Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 45 от 19 ноября 2010 года

Вернуться к главному  
 

Точка зрения

Светлану ВЯТКИНУ внимательные читатели «КВ» хорошо знают материалы с ее подписью, опубликованные на страницах нашей газеты, как правило, находят отклик у читателей, а порой и вызывают оживленные дискуссии (так, например, было с публикацией «Что познерам хорошо, то нам смерть»). Светлана - православный журналист, живет в Перми, но очень любит наш город - город святого праведного Иоанна Кронштадтского, и не раз здесь бывала. А еще она давний друг «Кронштадтского вестника», и с 2010 года - обозреватель «КВ». Обычно мы просим нашего пермского автора написать материал на ту или иную общественно-значимую тему, вызвавшую резонанс, интересную для всех россиян, в том числе и кронштадтцев. Но в этот раз все было по-другому. Светлана сама попросила опубликовать в «КВ» ее статью - на тему, которая очень волнует всех пермяков, болеющих за культуру и историческое наследие родного города. Благо тема эта непосредственно связана с Санкт-Петербургом.

Пермь град - Петербургу брат

Пермь и Петербург давным-давно связаны историческими нитями. Например, знаменитый Кировский балет был эвакуирован в Пермь во время Второй мировой войны, в результате чего в искусстве возникло уникальное явление - пермский балет. Еще раньше на берегах Невы творил выдающийся архитектор, живописец, академик Андрей Никифорович Воронихин, выходец из пермских вотчин графа А. С. Строганова. Шедевры Воронихина по сей день украшают и пермскую землю, и северную столицу, особенно знаменит собор в честь Казанской иконы Божией Матери. В числе других его работ: дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске. Ныне Пермь и Питер снова братаются на поприще культуры: в июне этого года заключен альянс «Санкт-Петербург-Пермь», предполагающий творческое сотрудничество двух городов.

Красные челы

Шестого ноября сего года в Санкт-Петербурге высадился так называемый «пермский десант»: театры, несколько выставок, выступление музыкантов. В Петербург из Перми на время переехали и нашумевшие в Прикамье «красные человечки». В Питере их можно увидеть на территории Центра современного искусства имени Курехина.
Теперь о главном. В связи с тем, что «красные человечки» (или «челы», как прозвала их молодежь) сделаны питерскими художниками, то у нас большая просьба к Петербургу: оставьте их по-братски себе! Наши жители отказывают им в прописке. Заметим, что кроме красных была еще группа зеленых человечков, - их тоже народ закидал пластиковыми бутылками и сломал. Правда, не всех, а только тех, что стояли на земле, то есть до чего смогли дотянуться.
Не стоит думать, что на Западном Урале живут дикари, не разбирающиеся в новых веяниях искусства. Просто в последние годы нам обычно все дарят, по пословице «на, Боже, что мне не гоже». Короче говоря, 4 октября 2010 года «красные деревянные человечки», установленные на площади у Законодательного собрания Пермского края, подверглись атаке неизвестных. Простояли они меньше месяца.
Объясним, «красные человечки» - это инсталляция питерской арт-группы Professors (художник и дизайнер Андрей Люблинский). Фигуры появились у Законодательного собрания Пермского края в начале сентября 2010 года и вызвали негативную реакцию жителей города. Лидер местных единороссов Геннадий Тушнолобов заявил тогда, что ему в приемную поступило несколько десятков матерных звонков от избирателей с вопросами «Что это, собственно, такое?»
Наверное, необходимо подробнее освятить культурную ситуацию в Перми. Несколько лет назад краевой министр культуры Борис Мильграм пригласил в Пермь галериста Марата Гельмана. Ничтоже сумняшеся они назвали наш город «культурной столицей Европы» и начали печь новые проекты, как пироги в печке. И понеслось…
Чего стоят выставки «Русское бедное» и «Евангельский проект». Последняя - завуалированное глумление над христианством. Авторы экспозиции - Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева в анонсе писали, что выставка «Евангельский проект» представляет «актуализацию новозаветных текстов посредством фотографий современных событий». Подобные высказывания невежественны и кощунственны по определению, поскольку говорить, что Святое Евангелие неактуально, по меньшей мере, некорректно. Это - богодухновенная книга и откровение Божие. Так что в словах Тимофеевой, что-де «мы хотели освежить взгляд на Евангелие» - слышится дикость язычницы, так и не дотянувшейся до высоты Православия.

О вкусах спорят

Недовольство пермской интеллигенции «проектами» творческого тандема Мильграм-Гельман стало темой нескольких передач на Центральном телевидении. В одной из программ показали ролик с анализом ситуации в Перми. Закадровый голос поведал, что в наши дни происходит превращение «тупика горно-заводской цивилизации в культурную столицу Европы». Подобная оценка нашего города может восприниматься пермяками только как оскорбление. И избави нас Бог от имиджа нью-васюков!
Уж не знаю, за какие грехи в Перми устроили экспериментальную площадку для тех, кому отказано «проявить размах» в столицах. «В Москве действительно невозможно сделать ничего нестандартного!» - кричал один из поклонников гельмано-мильграмовских прожектов во время теледебатов. Выходит, нашу многострадальную Пермь избрали «культурным» полигоном для амбиций заезжих культуртрегеров.
Как известно, о вкусах спорят. В интервью о положении дел в Москве Гельман сказал: «У Лужкова плохой вкус. Может быть, у мэра Нью-Йорка тоже плохой вкус, но мы об этом не узнаем, пока не увидим его спальню». Но и у г-на Гельмана плохой вкус! Это тоже легко понять, не заходя в его спальню. В качестве примера Пермь предъявляет выставки «Русское бедное», «Евангельский проект», мазню на здании бывшей семинарии, а также пресловутых «красных человечков».
К сожалению, Гельмана поддерживают пермские власти, в частности краевой министр культуры. Журналисты спросили Бориса Мильграма: зачем красные человечки пермякам и что они означают? Он ответил: «Да ничего. Просто художник предложил это сделать. Это его воображение. Нам показалась его идея интересной. Это просто арт-объект. Это есть во многих странах. В одной стране, к примеру, я вышел на балкон, смотрю - напротив на балконе вроде люди, но почему-то они не двигаются. Оказалось, это просто такой арт-объект…»
Аргументация - слабее некуда. Особенно касательно того, что подобных «арт-объектов» везде навалом. В чем же тогда пресловутая оригинальность? Нам предлагают шаблон и маркер - символы ширпотреба. В Чикаго, к примеру, в City Hall Park есть скульптуры «уродцев», есть даже памятник гомосексуалистам - и что? Мало ли что где есть. «Вот, говорят, у эскимоса есть поцелуй посредством носа, но это к нам не привилось…»
Главная претензия к «арт-объектам», ввезенным в Пермь Гельманом-Мильграмом, в их несоответствии культурному менталитету: традициям, ландшафту, стилю, художественному языку - той матрице, которая не только в плоти и крови, но в духе пермского характера. Само собой, что новое искусство должно быть преобразовано временем и гением художника, главное, чтобы оно не отторгалось от организма как чужая клетка, а узнавалось как тайный код. И пока это не произойдет, мы будем воспринимать экспериментаторов только в как насильников и будем бороться с игом современных арт-кочевников.

«Vox populi - vox Déi»

