|
Художественной школе - 40 лет |
София КУВАЙКИНА:
«Мне нравилось обустраивать школу, преподавать, рисовать»
Новый учебный год для Детской художественной школы имени М. К. Аникушина - юбилейный. И хотя начинать его снова приходится в помещениях Дома культуры - здание школы всё ещё находится на реконструкции, - число учащихся увеличилось. С первого сентября в ДХШ будут обучаться 300 детей. Накануне Дня знаний корреспондент «КВ» и «по совместительству» выпускница художки встретилась с Софией Михайловной Кувайкиной, заслуженным работником культуры, членом Союза художников России, потомственным педагогом, основателем и директором детской художественной школы Кронштадта.
- София Михайловна, Вы 40 лет руководите нашей художественной школой. Расскажите, как она появилась?
- В 1970 году мне, выпускнице художественно-графического факультета пединститута, предложили руководить художественной школой - пятой в Ленинграде на тот момнет. Я как раз побывала на первой детской выставке и была в восторге. Взялась за дело - и ни разу об этом не пожалела.
- Вам было 25. Ответственности не боялись?
- Ответственности бояться нельзя. Особенно, если серьёзно относишься к делу. Мне нравилось обустраивать школу, преподавать, рисовать. Я с удовольствием ходила на работу. Как и сейчас.
- Какой была школа в первые годы?
- Пока не было собственного помещения, занимались в трёх классах на 4-м этаже Дома пионеров. Колпинская художественная школа выделила нам 15 столов и 25 стульев, а из натюрмортного фонда - только бидончик и яблочко. Но учащимися стали 75 человек, успешно прошедших вступительный экзамен 1-го сентября 1970-го. Первый выпуск был очень активным: многие стали художниками, но и те, кто не стал, с кистями и красками не расстаются. Вот Саша Фалин. Пишет прекрасные пейзажи, но всю жизнь проработал на Морском заводе.
- А когда переехали на Ленина, 57?
- Уже в 1972-м я подбирала помещение. И два этажа в здании на углу проспекта Ленина и улицы Мартынова - памятнике архитектуры XVIII века, были идеальным вариантом. Здесь был Дом бытовых услуг, а на втором этаже - коммунальные квартиры. Их расселили, и архитекторы руководствовались нашими предложениями, готовя проект для нас. Между прочим, до сих пор ни одна петербургская школа не может похвастаться таким выставочным залом. Мы прожили в этих стенах с 1983 по 2008 год, пока зданию не потребовался капремонт. Обещают, что вернёмся к новому году. Помещения преобразятся не только внешне: появятся интерактивные доски, компьютеры, мастерская батика, квилта, керамики. Будет класс компьютерного дизайна. Мы успешно развиваем новое для нас направление - театральное. И обязательно откроем класс для взрослых: давно есть необходимость - в нашем городе множество творческих, художественно одаренных людей разного возраста, не имеющих возможности для полноценного выражения себя.
- А кто преподавал 40 лет назад?
- Тогда в Кронштадте нашлись лишь три человека с соответствующим художественным образованием. Долгое время преподаватели ездили к нам из Ленинграда через Ломоносов. Представляете, как это было сложно?! Позднее исполком пошёл нам навстречу и стал предоставлять молодым специалистам жильё. Так у нас появились Вениамин Георгиевич Сидоренко, Елена Николаевна Миронова, Алевтина Владимировна Кожина. Сегодня в коллективе 11 педагогов - мы постепенно обрастаем своими кадрами. Выпускники, получив высшее образование, возвращаются преподавателями.
- У Вас есть ученики, которыми Вы особенно гордитесь?
- Очень многие наши выпускники стали профессиональными художниками. Например, Жанна Григоренко работает реставратором в Русском музее, Маша Тихонова - реставратор тканей и гобеленов в Эрмитаже, Ира Левандовская - реставратор в Музее истории города, Андрей Ююкин - архитектор, один из участников известной петербургской студии «Левчук-Романчук- Ююкин», Ира Тихонова - художник-модельер, Николай Коробов и Алина Демакова - дизайнеры, Сергей Прелат - скульп-тор. Оля Орлова закончила Художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, в которой, кстати, преподаёт рисунок наш выпускник - Пётр Конош. Наташа Никитина сейчас учится в Академии художеств. Маша Зонова несколько раз проводила для учащихся художественной школы мастер-классы по стеклу и фарфору. Вспоминать можно долго. Радует, что наши ребята нас не забывают, приезжают за советом и просто пообщаться.
- А дети за эти 40 лет изменились?
- В какой-то мере да. Стали более подкованными в разных областях знаний. Хотя... Мне бы хотелось, чтобы они знали больше о Руслане и Людмиле, чем о Гарри Поттере... Но меня огорчает, что дети стали менее воспитаны в нравственном плане. Хотелось бы больше вежливости, более тёплого отношения друг к другу. Слишком много насилия вокруг. Но мы пытаемся привить нашим ученикам уважение к старшим и любовь к Родине.
- Вы помогаете детям найти себя в жизни, и наша школа - одна из лучших в Петербурге, её ученики побеждают в творческих конкурсах. В чём, по-Вашему, секрет педагогического успеха?
- Любовь к детям - самое главное. Доброта и профессионализм. Дети чувствуют, когда человек любит своё дело, чувствуют профессиональную руку и стремятся брать пример с мастера. Очень важно сохранять творческую атмосферу. Мы не стараемся воспитать именно художников. Мы хотим, чтобы дети чувствовали себя личностями, чтобы понимали: они что-то могут и умеют. А уметь можно и в журналистике, и в медицине, и в других областях. Главное, помочь ребёнку поверить в себя.
Елизавета САДКОВА
|