|
20 июня - День медицинского работника |
ОБРАЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ СПб ГУЗ «ГОРОДСКАЯ
БОЛЬНИЦА № 36» К ПРЕЗИДЕНТУ РФ Д. А. МЕДВЕДЕВУ
И ГУБЕРНАТОРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В. И. МАТВИЕНКО
То, что «не все спокойно» в кронштадтском здравоохранении, жителям Кронштадта хорошо известно. Ситуация обострилась до такой степени, что кронштадтцы вынуждены были обратиться за помощью к Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, однако, ответ на это обращенеи не был получен. В связи с этим сотрудники ГУЗ «Городская больница №36» вновь обращаются к Президенту Российской Федерации и губернатору Санкт-Петербурга. В редакцию «Кронштадтского вестника» они пришли с текстом этого обращения и с просьбой от имени сотрудников больницы - опубликовать его на страницах городской газеты. В просьбе мы отказать не могли, поскольку газета в курсе печальных перемен, которые происходят в последние годы в кронштадтском здравоохранении - с того самого момента, как сменилось его руководство и по сей день. Публикуем обращение медиков с небольшими сокращениями.
УважаемыйДмитрий Анатольевич!
Уважаемая Валентина Ивановна!
Мы, сотрудники кронштадтской городской больницы № 36, обращаемся к Вам с просьбой о помощи. Как ранее, так и теперь мы задаем один вопрос: доколе непрофессиональное управление в медицине будет разрушать систему здравоохранения, систему охраны здоровья нации? Здоровье нации объявлено приоритетным направлением деятельности правительства России и субъектов Федерации, на решение задач сохранения и укрепления здоровья наших сограждан выделяются многие миллиарды рублей, но порою некомпетентные управленческие решения делают все финансовые вложения неэффективными, бесполезными, а порою, даже вредными для здоровья нации. Есть такие примеры и в Кронштадте.
Неумение управлять медицинским учреждением, лечебной сетью обычно оправдывается отсутствием достаточных ресурсов. Кронштадтскому здравоохранению «повезло». Руководство имеет достаточное влияние на властные структуры для «выколачивания» бюджетного финансирования, но, в основном, - на «ремонты».
Однако отсутствие знаний и менеджерской подготовки (владение методами анализа, планирования, прогнозирования и обработки данных, организации и мотивации труда, психологии, производства и реализации услуг, основ маркетинга, финансирования, технологии администрирования) заставляет нынешнее руководство расширять количество административных должностей с целью компенсации пробелов в данных областях. Только в стационаре СПб ГУЗ «Городская больница № 36» - пять заместителей главного врача, не считая начальника общего отдела, юриста, защищающего исключительно права администрации больницы по принципу «кто платит, того и защищаю», заведующего организационно-методологическим отделом и других, помогающих исполнять обязанности главному врачу - всего на 325 коек стационарных больных, включающих 40 коек бюджетного финансирования.
Как известно, успех дела во многом зависит от руководителей, от их профессионализма, умения организовать коллектив, создать команду единомышленников. «Будешь отлично учиться - станешь настоящим врачом, не сможешь лечить - будешь учить, не сможешь учить - будешь руководить» - в этом шуточном напутствии выпускнику медвуза - грустная правда.
С целью оптимизации затрат в здравоохранении и, одновременно, увеличения разряда по оплате труда для главного врача больн ицы кронштадтский родильный дом был из самостоятельного лечебного учреждения понижен в статусе до акушерско-гинекологического отделения больницы. С момента его открытия вот уже 11 месяцев, врачи-анестезиологи, непосредственные исполнители при оказании экстренной медицинской помощи, работают без сестер-анестезисток 10-15 суток в месяц (и это при расширенном административном штате). Подобная ситуация сложилась и в момент гибели роженицы, оставившей троих детей сиротами. О подобной ситуации неоднократно докладывалось главному врачу и начальнику ОЗО.
Протоколом, составленным по итогам проверки по обороту наркотических и психотропных средств зафиксировано, что в отделении отсуствует лицензия на право проведения операций с применением наркотических препаратов, использования наркотических веществ. Нет помещения для хранения наркотиков. В нарушение всех правил оборота наркотических веществ все сильные препараты для анестезии, являющиеся наркотическими, врачи-анестезиологи на личном транспорте доставляют из городской больницы в акушерско-гинекологическое отделение. А это уже нарушение, граничащее с уголовно-наказуемым деянием!