Здесь хотелось бы поговорить о проблемах уличного дизайна современных городов. Например, о том, что в наше время города России оскверняет армия вандалов, именующих себя «граффитистами» или «райтерами». Уличные хулиганы пачкают каракулями все без разбора, но главная их страсть - нанести почеркушки на самые красивые здания и только-только отреставрированные стены домов.
И эта беда - еще полбеды. В Перми художникам-граффитистам хватило дерзости нанести неуместные рисунки на здание, соседствующее с кафедральным Спасо-Преображенским собором, являющимся памятником истории. До революции в нем находилась Духовная семинария, внутри имелся домовый храм во имя апостола Иоанна Богослова.
Так, на фасаде одного из лучших городских зданий появились якобы античные боги высотой в четыре этажа, в ногах которых путаются какие-то черные человечки. Последовал незамедлительный отклик журналистов: «Угроза уличных художников из арт-группы «ZUK Сlub» осуществилась. Четыре черно-белых силуэта, изображенных по всей высоте стены, могут испугать неподготовленного к восприятию абсурда прохожего. Вокруг богов (у обоих Зевсов вместо лиц - покрытые рябью телеэкраны) беспорядочно суетятся многочисленные фигурки безликих менеджеров в черных пиджаках…»
Один из исполнителей рисунков Сергей Овсейкин пояснил замысел: «Основная задача перед нами стояла: убрать разбитый фасад, чтобы он не смотрелся так страшно». Новоявленным ушкуйникам невдомек, что «страшно» выглядит фасад именно теперь - когда его расписали по типу блатных татуировок - «век Зевса не забуду».
Больше всего возмущает абсолютное нежелание гастролеров-художников и их покровителей услышать глас народа, тот самый «vox populi», который как раз в античные времена называли гласом Божиим.
Известный русский поэт и искусствовед Юрий Кублановский сказал: «Я убежден, что так называемое актуальное искусство, следующая ступень постмодернизма, - это новая ступень дехристианизации искусства, а, следовательно, его деградации… Сначала ушла фигуративная живопись, до этого ушла тема с большой буквы, потом ушел человек, потом ушел предмет, а за ним живопись вообще - ничего не осталось. Не осталось от искусства даже эстетического феномена, только какие-то более или менее остроумные задумки, нередко кощунственные. В общем, печальная картина, которая именно в силу своей визуальности ярко свидетельствует о том упадке культуры в современной цивилизации, которая сейчас на лицо, разумеется, не только в России, но и во всей Европе, и за океаном».
Стиль граффити возник в незапамятные времена как самоделкинские рисунки на заборах, стенах домов, школьных партах, а ныне даже на автомобилях. Так, любой автограф типа «здесь был Вася» тянет на принадлежность к жанру.
В наши дни эстетика и приемы граффити используются в рекламе, дизайне, видео, выставки граффити проводятся даже в официальных учреждениях культуры. И все же гораздо чаще деятельность художников улицы оценивается как хулиганство и проявление вандализма, которое во многих странах мира преследуется законом.
Наши города буквально изнемогают от всей этой пачкотни. Только построят где-либо дом или отремонтируют фасад офиса, магазина, школы - любого здания, как со скоростью навозной мухи оно будет обезображено кривыми каракулями. Бороться с данным явлением сложно, ибо в мире наблюдается пандемия варварства, заразившая в первую очередь молодежь. А варварство, как известно, - главный враг творчества, из варварства рождаются произвол, бездуховность, пошлость.
И все же власти некоторых государств объявили райтерству войну. Например, в 90-е годы в Хельсинки полиция начала арестовывать граффитистов и заставлять их выплачивать большие денежные штрафы за осквернение общественной и частной собственности.
Австралийский психиатр Грэм Мартин из университета Квинсленда, обследовав более 2600 подростков, пришел к неутешительным выводам: райтеры страдают расстройством психики, а нарушение норм поведения свидетельствует об антисоциальном настрое и возможности совершения преступлений в будущем. Также выяснилось, что граффитисты, как правило, часто плохо учатся, употребляют наркотики, склонны к депрессии, страдают от фобий и больше думают о самоубийстве.

Гуманист

Мало нам своих озорников, так в рамках какого-то там культурного просветительства, пригласили иностранного «арт-хулигана» Эвана Рота - учить нашу молодежь «искусству». Объявления, развешанные преимущественно в учебных заведениях, гласили:
«В Пермь на целых пять дней приезжает Эван Рот, всемирно известный стрит-арт-художник, исследователь граффити, арт-хулиган, оппозиционер, первооткрыватель новой эры в стрит-арте и просто гений, умеющий работать на стыке несочетаемого: высоких технологий и уличного искусства».
На лекцию в политехническом Университете привели студентов, изучающих рекламный бизнес. Пока народ рассаживался, «просто гений» предложил посмотреть видеоролик. «Немного анимации для веселья», - перевела девушка-переводчица его реплику. Под ритмичную музыку был показан мелькающий поток картинок, где присутствовали и юмор, и агрессия, и непристойности, и цинизм. Само собой, фиксация делалась в основном на то, что находится у человека ниже пояса.
Эван Рот оказался молодым худощавым мужчиной 32-х лет, прическа - короткий рыжий ежик, на лице - небольшая бородка, одет в черную облегающую толстовку и джинсы. Сказал, что родом из США, но живет в Париже, раньше служил в архитектурной фирме, пока не заинтересовался «работами с открытыми ресурсами свободной культуры». На это его подвигла скука на работе, являющаяся, по утверждению Рота, обычным явлением современной жизни. Он занялся искусством, которое ему кажется веселым, появилось много друзей. «Я заинтересован в активизме, особенно тех, кто занят трудом», заявил Эван и для примера рассказал об одном «смешном» проекте. Идея была проста: забрать на почте в США стикеры (наклейки, этикетки), что-то там рекламирующие, нанести на них мелким шрифтом слоган, скажем, что-нибудь против политики президента, а затем вернуть стикеры на почту. Все это, естественно, надо проделать незаметно.
«Вы видите, насколько мала интервенция - всего одна строка мелким почерком!», - объяснял Рот. - Художник вносит минимальный вклад и получает максимальный эффект». Аудиторию данный эпизод не потряс, по крайней мере, хохота не было слышно. Я вспомнила, как у нас в школе пацаны стащили у всего класса дневники и в каждом написали: «Уважаемые родители, дирекция школы выражает вам благодарность за хорошее воспитание вашего ребенка». Авторам проделки, конечно, досталось от учителей, но и одноклассники отнеслись к шутке по-разному, многим она не понравилась - возмутило покушение на частную «территорию» дневника и вмешательство в личные семейные отношения. И это было придумано задолго до интервенции Эвана!
Другой проект, изобретенный гением Рота, решал уже прикладную задачу: «Как остановить тех придурков, которые откидываются на спинках кресел в самолете?» Ответ: надо связать подлокотники двух кресел скотчем! Веселуха? Но многие слушатели, по-моему, даже не поняли, в чем тут шутка юмора. Заметим, что все эти шалости докладчик называл «искусством». Он говорил: «Для нашего искусства можно использовать самые простые вещи и средства, которыми мы пользуемся каждый день. Художник просто взламывает городской код».
Особое место в выступлении гостя заняла тема граффити, зародившегося в Нью-Йорке и распространившегося по всему свету. Эвану это нравится: «Идея свободного искусства переросла в целое массовое движение, причем это движение без денег, структуры, иерархии». Так и подмывало выкрикнуть: «Да здравствует анархия - мать порядка!»
Больше всего удивляло то, что проблема века для нашего креативного гостя заключается в вопросе: как сделать такое искусство, чтобы было весело? Психиатры считают, что желание постоянно и даже часто хохотать не назовешь здоровым. В его рассказах-показах пугал необъяснимый инфантилизм взрослых мужчин. К примеру, запомнилось предложение культурно «взломать» интернет-портал «Google», не трогая системный код программы. С какой целью? Опять же, чтобы было смешно, ведь «чем смешнее, тем лучше». Для чего столько веселья? Дык скучно ж работать!
Вообще-то, глядя на Эвана, трудно заподозрить в нем кураж коверного клоуна. Разве что рыжий. А так вполне прагматичная внешность представителя компьютерного поколения. Маэстро показал несколько видеосюжетов. Например, про розыгрыш «гугловцев».
Оказывается, работники портала «Google» во время пиар-кампании проводили акцию: на крышу легкового авто на штативах установили видеокамеру и монитор, украсили их рекламными надписями, а затем этот «Google»-мобиль разъезжал по городу - довольно традиционный вид рекламы. Что же придумали арт-хулиганы? Они поставили на машину раму от велосипеда, на картонной коробке нарисовали такой же как у «гугла» монитор и прикрепили к раме, то есть сотворили копию фирменного автомобиля, на котором раскатывали по Берлину. Многие принимали лже-гугл за «Google» и те, кто не любят этот портал, ругались им вслед. В этом вся фишка.
Проявление скрытой агрессии в лексике гостя плохо сочетались с его внешним обликом и манерами. Он казался спокойным, даже меланхоличным, а ключевые слова его идей: «взломать» да «взорвать». В середине лекции на его майке вдруг засветились разноцветные буквы, очевидно, это был взрыв-сюрприз от Эвана, но реакции публики и тут не последовало.
Далее Эван рассказал, что на волне основных тенденций в мире граффити появился новый жанр - light painting, что в переводе с английского - «рисование светом». Он даже показал, как рисовать теги в компьютере и проецировать рисунки на стены зданий, а вечером того же дня обещал продемонстрировать свое искусство на практике.
Было уже темно, когда я приехала к университету. Напротив главного корпуса политеха уже установили навес. Внутри палатки сидел Эван перед мониторами ноутбуков в шерстяной шапочке, куртке и перчатках - не май месяц. Играла музыка, светили прожектора, варился кофе в специальном аппарате. Собралось человек пять зрителей, да еще на остановке постоянно кто-то стоял, дожидаясь автобуса. Через полчаса подошли еще человек десять. Пора было начинать мастер-класс, но выждали еще какое-то время. Вскоре стало понятно, что промедление опасно, так как и те 15 зевак, что топтались возле «кофе-сити», могут уйти. И вот началось: по всему зданию замелькали, как в видеоклипе, все те же теги-закорючки, что и на стенах наших домов, правда, выписанные более твердой рукой. Эта живопись не впечатляла и не поражала воображение талантом, зато успокаивало, что Рот рисовал всего лишь световыми линиями, не оставляющими следов на стенах. Все же, по сравнению с нашими хулиганами, он - гуманист.
По слухам, у маэстро были сложности с ФСБ на получение визы в Россию из-за его скандальной репутации. Но, честно говоря, к Эвану Роту у меня претензий нет. Какой с него спрос! Раз предлагают да еще деньги платят, то почему бы не потусить по большой стране? Вопрос, скорее, к властям: нам своих хулиганов мало?

Заключение

Сделав столь замысловатую петлю в разговоре об уличном дизайне больших городов, вернемся к «красному террору» деревянных человечков, создание которых ассоциируется с искусством «в коротких штанишках». Судите сами: рисунки на стене бывшей семинарии - в технике «каляки-маляки». «Красные челы» напоминают игру в кубики. И сам автор, Андрей Люблинский, это подтвердил: «Нам показалось интересным сделать конструктор из 13 брусочков, и эти 13 брусочков складываются в достаточно яркого персонажа. Нам вообще интересны игры и игрушки. Красный человек - это тоже игрушка…»
Все это «бедное инфантильное» порождает кучу вопросов. Находятся ли в диалоге с жителями городов сегодняшние экспериментаторы? Почему почти все идеи экстраполируются на несовершеннолетнюю аудиторию? Разве жители мегаполисов состоят из одних подростков? И следует ли воспринимать все эти «проекты» как гормональные бури, вследствие которых на городских щеках и проявляются прыщи «модерна»? Будем ждать пока «ребята» повзрослеют, а до той поры - комплексовать и пудрить?

Светлана ВЯТКИНА

 

Граффити на Котлине

Материал Светланы Вяткиной подтолкнул нас поразмышлять о том, насколько коронный город Кронштадт страдает от стихийно возникающего уличного искусства - граффити. В группе «Газета «Кронштадтский вестник» в «ВКонтакте» специально для этого создан альбом, куда вы можете выложить фото настенных рисунков, зацепивших лично вас. Давайте вместе подумаем, к лицу ли они нашему городу.

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru