Разводной мост передан городу
В конце августа в Министерстве обороны России был подписан акт о передаче на баланс Санкт-Петербурга нескольких объектов, которые больше не используются военными. В их числе знаменитый разводной мост через канал дока Петра Великого.
Раньше мост был федеральной собственностью и находился в ведении Морского завода. Как сообщил ведущий специалист отдела районного хозяйства и благоустройства администрации Кронштадта Сергей Юферев, теперь непосредственным обслуживанием моста будет заниматься питерское предприятие «Мостотрест». Капитальный ремонт
гидротехнического сооружения, объекта культурного наследия и предмета особой гордости Кронштадта не является вопросом ближайшего будущего. Около полутора лет назад за счет средств бюджета Санкт-Петербурга был проведен противоаварийный ремонт, и состояние мостового перехода сейчас удовлетворительное. В течение нескольких лет кронштадтцы будут избавлены от неудобств, связанных с необходимостью перекрывать транспортную артерию города - Макаровскую улицу. Когда же необходимость в реконструкции возникнет, средства на нее будет изыскать значительно проще, чем когда мост находился в ведении Морского завода.
Мост через док-канал Петра Великого построен в 1850 году по распоряжению контр-адмирала Шулепникова. Чертеж разработал капитан корпуса корабельных инженеров Богдановский. По некоторым данным, в проектировании участвовал командир Кронштадтского порта, вице-адмирал Степан Макаров.
Мост выполнен из котельной стали. Детали его соединены друг с другом клепками (сварки в конце 19-го века еще не было). Механизм моста был прост: разводка производилась рабочими за 2-3 минуты.
9 ноября 1860 года на Петровском мосту произошла катастрофа. Это случилось, когда строй моряков переносил по нему тяжести. Мост закачался, один из матросов испугался и уронил доску, которая пробила настил. Мост перевернулся. Десять человек погибли, еще 14 оказались в госпитале.
Во время ввода и вывода кораблей из Петровского дока на несколько часов прерывалось сообщение между отдельными частями города. Мост обычно разводили в утренние часы. Жителей заранее не оповещали.
В разные годы во время разводки моста кронштадтцы переправлялись через канал разными способами. В 1861 году ходил маленький плот, на котором помещалось человек 10. Малейшее нарушение равновесия могло привести к трагедии, поэтому многие предпочитали окружной путь по Господской и Большой Екатериненской улицам. В 1870 году ходила небольшая баржа. Несколькими годами позже между берегами канала для пешеходов устроили довольно широкий и удобный плавучий мост. Он быстро наводился и убирался.
С сентября 1880 года Кронштадтская портовая контора стала оповещать о разводке моста: на флагштоке у южных ворот Докового Адмиралтейства и на каланчах пожарных городских частей вывешивали желто-синие флаги. С появлением радио о разводке моста стали сообщать по нему.
Петровский мост сейчас единственный разводной мост в Кронштадте.
Екатерина МАРКИНА
Использованы материалы из книги
Александра Соколова
«Кронштадт: История длиною в 300 лет»
|