Любое медицинское учреждение имеет определенный проектным заданием и учтенный при строительстве объем посещений, оказываемых услуг. Количество родов в кронштадтском родильном отделении увеличено против проектной, и соответственно, санитарной нормы. Вследствие большой скученности пациенток, в помещениях акушерского отделения невозможно обеспечить нормальный воздухообмен, создать необходимые для новорожденных и родильниц условия стерильности. В результате - резкое увеличение количества младенцев и матерей, зараженных стафилокковой инфекцией в ранний постнатальный период. Зато - высокие доходы от оказанной помощи при родовспоможении!
При реконструкции здания родильного дома врачами-акушерами были внесены различные предложения, чтобы всем: и тем, кто будет работать в отделении после ремонта, и женщинам и новорожденным было удобно. Но уже почти реализованный с учетом пожеланий медработников проект был признан новыми руководителями кронштадтского здравоохранения никуда не годным, все переделано по-новому. А ведь это - дополнительные затраты! Теперь выяснилось, что работать в этом здании - неудобно, и вновь ремонт и реализация ранее отвергнутых предложений предшественников. И вновь затраты!
Государство не скупится на внедрение в здравоохранение новых технологий, нового современного диагностического оборудования. Но и в этом вопросе нужно принимать решения грамотно, а иначе внедрение нового приносит только проблемы, вложение средств не повышает качества медицинской помощи.
Так, на средства бюджета Санкт-Петербурга для Кронштадтского района был приобретен компьютерный томограф стоимостью в общей сложности с установкой более 30 млн. рублей. Хороший прибор необходимый в поликлинической практике для диагностики многих заболеваний. Кронштадтцам приходилось ездить в Петербург для обследования, талончики на бесплатное обследование выдавались в недостаточном количестве, очередь нужно было ждать порою более полугода.
Но почему для того, чтобы установить томограф нужно уничтожить в больнице уникальное отделение гипербарической оксигенации? Отделение существовало более 25 лет. В барокамерах получали лечение тяжелые больные с различными отравлениями: угарным газом, ядами, алкоголем, наркотиками и иными токсическими состояниями; сложными бронхолегочными заболеваниями, дыхательной недостаточностью, сепсисом, острым нарушением мозгового кровообращения, перитонитов, анаэробной инфекции, гипоксией, ожогами, заболеваниями крови, патологиями беременности. Установленным научным фактом является, что так называемый «синдром двигательной активности с дефицитом внимания» является следствием хронической малой гипоксии плода. Пролечиванием беременных в отделении ГБО мы профилактировали многие проблемы современной молодежи. До 2007 года в отделении ГБО проводилось до 1000 лечебных сеансов в год. И вот это отделение закрыто, в помещении установлен томограф, на котором делается не более 6 обследований в сутки больных по направлениям поликлиники. А ведь можно было разместить аппарат в помещении рентгенологического отделения, не закрывая отделение ГБО!
Необходимости в разрушении бароотделения не было, по поводу чего было отправлено коллективное письмо на сайт губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, которое было возвращено на «круги своя», то есть, в отдел здравоохранения Кронштадтского района. А далее был «разбор полетов» на тему: «Кто написал?». Причем во втором варианте ответа администрации звучали и нотки 37-го года: «В коллективе образовалась группа врачей, препятствующих развитию Кронштадтского здравоохранения и саботирующих установку компьютерного томографа». А дело заключалось только в том, чтобы провести ремонт и подготовку помещения рентгенологического отделения, где есть условия для установки томографа, и вовсе не было никакой необходимости разрушения отделения ГБО. Кстати, теперь ремонт рентгенологического отделения запланирован на 2010 год.
Руководство больницы и райздравотдела в настоящее время принимают решение перевести реанимацию на верхние этажи больницы! Но борьба за жизнь человека порою непрерывно ведется с момента первой встречи врача скорой, в транспорте, при перевозке из кареты скорой помощи в отделение, расположенное, именно в этих целях - сократить время перевозки - на первом этаже больницы. Перевести реанимацию на последний этаж здания - это сознательно удлинить путь до нее, что может стоить человеку жизни. К тому же помещения еще нужно ремонтировать под реанимацию, а это опять затраты!
Итак, ради установки спирального томографа уничтожено уникальное отделение гипербарической оксигенации, готовится перевод на верхний этаж отделения реанимации. При этом томограф используется для диагностических целей по направлениям из поликлиники, где логичнее ему и следовало бы находиться. В соответствии с общегородской программой Санкт-Петербурга, концепцией развития здравоохранения больные с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения, с черепно-мозговыми травмами специализированными бригадами скорой помощи должны доставляться в нейрохирургические клиники, где им будет оказана высококачественная помощь. Средства на создание таких специализированных бригад уже выделены. При таких обстоятельствах использование томографа в лечебных целях в больнице общего профиля, каковой является больница в Кронштадте, только затянет время до поступления больного в специализированный стационар, будут упущены самые благодатные для лечения инсультов, черепно-мозговых травм первые часы заболевания.
Планы реформы кронштадтского здравоохранения - строительство новой больницы, приобретение автобуса для постоянной доставки специалистов высокого класса в городскую больницу, постоянные консультации сотрудниками кафедр ведущих клиник «наших больных», открытие отделения гемодиализа на месте детского и взрослого инфекционных «нерентабельных» отделений и так далее - воистину глобальны. За их глобальностью теряется или кажутся незначительными проблемы как сотрудников коллектива, так и проблемы конкретного человека.
Не налажена грамотная работа акушерско-гинекологического отделения, закрыто отделение ГБО, не используется в полную мощь приобретенный томограф (в лечебно-диагностическом центре Международного института биологических систем томограф работает круглосуточно, ведь сложная техника быстро устаревает морально, да и пациенты могут пройти обследование в удобное для них время, без конфликтов с работодателями), а уже планируется ухудшение условий работы реанимационного отделения, закрытие детского и взрослого инфекционных отделений и открытие на их базе узкоспециализированного отделения гемодиализа и диагностического центра с приглашением в качестве консультантов специалистов высокого уровня, для доставки которых необходим специальный транспорт.
За всеми действиями новой команды управленцев от медицины виден их интерес к развитию, в первую очередь, платных медицинских услуг для населения, а не забота о укреплении и сохранении здоровья основной массы населения. Все средства от оказании платных услуг останутся в полном распоряжении команды управленцев, тогда как услуги, оплачиваемые через Фонд обязательного медицинского страхования, все-таки имеют определенные нормативы распределения между лечащим врачом и организатором здравоохранения.
На всех уровнях постоянно говорится о повышении заработной платы сотрудников социальной сферы, в том числе у врачей. Да, действительно, наши повременные тарифы выросли вдвое, но наши доходы не увеличиваются вот уже несколько лет. Ведь не увеличился фонд оплаты труда, распределяемый между врачами и сестринским персоналом нашей больницы. У нас считается, что труд врачей оплачивается по повременно-премиальной системе оплаты труда. Но вот только премиальная часть у нас сошла на нет. За счет чего вырос тариф. Теперь можно отчитаться об увеличении заработной платы врачей вдвое. Хотя количество денег, получаемых медиками Кронштадта, остается прежним.
Увеличением заработной платы, насыщением медицинских учреждений новейшим диагностическим и лечебным оборудованием государство желает сделать работу врачей престижной, творческой. Однако на примере кронштадтской больницы видно, что это не всегда удается, так как зависит напрямую от организаторов здравоохранения. С приходом в кронштадтское здравоохранение новой команды управленцев в разы (!) увеличилось количество документации, которую необходимо вести врачам и медицинским сестрам. Эта документация многократно дублируется, по заявлению наших организаторов для того, чтобы еще и еще раз можно было перепроверить врача. И все это сверх того объема документации, что объявлена приказами по Министерству. Руководители здравоохранения района открыто демонстрируют свое недоверие нам, тем, кому доверена жизнь людей.
Не только недоверие, а порою и откровенное презрение к нам, к пациентам, выказывают наши руководители от медицины. Больная Ж., ветеран Великой Отечественной воны, активный член Совета ветеранов, была госпитализирована в связи с инфарктом миокарда и переломом шейки бедра. После лечения инфаркта должна была быть направлена на эндопротезирование в специализированную клинику. Позаботиться о переводе пациента в другую клинику, где ей могли бы сделать бесплатную операцию - обязанность руководства больницы. Но почему-то для больной не нашлось места в клинике. Она была выписана домой. В связи с непроведением операции развились прогнозируемые осложнения, которые также могли быть пролечены в специализированной клинике. Опять же для больной Ж. там места не оказалось. И ветеран войны не дожила до 65-летия Победы.
А ведь у главного врача больницы пять заместителей, начальник общего отдела, юрист, помогающие ему решать все организационные проблемы, в том числе и вопросы перевода пациентов в специализированные клиники.
В коллективе насаждается хамский стиль общения, разбор и обсуждение тактики лечения больных превращен в разнос врачей и сестер, вводится «палочная» система оценки труда, что говорит о низком профессионализме руководителей, неспособных оценить сложность проведенной врачом работы, а способных оценить только математический показатель количества прошедших через койку и финансовый показатель прибыли. Угрозы : «Уволю! На ваше место очередь стоит!» - постоянный рефрен всех совещаний. Слов благодарности за работу от руководителей - не услышишь, только наказания за неправильное ведение документации. Нарастает нехватка кадров. Медработники увольняются из больницы и находят прекрасные места в других медучреждениях Санкт-Петербурга.
Отсутствует «материальная» стимуляция работы отделений, несмотря на выполнение плановых показателей и улучшение качественных показателей работы. Добиться консультации больных узкими специалистами из-за «оплаты» их труда стало проблемой, исчезли специалисты, ранее материально поощряемые.
Ведется настоящая травля заведующего хирургическим отделением А. М. Маркова - знающего, отдающего себя хирургии, постоянного дежурного «по вызову». Найти ошибки в истории болезни можно, если очень захотеть, у любого врача. Находятся эти ошибки, в основном, у врачей, имеющих собственную позицию, не схожую с позицией руководителей ОЗО. «Неугодным» выносят выговоры, над ними, как дамоклов меч, висит угроза увольнения за профессиональную непригодность.
Хотя, если говорить о качестве медицинской помощи, факты для деятельности заместителя главного врача по качеству медицинской помощи лежат в совершенно другой плоскости: из 96 млн. 502 тысяч рублей, заработанных больницей за лечение больных по системе ОМС, отказы в оплате на сумму 12 млн. 925 тысяч рублей за 2009 год.
Заработная плата сотрудников, несмотря на двухразовое увеличение окладов в течение 2009 года, осталась на уровне 2008 года. Содержать разбухший административный аппарат становится практически невозможным.
За два года не решен вопрос о платных услугах стационара.
Коллектив городской больницы № 36 города Кронштадта обращается к Вам за помощью в решении проблем кронштадтского здравоохранения. И по сдерживанию чрезмерного рвения руководителей здравоохранения города Кронштадта и по созданию нормальных условий работы для сотрудников, согласно разумному принципу: «Людьми не надо управлять, их надо направлять с целью - сделать максимально производительными навыки и знания каждого отдельного работника».
Мы убедительно просим Вашего деятельного внимания.
Кто будет лечить кронштадтцев завтра? Не придется ли им лечить язву желудка, воспаление легких в клиниках Санкт-Петербурга, а не возле дома, где, как известно, и стены помогают? Сохранится ли в Кронштадте лечебная сеть для всех, или останется только высокотехнологичная диагностика для немногих? Почему в Швеции функционируют поликлиники и больницы в городках с численностью жителей в 10 000 человек, а в Кронштадте, где 42 000 жителей, больницы нерентабельны?
На эти и другие вопросы, затронутые в нашем обращении мы хотели бы получить ответ.
Мы готовы бороться за жизнь и здоровье кронштадтцев. Мы любим свою работу, своих пациентов. Дайте нам работать спокойно, достойно и радостно.
Леонов Е. Б., врач-хируг;
Ломов В. Я., заведующий отделением АРИТ;
Медведева А. И., врач-хирург;
Нахумов М. М., врач-хирург;
Святогор В. П., врач-анестезиолог;
Ставбун Л. А., старшая медсестра отделения АРИТ;
Шабанова Е. М., медсестра-анестезист;
Кучук И. И., медсестра отделения АРИТ;
Карпунина Т. Я., старшая операционная медсестра;
Давыдова Л., сестра-хозяйка;
Ульяненок Н. А., операционная медсестра экстренной помощи;
Потапова Л. А., операционная медсестра экстренной помощи;
Евдокимова О. В., операционная медсестра экстренной помощи;
Гребенчук Н. Ю., перевязочная медсестра;
Елисеева Н. Я., Сашнева Л. М. - санитарки.
|