Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 23 от 18 июня 2010 года

Вернуться к главному  
 

Загляните в семейный альбом

ЗА 36 ДНЕЙДО НАЧАЛА ВОЙНЫ...

Ирина Анатольевна Иванова принесла в редакцию драгоценный фотоснимок. На нем дети, окончившие 1-й класс 422-й школы, среди которых и ее мама. Обычная общая фотография, только старинная. Одна из многих, если бы не памятная надпись на снимке: «16 мая 1941 года». Через 36 дней началась Великая Отечественная война...
Рядом с учительницей 34 ребенка, которые еще не ведают, что это последний месяц их беззаботной довоенной жизни. Кто знает, что стало с этим классом, с этими мальчишками и девчонками?...
Запечатленная справа от учительницы Валя Суханова (мама Ирины Ивановой) вместе со своей мамой в июне 1941-го поехала в отпуск в Орловскую область. Прибыли и на вокзале узнали, что началась война. Обратно ехать не было возможности. Сложные пути эвакуации занесли девочку в Туркмению, где она и продолжила учиться. А в Кронштадте всю войну трудился в Арсенале ее отец. Благодаря ему и сохранилась эта фотография.
Если вы узнаете себя на этом снимке, если в вашем семейном архиве тоже есть такая фотография, поделитесь своими воспоминаниями с городской газетой и кронштадтцами.

Наше детство после войны

На страницах «КВ» всегда много детских фотографий. На них игривые, смешные или не по годам серьезные наши дети. В яркой удобной одежде, в окружении современных разнообразных игрушек, рядом с мамой и папой. Ни один фоторепортаж с городского праздника не обходится без ребенка в кадре.
Сегодня «КВ» публикует подборку старых детских снимков. На них дети, чье детство выпало на 1940-1950-е годы. Они жили в другой, с трудом приходящей в себя после войны стране. У них были другие игрушки, другие платья, забавы и заботы. Но рядом с ними всегда были взрослые, чьи опаленные войной сердца старались сделать все для этих послевоенных детей, само рождение которых символизировало безоговорочную победу жизни.

В старшей группе яслей № 1

Фаина Григорьевна Глотова принесла в редакцию фотографии своей свекрови Клавдии Кузьминичны Глотовой, которая всю войну и блокаду проработала заведующей яслями № 1.
Ясли располагались в двухэтажном доме № 25 по улице Аммермана - именно на нем сейчас висит памятная табличка «Граждане, при артобстреле эта сторона наиболее опасна»... Благодаря персоналу за время войны в них не умер ни один ребенок.
Пережившие блокаду воспитатели (все в белых халатах и косынках, словно медработники) и дети старшей группы (22 человека - стандарты не изменились) фотографируются на память. В кадре обязательный портрет Сталина с ребенком на руках. Клавдия Кузьминична Глотова третья слева.
На верхней фотографии Клавдия Кузьминична со своей любимой внучкой Мариночкой. Именно Марина сообщила «КВ» о кончине Фаины Григорьевны Глотовой, которая поделилась своими фотографиями с кронштадтцами незадолго до своей кончины, оставив таким образом своеобразное завещание потомкам.

Платья для Иринки

Пятого июня Ирине Емельяновой исполнилось 55 лет. Она родилась в 1955-м. В Кронштадте. Мама-блокадница в 26 лет рожала единственного ребенка под общим наркозом. Младенец шел ножками вперед и появился на свет в 10 утра. Девочку назвали Ирина, в честь красавицы Ирэн из романа Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах». Незадолго до ее рождения в семье появился фотоаппарат «ФЭД», поэтому папа фотографировал Иру с пеленок.

Моя первая няня

Мама вышла на работу, когда дочке исполнился месяц. В 1955 году декретный отпуск был равен месяцу до родов и месяцу после. Заботу об Ирочке взяла на себя няня. Это сейчас слово «няня» ассоциируется с молодой и образованной Мэри Поппинс. Первой няней у Иринки была баба Маша. Отработав санитаркой в военном госпитале, она на пенсии нянчила чужих детей. Собственных бабушек у Иры не было - все умерли в блокаду.

Ползунки

Когда Ирочке исполнилось два месяца, ее мама впервые узнала, что в природе есть такая вещь, как ползунки. Тогда они только входили в обиход. Молодые мамы с азартом разыскивали их по ленинградским магазинам.


Первого мая 1957 года на Якорной площади

Коляска

В продаже были высокие «Мальпосты», но молодые родители выбрали для двухмесячной дочки низенькую «спортивную» (спинка у нее регулировалась в двух положениях: лежа и сидя). В этой коляске Иру частенько оставляли спать во дворе. Двор был закрытый, гуляли только свои. Мама выносила коляску со спящим ребенком на солнышко, а сама, занимаясь домашними делами, присматривала за ним из окна второго этажа. Такую картину сейчас представить трудно.

12 платьев на лето

С трех лет Ирочка каждое лето ездила с седьмым детским садом на мыс «Серая лошадь». Обычно маме «задавали» подготовить шесть платьев для ребенка. Она шила двенадцать. А после, приехав навестить дочь, отмечала, что половина девочек одеты в иринкино… Купить готовое было сложно. Поэтому одежда ребенку в основном перешивалась из взрослого. В ход шли все собственные платья, поэтому ничего не выкидывалось… Как почти каждая советская женщина, Ирина мама окончила курсы кройки и шитья. Выписывала «Работницу», где печатали выкройки детских моделей. Однако готовых выкроек не было - их еще надо было построить. А этому искусству, оказывается, даже в то время были обучены не все.


В кроватке с опускающейся сеткой, как в манеже, стоят ровесники:
Ира Емельянова и сын Павла Ивановича Кириллова

Зимой - обязательная шубка

Заячью беленькую шубку мама купила с рук. Очень пушистую, мягкую, теплую. Именно в ней девочка решила залезть на большую кучу угля, ссыпанного на заднем дворе - после этого с шубой пришлось расстаться.

Игрушки для девочек

Кукольная посуда, ванночка для стирки, игрушечная коляска - стандартный набор игрушек для девочки. В более ярком исполнении они присутствуют в хозяйстве любой современной малышки. Пылесосы, стиральные машины, утюги и тостеры - а у Иры была еще и «настоящая» мясорубка! Сегодняшние дети даже на кухне крайне редко встречают это чудо техники.

Первая кукла

Первая кукла (она почему-то имела «кожу» зеленоватого цвета) была торжественно привезена из Москвы на пять лет. До этого Ира играла с традиционным медведем, гуттаперчевым пупсом и куклой, фарфоровое лицо которой как-то сразу лишилось носа. Так, безносая, она хранится до сих пор. (На фото вверху Ире 8 месяцев).

Элегантный стиль

Это берет и пальто из одного материала. Особым писком моды тогда считались белые гольфы с кисточками на боку. У Ирины такие тоже были - присылали родственники из Таллина (двухлетняя Ира справа).

Ирина-балерина

Колготок эти дети еще не знали. Девочкам (как только те начинали ходить) поверх майки надевали лиф с резинками (как укороченная майка), к которым на пуговицах пристегивались чулки. Ах, как же они, собирающиеся на коленках в гармошку, портили наряд юной балерины! Пятилетняя Ирина съездила с мамой в Мариинский театр на балет «Спящая красавица» и теперь дома у печки воображает себя феей.
Мама ездила на учебу в Ленинград. Дочка с нетерпением ждала ее возвращения. Бежала к дверям встречать и сразу заглядывала в сумку. Оттуда на нее виновато глядели палочки от съеденного по дороге «Эскимо».

Подготовила
Серафима БЕЛЕВИЧ

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru