕВА

Семья Нины Ивановны Лаврентьевой выражает огромную благодарность за организационную и материальную помощь в проведении похорон сотрудникам женской консультации, заведующей отделением «Хоспис» горбольницы № 36 Брацлавской Л. В. и Завадскому Д. В.

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru