Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 35 от 10 сентября 2010 года

Вернуться к главному  
 

1 сентября - День знаний

В школу после вуза не берут?

Традиционный разговор перед началом нового учебного года с начальником отдела образования администрации Кронштадта Еленой Евстафьевой Рыкиной (№ 33 от 27 августа 2010 «Здания обновляются, а кадры стареют») вызвал активное обсуждение «ВКонтакте». Те самые молодые специалисты, которые не идут работать в школу, утверждают, что их там никто и не ждет.

Диана Олеговна Ярцева второй год преподает в родной 425-й школе английский язык. Практику она проходила у своей любимой учительницы Нинель Александровны Тихоновой. Нинель Александровна преподавала в школе 50 лет и ушла на заслуженный отдых, как только ее ученица закончила колледж. Теперь Диана Олеговна работает самостоятельно
и учится на четвертом курсе университета имени Пушкина

Мария ФЕДОРОВА:
- Для многих выпускников педвузов зарплата не является основным критерием при выборе места работы. Знаю не понаслышке, что найти работу в школе не так просто. Многие работодатели (а именно директора школ) заинтересованы в квалифицированных кадрах с большим опытом работы и огромным багажом знаний. Но вопрос остается вопросом: где же этот опыт получить, если в школу не берут после вуза или колледжа?
Мне очень повезло с работой. После окончания колледжа администрация не побоялась доверить мне обучение студентов. А вот мои студенты-выпускники рассказывали, что им отказывали в работе, потому что у них нет ни опыта, ни звания. Вспоминается разговор с директором одной из питерских школ о кандидате на вакансию. Я рекомендовала девушку с дипломом и хорошими знаниями по предмету, но разговор оказался короток - нужен был учитель с опытом работы не менее трех лет и категорией не ниже первой. Так и хочется спросить: «Как вы, уважаемые директора, начинали свою профессиональную деятельность? Разве вам отказывали в работе по причине того, что у вас нет опыта?» Несколько из моих выпускников нашли все-таки свое место в школе. И их не отпугнула зарплата в восемь тысяч рублей за 18 часов.

Елена ЗОЛОЕВА:
- Поддерживаю Марию Фёдорову. По специальности я учитель русского языка и литературы, мне 27 лет. Трехлетний опыт работы у меня был, но выяснилось, что с 2005 года (до 2009 включительно) в кронштадтские школы не требуются учителя-русоведы в принципе. Детей мало, нагрузки учителям не хватает. Ходила в школы, предлагала свою кандидатуру. В прошлом сентябре в одной из школ предложили поработать социальным педагогом, а также педагогом-организатором на полставки.
Была на приёме у начальника отдела образования, однако там мне тоже помочь не смогли.
Молодые кадры не востребованы (по крайней мере, в Кронштадте), поэтому разговоры о «стареющих» воспринимаю со скепсисом. Директора входят в положение пожилых, опытных преподавателей, отдавая им неплохую часть нагрузки, потому что у них есть опыт, закалка, профессионализм. Молодым нужна поддержка, наставничество (хотя бы в противовес мизерной, издевательской заработной плате), но меня терзают смутные сомнения, что кому-то не хочется этим заниматься.
Возможно, я ошибаюсь, и мой случай - исключение. Хорошо бы, чтобы так оно и было, и молодые специалисты смогли реализовать себя в этом светлом деле!

Елена ФОМИЧЕВА:
- Стоит заглянуть в соответствующую тему в группе «Я - учитель», чтобы понять, что это не исключение. Мне тоже после прочтения публикации (и еще материала про директора 418-й школы, в котором тоже проскочила фраза об отсутствии молодежи в школе) захотелось задать вопрос: «Где те вакантные места, на которые не идут молодые педагоги?»

Надежда ФОМИЧЕВА:
- Меня тоже заинтересовала статья «Здания обновляются, а кадры стареют». Я уже и ранее слышала и читала высказывания, что выпускники педагогических колледжей и вузов не идут работать в школы, предпочитая более высокооплачиваемые должности в других учреждениях и организациях. Доля правды в этом есть. Но я думаю, что проблема гораздо шире. Я сама, закончив педагогический вуз, дважды пыталась устроиться по специальности (в 2006 году и в нынешнем 2010-м), но так и не смогла найти работу ни в Санкт-Петербурге, ни в Кронштадте. Может быть, кого-то не устраивало, что я далеко живу, кому-то не нравилось, что у меня нет опыта работы. Истинных причин мне не оглашали.
Я обзвонила все школы нашего района. Так что, Елена, в Кронштадте не востребованы не только учителя-русоведы, но и учителя-историки. Я понимаю, что детей мало, и школе, действительно, может быть, не нужен ещё один педагог. Или, действительно, гораздо проще взять опытного педагога с высшей категорией. Но что же делать тем, у кого нет ни опыта, ни категории, а есть только диплом и огромное, искреннее желание учить детей и делиться с ними своими знаниями?

Молодежь более рациональна

Вслед за молодыми специалистами «КВ» пошёл по школам Кронштадта. В 422-й школе обнаружены четыре молодых учителя - все преподаватели английского языка, в 425-й - два молодых учителя: английского языка и экономики; в 418-й - два: английского языка и математики, а также два тренера в только что созданном спортивном клубе; в 424-й - ни одного молодого педагога и полное отсутствие вакансий; в 427-й - четыре: два учителя английского языка, учитель физкультуры и молодой специалист учитель русского языка, классный руководитель 9-го класса Ирина Павловна Сдвижкова.
Вместе с тем директора и за-вучи школ высказывали мысли о том, что с молодыми педагогами работать сложнее, чем со старой гвардией. Причем «старая гвардия» в школе - это не только учителя пенсионного и предпенсионного возраста. Это поколение педагогов, получившее среднее и высшее образование до эпохи перемен, то есть от 45 лет.
«Молодые педагоги умнее, но менее ответственные. Они рациональны, и все время думают о пользе для себя. Это другое поколение, которым надо по-другому управлять», - считают некоторые руководители кронштадтских школ.

С молодыми становишься энергичнее

«Я люблю работать с молодежью, - говорит директор 418-й школы, депутат Муниципального совета Галина Алексеевна Любимцева. - Перед началом учебного года искала учителя русского языка, учителя начальных классов, учителя биологии. Но в нашу школу никто не обращался. Молодым педагогам, имеющим желание учить детей, посоветую для начала соглашаться на любую работу, которую предложат в образовательном учреждении: педагогом-организатором или руководителем кружка в школе - через некоторое время место по специальности обязательно появится».
«Мне с молодежью интереснее, чем с профессионально уставшими педагогами,
- поддерживает Галину Алексеевну директор 427-й школы Анна Михайловна Емельянова. - Молодые легко откликаются на новое, не боятся никакой работы, у них горят глаза, их любят ученики, потому что они лучше понимают детей. С ними я и сама становлюсь энергичнее и моложе».

Раз, два три и обчёлся

В качестве молодых специалистов в этом году приняты на работу три молодых педагога: в 425-ю, 427-ю и ДОУ № 18. Начальник отдела образования администрации Кронштадта Елена Евстафьевна Рыкина подтвердила, что вакансий в образовательных учреждениях нашего района на начало учебного года нет, однако в учреждениях дополнительного образования нужны преподаватели технического творчества: робототехника, самолетостроение, конструирование.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 03.04.2007 № 107-24 «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», молодым специалистам предоставляется единовременная выплата. В этом году денежная выплата увеличена вдвое. Предоставляется право получения за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга дополнительного профессионального образования в области управления, если они стоят в резерве на руководящие должности. Молодые специалисты получают денежную компенсацию затрат на проезд городским транспортом (кроме такси) в размере 50% стоимости месячного проездного билета. Педагогическим работникам предоставляется ежемесячная денежная компенсация на приобретение книг (хотя сумма и не очень большая), а также предоставляется право на получение денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы (один раз в пять лет).

Если здоровье позволяет, а работа приносит радость?

Вопрос же вакансий для молодежи в школах остается вопросом времени - будет хорошее социальное обеспечение учителей, достигших пенсионного возраста, некоторые из них, вероятно, смогут найти свое призвание в семье и предоставят рабочие места для молодёжи. Однако же большинство педагогов из «старой гвардии» работают не ради денег, а ради положительных эмоций, которые приносит настоящим педагогам работа с детьми. Одна пожилая учительница, преподающая в музыкальном лицее Санкт-Петербурга рисование, отдала свои часы с младшими школьниками молодому, впрочем, уже 40-летнему педагогу, и сокрушается: «Как же я теперь буду без моих лялечек?» Ведь она не деньги имеет в виду?
О том же пишет «ВКонтакте» Екатерина Казакова, окончившая педагогический класс 424-й школы, мечтавшая после вуза преподавать историю, а в результате работающая музейным педагогом в Историческом музее: «Проблема не так проста. С одной стороны - да, молодёжи по специальности не устроиться, а с другой... Я знаю многих учителей со стажем, которых очень любят и дети, и родители. Поверьте, если учитель в возрасте работает в школе, значит, он на самом деле хороший педагог. Если бы на педагога было много жалоб, его разве держали бы на рабочем месте? Если здоровье позволяет работать, а работа приносит радость, то почему ее нужно бросать?»
В общем, непростой это вопрос, и, вероятно, мудрый руководитель чувствует необходимость в возрастном равновесии педагогического коллектива. В идеале, чтобы коллектив был гармоничным, в нем должны работать люди всех поколений и, желательно, обоего пола. Как в хорошей семье, в которой есть бабушки, дедушки, родители и разновозрастные дети.

Подготовила
Надежда РЫБАКОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru