Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 41 от 22 октября 2010 года

Вернуться к главному  
 

Точка зрения

Синдром позорянина

В старых теориях физики «эфиром» называлась особая сплошная среда, заполняющая мировое пространство. А древние греки думали, что эфир - это верхний лучезарный слой воздуха, служащий местожительством богов. В наше время эфиром называют теле- и радиовещание - увлекательное плавание на невидимых волнах, открытых более века назад преподавателем Минных офицерских классов в Кронштадте - Александром Степановичем Поповым. И так уж повелось, по древней традиции, что работники эфира узурпировали власть над обществом и заняли место богов в умах своих современников. Телевидение, радио, интернет не только сообщают о событиях и явлениях, происходящих в мире, но и интерпретируют их, рассказывают о «лучших и достойных» людях, которым мы, к примеру, должны отдавать свои голоса на выборах, они диктуют моду, судят нас за наши поступки, прививают вкусы, учат - жизни, любви, тому, как надо жениться, выходить замуж и даже как «поновить» надоевших супругов, короче - всему. Сейчас многие откровенно признаются в психологической зависимости от электронных носителей информации, и если лишить людей телевизора, радио, компьютера, телефона, то можно спровоцировать массовую депрессию, последствия которой - непредсказуемы.

Вездесущий эфир

Магнаты информационной индустрии денег для поиска сенсаций не жалеют: чем безумней добытые истории - тем они продажней.
Некоторое время назад я ездила в Москву на семинар, посвященный проблемам духовной деградации личности в современном мире. Первая новость, которую довелось услышать по радио еще в вагоне поезда при подъезде к столице, была исключительно в тему: некий китаец заключил официальный брак… с самим собой. На бракосочетании вместо невесты была представлена фотография, на которой жених был снят в белом платье, надетом прямо поверх свадебного костюма. Китайский менталитет всегда отличался причудливостью, вот и сегодня старый, как мир, эгоизм довершен жеманной прихотью героя сенсации. Тем не менее логика этого поступка вполне узнаваема, она в духе достижений «борьбы за свободу самовыражения» - сегодня это самый распространенный словесный трюизм. Что будет, к примеру, если обезумевший от любви к себе китаец однажды сойдется с женщиной, то есть изменит себе как супругу? Да, ничего. Адюльтер скандала не вызовет, никто не подаст на раздел имущества и тем более на алименты - их просто некому платить. Сбудется мечта всех влюбленных: «всюду быть неразлучными и умереть в один день».
Смешно это только на первый взгляд. Главный пафос эпатажного поступка заключается в свободе выбора современного человека - постулат, который гуманисты чеканят на своих идейных орденах.
Гуманизм возник пять веков назад как порождение антихристианской идеи. Гуманисты поставили своей целью перенять у христианства все добродетели, но исключить из сознания человека Бога. На его место они возвели «властелина мира» - человека, конечно, под трескотню фраз о вере в его светлый разум, благородство помыслов и стремление к нравственному совершенству.
Атомная бомба, сброшенная американцами 6 августа 1945 года на Хиросиму, показала всему миру, куда ведет гуманистическая мораль, ведь американцы заявляли, что «поучили» японцев для всеобщего блага и мира на земле. Казалось бы, после такого страшного урока человечество должно было опомниться и понять, кто прячется под маской гуманизма, так как из атомного гриба торчали не только рога и копыта, но был явлен и звериный оскал. Однако гуманизм объявил себя, по выражению Солженицына, «обещательным глобализмом». Мощный темп научно-технического прогресса в ХХ веке показал, что, земной шар не так уж велик, а его недра исчерпаемы. Перед человечеством встал вопрос о необходимости сократить свои потребности, но человек не хочет себя в чем-либо ограничивать. Так, обещательный гуманизм сменил ориентацию, став глобализмом «указующим» - на идею о золотом миллиарде достойных жизни. Гуманистам пока еще нужна либеральная маска, но она все чаще сбрасывается. Людей приучают к образу зверя, чтобы они не испугались антихриста, когда он явится и станет управляющим земли.
«Где у вас тут пропасть для свободных людей?» - спрашивал мудрец Эзоп в известном фильме и был готов отдать за свободу самое дорогое - свою жизнь. Эзоп, хоть и жил еще до Рождества Христова, но понимал свободу вполне по-христиански - как непрерывный духовный выбор между добром и злом. Чистая совесть была главным критерием. Он знал, что отступление от норм морали порабощает дух, а это для подлинно свободного человека хуже смерти.

Включите телевизор, и увидите, что скотство
поощряется, за него хорошо платят.

Сегодня средства массовой информации хором внушают нам, будто материальное благополучие - главная цель жизни. Эту идею в свое время успешно опроверг выдающийся русский социолог Питирим Сорокин, развенчавший миф о зависимости счастья от богатства и преуспеяния. С помощью банальной статистики Сорокин показал, что в наиболее благополучных в экономическом отношении странах наблюдается наибольшее число самоубийств. Таким образом, самая большая ценность - человеческая жизнь - почему-то отвергается сытыми и обеспеченными людьми. Дело в том, что человек духовен по определению, животное существование губительно для его души, а жизнь без идеала превращается в ад уже на земле. От такого «счастья» и лезут в петлю.
Современную Европу сотрясают взрывы народных волнений, даже стабильная Норвегия была охвачена бунтами, мы видели, что творилось не так давно в Греции. Стихия массовых бунтов опасней любых тайфунов. Зато наши либералы захлебываются от похвал «европейского свободомыслия». В чем еще оно выражается? Например, 17 декабря 2008 года - день празднования великомученицы Варвары, святой, которая прославилась целомудрием и верностью Богу, - был объявлен днем проституции. Интернет оповещал: «17 декабря мир будет отмечать день проституции, точнее, день защиты прав секс-работниц от насилия и жестокости. Знающие об этом люди выйдут на улицы с красными зонтиками над головой. Красный - цвет красоты, а зонт - символ сопротивления. Он символизирует защиту от жестокости по отношению к проституткам со стороны милиции, сутенеров, клиентов и общества…»
Как видим, сатана уже не рядится ни в какие одежды, не маскируется, ибо незачем: он легко вписывается в современный мир как «свой парень». Новые «герои» нашего времени настаивают на понимании свободы как узаконивании порока, для которого изобретаются различные имена, потому что нет ни одного греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями как «права человека и свобода». Пошлость стала огромным мировым фактором.
Помнит ли еще читатель, с чего начался наш разговор? С приезда в столицу. Вот сколько ассоциаций родилось из одного факта про китайское бракосочетание. А в день моего отъезда из Москвы я услышала по ТВ, что на карнавале в Бразилии раздали рекордное количество презервативов - 35 тысяч.
Как видим, все сенсации на одну и ту же больную тему. Современный мир действительно не здоров, он охвачен массовым психозом на сексуальной почве, потому что человек, имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей: самый грубых у одних и утонченных, завуалированных - у других. Сколько составлено мнимых теорий, чтобы утвердить грех как добродетель! Увы, фактором, усиливающим нездоровье общества, стало телевидение - самый мощный наркотик нашего времени, формирующий «синдром позорянина».


Телевизор порой смердит сильней отхожего места

Долг журналистов - возвышать

«Позорище», по Далю, то же, что и зрелище. Выходит, зритель - это «позорянин». В современном языке сохранился глагол «зырить» - «смотреть», который лингвисты относят, скорее, к диалектизмам. Так неожиданно открылось, что слова «позор» и «зритель» образованы от одного корня. Справедливо ли подобное родство? А вот позырим.
Если озвучить мысль православных старцев, что наш телевизор больше похож на икону беса, то сразу же услышишь возмущение адептов телевещания:
- Ну, началось! Давайте тогда от телефона откажемся, от автомобиля…
Ни за что! В автомобиле ездить не грешно, и телефон может быть полезен - вызвать врача, например. Телевидение тоже может приносить большую пользу, например, просветительскую и стать рупором добродетели, если его хозяева поставят такую цель. Но если проанализировать спектр российских телепередач, то создается удручающая картина: эфиром управляют толстосумы-развратники, диктующие «идеалы», которые, по мнению профессора философии и богословия А. И. Осипова, оскотинивают людей.
По ТВ довольно часто раздается вопрос, как изменилась жизнь в постсоветской России. Большинство людей отвечает: мы стали свободны. Что они подразумевают под свободой? Чаще всего говорят о свободе слова, а не о колбасе, к наличию которой все быстро привыкли. Людям нравится, что появилось множество разных телепрограмм и телеканалов, газет, журналов, что СМИ не навязывают единственно верный партийный взгляд на все явления жизни. Но это только одна сторона медали. Прошло определенное время, и детская радость при виде огромной витрины ярких товаров сменилась тоской по их эстетическому наполнению.
Сегодня можно констатировать, что духовное и нравственное здоровье наших современников серьезно повреждено, ибо древо узнается по плодам, а плоды… Включите телевизор, и увидите, что скотство поощряется, за него хорошо платят. Защитники «свободы» говорят: каждый волен нажать волшебную кнопку и выйти из программы, если она не нравится. В том-то и дело, что зачастую люди не в состоянии вырваться из плена низменных страстей. Еще Анна Ахматова говорила, что хорошие поступки совершать также трудно, как легко совершать плохие. Долг журналистов - возвышать, а не опускать нравственность общества. Древние римляне тоже добровольно ходили в Колизей смотреть гладиаторские бои или зрелища, где голодные львы рвали на части первых христиан. В человеке можно будить низменные инстинкты, но можно помочь ему устремляться к горнему. И как быть с детьми, которые именно запретное будут смотреть, и, не сомневайтесь, найдут способ провести «взросляков»?

Агрессия - герой нашего времени

Манера вещания в нынешнем эфире значительно отличается от той, что звучала еще лет 10 назад. Прислушайтесь к оценкам тех или иных событий, озвученных с экрана, и обратите внимание на преобладание прилагательных в превосходной степени. Навязчиво звучат эпитеты: «высочайшее», «глубочайшее», «колоссальнейшее», «изысканнейшее». И без нажима уже никак. Сказать о чем-то просто «хороший», значит, вообще ничего не сказать. Хороший - это, считай, никакой, не стоящий зрительского внимания. Почему-то вполне нормальные, даже заурядные вещи характеризуются ярчайшими эпитетами: «сумасшедший», «потрясающий», «невероятнейший», «фантастический».
Кажется, что телеведущие гораздо больше сосредоточены на своих эмоциях, нежели на объекте внимания, то есть на том, о чем идет речь в фильме или передаче. Но все не так просто. Эмоциональное усиление требуется для суггестии - внушения зрителям своих взглядов. Категоричность и императивность являются простейшими средствами воздействия на сознание обывателей. Один из актеров рассказывал, как его пригласили читать закадровый текст в одном фильме, и режиссер на озвучке постоянно кричал: «Мало агрессии! Нужно еще агрессивней!» В итоге артист отказался от этой работы. Именно агрессия стала закадровым героем нашего телеэкрана.
В одной из передач тележурналист прочел фразу из предисловия автора: «Читатель, если тебе не интересно, брось эту книгу и будь здоров». И далее он восторженно произнес: «Совершенно невероятный текст!» Кто объяснит, что в этом предложении невероятного?
В фильме о А. И. Солженицыне рассказывалось о вручении писателю Нобелевской премии. Александр Исаевич по окончании церемонии сказал, что во время действа его не покидала мысль: «Неужели ради всего этого я бы оставил свою семью, детей, жену?» Журналистка, комментируя его слова, воскликнула «Поразительная, парадоксальная мысль!» Но что парадоксального в том, что человек предпочел земной славе и деньгам любовь к своим близким? Гораздо удивительней, что журналистку это шокировало.


Именно агрессия стала закадровым героем нашего телеэкрана

Теледемоны

Наш эфир переполнен передачами оккультного характера, и никого это не возмущает. Общению с демонами ныне профессионально учат с экрана телевизора, что вредит духовному и душевному здоровью миллионов людей. «Черная магия» подается как таинственная и привлекательная способность отдельных уникумов заглядывать в потусторонний мир. О бесовщине обычно умалчивается, а на поверхности - «удивительное и невероятное», способное прельстить духовно невежественных зрителей и, добавим, нанести чудовищный вред их здоровью. «Прогресс» наметился и тут: появились откровенно демонические передачи, например «Битва экстрасенсов», где прямо говорится об инфернальной природе всех этих «ясновидящих». Комментируя происходящее, ведущий называет все своими именами: «Потомственная ведьма, совещаясь с духами, ведет нас к месту трагедии».
Так зрителей приучают к мысли, что с нечистой силой можно сотрудничать.
Некая мадам весной вещала по телеку о жизни домовых. Оказывается, если с домовым общаться культурно, то он «никогда не обидит и поможет вычистить мелкий энергетический мусор». Можно ли увидеть домового? Женщина уверяла, что ничего нет проще: «В пасхальную (!) ночь надо надеть на себя лошадиную голову и встать между двумя лошадьми… Домовой, как правило, появляется в виде старичка ростом с полено, заросшего с ног до головы седой шерстью…» В общем, понятно, кто является учительнице «домоводства». Далее она вещала: «Домовой душит неприятных вам гостей, их начинает все раздражать в вашем доме, и они уходят. Но если вы будете часто энергетически чистить свою квартиру, то домовой сам уйдет из такого дома». Под «энергетической чисткой» подразумевалось освящение жилища крещенской водой. Любой христианин знает, что благодать, исходящая от святыни, опаляет бесов, поэтому они и бегут от нее.
Другая телеведьма совершенно серьезно советовала: «Закрывайте крышку унитаза, чтобы деньги из дома не уходили!» Представляю, сколько телезрителей кинулись в сортир, спасать нажитое «добро». И все это показывают по Центральному телевидению!
Работники эфира невольно (или вольно?) проговариваются об иерархии своих ценностей, стараясь поделиться ими со зрителями. Обратите внимание, какое огромное место в эфирном пространстве занимают кулинарные передачи, просто какой-то жрачный бум. Гастрономическим изыскам обучают самые рейтинговые ведущие, формируя, как мы уже говорили, приоритет ценностей. Чего стоят названия телепередач – «Мир в твоей тарелке», «Счастье есть!» Стоит ли стремиться к большему счастью, если в тарелке с едой заключен целый мир?
Логичны и последствия кулинарного бума: в эфире начали отводить исключительное место сортиру. В программе «Пока все дома» известный сатирик, когда его попросили показать квартиру, с пафосом начал демонстрацию своего жилища с туалета, который, по его заказу, отделан с тщанием ювелира. «Потому что это - главное!» - заявил юморист без тени юмора.
Увы, телевизор порой смердит сильней отхожего места, а чтобы не так заметно было, народ постоянно отвлекают шутники в масках клоунов. Эфир захлебывается от хохота при обилии веселящих - «легион им имя» (Лк. 8, 30). От всеобщего ржания веет обыкновенным скотством, поскольку почти весь юмор ниже пояса, но даже людей старшего поколения это не оскорбляет. О правилах хорошего тона и подавно говорить не приходится - сочтут за идиота. Интеллектуалы сошлются на Бахтина, дескать, «низовая смеховая культура»! Однако в данном словосочетании ключевое слово все-таки «низовая», а все, что ниже пояса, сроду не выпячивали на всеобщее обозрение.
Сами телевизионщики признаются, что затронуть зрителя на уровне физиологии профессионалу, в общем-то, не составляет труда. К примеру, снимать ужасы - это простой и доступный ход, наверное, именно поэтому натуралистические кровавые сцены изобилуют во всех криминальных хрониках и художественных кинолентах последних лет.
Сравнительно недавно в эфир запущен невероятно гнусный проект, в основе которого лежит вуайеризм - подглядывания за интимными сценами. Слежка, по заказу ревнивых и обманутых супругов и просто любовников ведется вполне официально. Раньше подглядывали через замочную скважину, теперь - с помощью скрытых видеокамер. Нас приучают к мысли, что для изобличения неверности все средства хороши. Как правило, сыщики предъявляют доказательства супружеских измен - сцены интимной близости выслеженных любовников. Причем предъявляются оные не только заказчику, а на всеобщее обозрение. Вот оно - «хотим зрелищ!» Еще ужасней демонстрация реакции на увиденное обманутых супругов: их нервная брань, драки, угрозы, изобилующие нецензурными выражениями. Новые «знатоки», ведущие слежку за любовниками, пытаются казаться культурными людьми, они сочувственно кивают головами, выкладывая факты своим наемникам, а на деле их цинизм бесчеловечен. Вы спросите: сами-то наемники чем лучше? Не лучше, но несчастней. Ведь всегда считалось позором наживаться на чужой беде.
Или вот еще передачка «Самое смешное видео», где, по выражению ее создателей, «участвуют самые чокнутые». Тут показывают сюжеты, в которых телекамера застигает человек в нелучших жизненных ситуациях, например, если во время танцев у кого-то «нечаянно» спадут штаны. При этом все должны хохотать до упаду, о чем подсказывает озвученное массовое ржание. К такому же разряду юмора относится передача «Голые и смешные».
Все это давно придумано на Западе, а наши телемонстры, лишь кинулись вслед, «задрав штаны», так как все это Западом же и оплачено, ибо входит в программу разрушения великой страны с помощью низложения нравственности.

Светлана ВЯТКИНА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru