Он отслужил на флоте больше полувека
Павел Михайлович Миронов 3 июля этого года отпраздновал свой 90-летний юбилей. Большую часть жизни - 53 года - он посвятил морю. Морскую службу начал в Кронштадте на легендарном линейном корабле «Марат», здесь же - на станции размагничивания кораблей - её завершил. О том, как сложилась его судьба, ветеран флота рассказал «Кронштадтскому вестнику» накануне празднования Дня ВМФ.
Мальчишкой мечтал о море
Павел Михайлович родом с Кубани. Родился он в 1920-м году в станице Тифлисская. Мальчишкой мечтал о море и путешествиях, поэтому после восьми классов школы поступил в Ростовское мореходное училище имени Седова. Но покорять южные моря он начал только после войны.
- Так сложились обстоятельства, что начинать службу на флоте мне пришлось не на юге, а на севере нашей страны, - вспоминает Павел Михайлович. - После первого курса Ростовской мореходки меня и моих однокурсников перевели сначала в Херсон, а затем в Мурманск. Оттуда в мае сорокового года нас призвали на флот. Я попал на линкор «Марат», который стоял в Кронштадте на Усть-Рогатке. И это для меня было большой удачей. Ведь на флагман Балтийского флота отбирали лучших.
Войну встретил на «Марате»…
На «Марате» Павел Михайлович был рулевым у главного штурмана линкора.
- За год, что я пробыл на линкоре, мне несколько раз доводилось управлять «Маратом», когда он выходил в море на учебные стрельбы, - говорит ветеран. - Но в основном в мои обязанности входило занесение записей в вахтенный журнал штурмана и корректировка карт.
Великая Отечественная война началась для «Марата» в четыре часа утра 22 июня 1941 года - к Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолёты. Уже на второй день войны корабль сбил два вражеских самолёта, первым на Балтике открыв боевой счёт.
- В августе 41-го я покинул «Марат», - рассказывает Павел Михайлович. - Дело в том, что по своей должности мне приходилось заниматься шаропилотными наблюдениями ветра, и меня, как специалиста, перевели в сухопутную группу корректировки артиллерийского огня линкора. Правда, очень скоро нашу группу расформировали. Поскольку враг стремительно подходил к Ленинграду, требовались силы для защиты города - и нас, бывших «маратовцев», распределили по разным частям Ленинградского фронта. Первое своё ранение я получил возле деревни Рюмки. Находясь в петергофском госпитале, я узнал, что во время массированного налёта немецкой авиации на Кронштадт «Марат» сильно пострадал. Бомба угодила в трёхорудийную башню главного калибра, которую от взрыва боезапаса оторвало вместе с носовой частью корабля. Погибло несколько сот моряков, в том числе и мои друзья…
… а окончил на «морских охотниках»
В сентябре 41-го под Лигово Миронов получил второе ранение. И вновь Бог уберёг солдата - вражеская пуля задела мягкие ткани. А после выписки из госпиталя Павел Михайлович почти месяц охранял сухопутную дорогу возле Ломоносова до тех пор, пока снова не угодил на больничную койку с ранением в ногу.
- Госпиталь в Ломоносове находился наверху, - вспоминает Павел Михайлович. - А у меня в палате был балкон. И однажды в конце декабря 41-го, стоя на нём, я наблюдал за тем, как немцы во второй раз бомбили «Марат» - противник пытался подавить артиллерию линкора, и один из снарядов чуть не вызвал вторичную гибель линкора. Как я потом узнал, пронзив почти весь корпус корабля по вертикали, снаряд прошёл через зарядный и снарядный погреба 3-й башни и застрял, не разорвавшись, в трюме.
После выписки Миронова определили на Охту, на быстроходный тральщик «Владимир Полухин». Оттуда Павла Михайловича направили на шестимесячные курсы младших лейтенантов во Фрунзенское училище, после чего он служил на «морских охотниках», защищая блокадный Ленинград. Весной 1943-го Миронов получил медаль «За оборону Ленинграда», в том же году Орден Красной Звезды.
- К сожалению, мои военные награды были украдены, - поделился с «КВ» ветеран. - Так что мне нечего вам показать, но в моей орденской книжке значится, что я награждён двумя Орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя Орденами Красной Звезды, двумя медалями - «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги».
Плавал - знает!
В 1946 году с «морских охотников» Миронова перевели на парусные учебные суда. Сначала на «Седов», потом на «Крузенштерн». На них Павел Михайлович прослужил штурманом и старшим помощником капитана.
- В 1953-м году я получил звание капитана 3-го ранга и был направлен на Чёрное море на парусник «Дунай», на котором я откомандировал почти семь лет, - рассказывает ветеран ВМФ. Военно-морскую службу он окончил капитаном 2-го ранга, уже в отставке ему присвоили капитана 1-го ранга.
С 1959-го по 1968-й Павел Михайлович ходил по морям-океанам с черноморским НИИ, оказывающим помощь слаборазвитым странам. Во время этих походов на гражданских судах он побывал в Атлантическом и Индийском океанах. До 1968-го года жил в Феодосии, после - переехал в Кронштадт. Здесь 28 лет проработал на контрольно-измерительной магнитной станции. Уволился по состоянию здоровья.
Жена Павла Михайловича умерла шестнадцать лет назад, единственный сын - восемь лет назад. Но ветеран не считает себя одиноким - его навещают внук и правнук. А с Днём ВМФ пришли поздравлять из Совета ветеранов Кронштадта.
- В моей семье я единственный моряк, - говорит Павел Михайлович. - Так уж сложилось. Но близкие разделают со мной мою любовь к морю. Видимо, это у нас в крови.
Елизавета САДКОВА
Фото автора и из архива П. М. Миронова
|