И серые, и белые любят камамбер
В конце уходящего года театр Балтийского флота выпустил новый детский спектакль - сказку венгерского драматурга Дюла Урбана «Все мыши любят сыр».
Сюжетная канва данной истории напоминает известную пьесу Уильяма Шекспира. Семейство серых мышей постоянно враждует с семейством мышей белых. Однако их дети становятся лучшими друзьями. Подрастающее поколение оказывается способным оценить уникальность непохожего на себя живого существа. Оно изначально немножко другое - от режиссера Федора Копосова и художника Валерия Полуновского молодым героям не досталось ни бутафорских ушей, ни веревочных хвостов. Стилистическая цельность и ненавязчивая условность - вот, что отличает премьерную постановку от множества сценических версий этой очень востребованной на театре пьесы. Ушей Микки Мауса здесь нет ни у кого, а вот хвосты - толстые и длинные - актеры, играющие взрослых мышей, держат в руках: в пылу страстей обходятся с ними, как с плеткой, а в мирное время могут повесить на шею, словно шарф-кашне. Пока жеманная белая мышь ходит, приложив хвост к голове - у нее мигрень, сварливая, как кухарка, мышь серая по-хозяйственному затыкает свой хвост за пояс передника.
При минимуме и простоте декораций
новый спектакль смотрится ярко и стильно
Жизнь сказочных героев наполнена приметами современного времени, чертами российской действительности. Глава белого семейства Альбин возлежит в суповой тарелке, как в ванне, с газетой «Культура» в руках - разве что без сигары. Глава серого семейства Мартон любит, прикрывшись «Аргументами и фактами», свертуться калачиком на консервной банке, которую его жена использует как обеденный стол. Серые и белые не любят друг друга не только из-за цветовых предпочтений. У них разный стиль жизни, и режиссер это всячески подчеркивает. Белые - аристократы, щепетильные, церемонные, гордые и надменные, тогда как серые - мещане, простые, недалекие, но домовитые. Одни облачены в белый холодный атлас, другие - в серый теплый бархат. В костюмах нет ни одной случайной детали. И все образы проработаны настолько детально, что запоминаются даже мелочи. Например, у каждого семейства есть свои родовые черты: церемонно складывают ручку на ручку белые мыши; все серые косолапят. Даже когда белая Фружи, желая быть ближе к любимому Шоме, решится стать серой - она тоже начнет косолапить.
Чудесное превращение - вот что ожидает публику в середине спектакля. Не в силах сносить родительские упреки, юные герои пытаются по-своему изменить ситуацию. Не сговариваясь, они оба идут на чердак к таинственному Коту Магу. Образ инфернального Кота - главная находка постановщиков. Загробный голос говорит стихами, огромные глаза сверкают в темноте, а загребущие лапы с фосфорическими когтями высовываются из-за кулис. Этот оргомный котяра впечатляет сильнее собаки Баскервилей - когда он появляется, даже у взрослой публики захватывает дух!
|
|
Детально проработанному визуальному ряду постановки соответствует и ее музыкальное оформление. Под протяжные звуки органа из тьмы возникает Кот Маг. Влюбленные мышки танцуют в ритме одного из самых романтичных вальсов отечественного кинематографа, написанным Евгением Догой к картине «Мой ласковый и нежный зверь». А главная схватка непримиримых родителей закручивается страстным вихрем под аккомпанимент Эдварда Грига. Нынче театр Балтийского флота воспитывать музыкальный вкус старается на классических образцах.
В новом спектакле этого театра со вкусом все идеально: и точно, и стильно, и смешно. В нем заняты актеры: Наталья Ермолаева (Фружи), Галина Ткач (ее мать Виолетта), Николай Иштаев (ее отец Альбин), Алексей Милков (Шома), Ольга Бережная (его мать Лиди), Николай Сонин (его отец Мартон) и Наталья Кириллова, играющая роль Паскаля - кто это такой, вы узнаете, если сами посмотрите сказку «Все мыши любят сыр».
Ближайший спектакль запланирован на 10 января наступающего года.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
|