Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 35 от 10 сентября 2010 года

Вернуться к главному  
 

Только вперед

Как встают на морские ноги

Когда некому поднять паруса

Вот бы удивились Иван Крузенштерн с Отто Шмидтом: капитан сам дал команду «Отдать швартовы!», и сам же бросился ее исполнять. А за ним со всех ног побежал помощник. А на корме в это время метался одинокий боцман. «Что за странные дела происходят на русском флоте?» - подумали бы Иван Федорович и Отто Юльевич.

С набережной лейтенанта Шмидта от памятника Ивану Крузенштерну отправляется учебный корабль «Юный балтиец». На его борту победители конкурса «Большая регата», взрослые и дети - всего около полусотни человек. Морское путешествие на настоящем паруснике стало им наградой. Погода благоприятствует. Курс на Кронштадт.
Боцман Эдуард Шилейкис выступает в роли Фигаро: он здесь, он там, он всюду. Один выполняет работу швартовой команды. А где же матросы? На палубе курят папиросы? Танцуют матлот? «А разбежались кто куда, - отвечает боцман, успевая хватать, кидать, перебрасывать, тянуть и тащить волоком. - Кто на берег списался, кто - на другие суда. Зарплаты у нас очень низкие».
Парусного боцмана нет, моториста нет, старшего моториста тоже нет. «Юный балтиец», которому иногда случается ходить под алыми парусами, изображая собой воплощение самого желанного, что только есть на свете, - учебное судно, принадлежит Дворцу творчества юных. Как кронштадтский «Александр Маринеско» детскому центру «Юный моряк». Зарплату, которую платят на «Балтийце» и «Маринеско», могут выдержать только очень сильные люди. Капитан «Балтийца» Дмитрий Львович Костин как раз из таких. По нему видно: корабль он оставит последним.
Парусник идет без парусов. В порту их ставить запрещено (для особых случаев делают исключение). И в фарватере запрещено - он узкий, а движение интенсивное. Вдруг поднимется ветер, и воткнется романтическая шхуна в какой-нибудь сугубо функциональный танкер.
У входа в кубрик старые знакомые - Корневы, папа с сыном. «Кронштадтский вестник» о них уже писал. Они победили на одном из предварительных этапов регаты. Корнев-младший, помнится, собирался с братом и сестрой уходить в пираты. Очевидно, решили повременить. Набраться опыта. «Ну и где тут бом-кивер? - требовательно спрашивает сына Андрей Евгеньевич. - А кливер-штаг? А верхние фок-мачты покажи». Проходящему мимо помощнику капитана тоже не избежать экзаменовки: Андрей Евгеньевич берет его за рукав и требует данные по водоизмещению и осадке судна. Потом начинает вспоминать, какой туман был между Тотландом и Оландом, и как красив оказался Хелголден, когда яхта подошла к нему поближе. С папой будущих пиратов все ясно. Он морской волк. Мама в кубрике с дочерью и младшим сыном, выбирают слово, которое нужно будет передать семафорной азбукой. Мамин вариант: «Вперед!» Ну кто бы сомневался. С такой семьей. Только вперед. Как сказал бы Нансен: «Фрам!» А папа с сыном уткнулись носами в образцы морских узлов. «Ну-ка, ну-ка? Что тут за беседка? Простая? А вот и нет! Погляди на концы. Испанская это беседка. Испанская!»
Качки нет. Ждали шторм, ветер до 15 метров в секунду, но циклон прошел стороной. Поэтому настоящие морские ноги, на которые встают только те, кто пережил морскую болезнь, у победителей «Регаты» только начали отрастать.

На верхней палубе, более капитанского вида чем сам капитан, с трубкой, в фуражке и красной ветровке - директор Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Артур Рэмович Ляндзберг в окружении детей. Обращает внимание на виды, комментирует и отвечает на вопросы. При этом следит, чтоб никто не залез на мачту и не свалился в воду. «Справа по борту остров Белый. Вон тот, который зеленый. Почему так - а чтоб враги не догадались. Ну-ка слезть с лееров! Быс-тра! Вот так! А вон подводная лодка. Сейчас она надводная. Это, барышни, не утки. Это чайки (смотрит в бинокль). А именно чайки серебристые. Большие, с белой головой. Отойти от борта! Кто замерз, быстро вниз! Соплей не разводить! А почему у нас флаг красный с белым? Кто сказал: «Потому что польский?» Кто у нас пан пОляк? Лоцман на борту, говоришь? Правильно говоришь! А зачем на борту лоцман?»
Виден Кронштадт. Сейчас можно ставить паруса. Только некому. Нужна мускульная сила как минимум десяти человек, а где ее взять? Капитан с помощником заняты - они ведут корабль. Форт Пороховой. Летняя пристань. Средняя гавань. Петровский парк. А в парке наизготовку военный оркестр. Такой встречей Иван Крузенштерн был бы доволен. Да и лейтенант Шмидт вряд ли был бы против.
Конкурс «Большая регата» проводился с сентября 2009 года по апрель 2010 Океанариумом Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга совместно с музеями и образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, среди которых Государственный музей Арктики и Антарктики, филиал Музея мирового Океана «Ледокол Красин», морской клуб «Юнга», Санкт-Петербургский музей хлеба, музей «Адмиралтейские верфи», мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 («Народоволец»). Конкурс посвящен морским путешествиям и великим географическим открытиям. Всего в «Большой регате» участвовали около 7000 человек.
P. S. Парус на корабле все же подняли. Пусть на уже пришвартованном, и только один, но - подняли.

Екатерина МАРКИНА
Фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru