|
Читатели обратились в газету
|
Отсель встречать мы будем шведа
Памятник Петру I работы Церетели предлагают перенести из Москвы в Кронштадт
Автор проекта убежден: исполинская статуя человека, прорубившего окно в Европу, основателя Санкт-Петербурга и Кронштадта, создателя Российского флота достойна лучшей участи, нежели служить объектом насмешек.
«Лик его ужасен. Он прекрасен!»
Справка: Бронзовый памятник Петру, который официально называется «В ознаменование 300-летия Российского флота», был воздвигнут в 1997 году по заказу правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала, напротив Центрального Дома художников. Высота монумента 96 метров. Это самый высокий памятник в России.
К гигантским архитектурным формам Церетели, которые одна за другой с одобрения московского мэра вырастали в разных концах Первопрестольной, отношение всегда было сложным. Автора упрекали в отсутствии вкуса, чувства меры и совести. После того, как Юрий Лужков впал в немилость, был отправлен в отставку и уехал из Москвы, стали раздаваться пожелания, чтобы следом за опальным градоначальником отправились бы церетелиевские монументы. Выразителем этих мнений стал заместитель столичного мэра Владимир Ресин: он предложил для начала убрать памятник Петру с берегов Москвы-реки в «другое место».
Интернет-сообщество немедленно отреагировало на предложение дискуссией на тему, что это может быть за место. Согласно опросу, безусловным лидером в списке предлагаемых лучших мест стала плавильная печь (35%). Следом идет дача Лужкова (21%). Третьим в списке город Санкт-Петербург (6%). Отдельные голоса предлагали также отправить памятник в Австрию, где живет сейчас Юрий Лужков с женой Еленой Батуриной или на родину скульптора в Грузию.
Из истории монумента: Первоначально Зураб Церетели делал памятник Христофору Колумбу. В канун 500-летия открытия Нового Света он предлагал его США, Испании и странам Латинской Америки. Все отказались. Впоследствии Колумб был переработан в Петра.
Ринат Ситдиков: - Вот здесь Петру I - самое место
«Назло надменному соседу»
Большое видится на расстоянии. Коренной кронштадтец, окончивший в 1954-м году школу 425 имени академика Петра Капицы, а в 1960-м Ленинградский политехнический институт, Ринат Хабибович Ситдиков убежден, что памятник Петру сам по себе не плох. Проблема не в памятнике, а в том, что он крайне неудачно вписан в городскую среду. Устье Москвы-реки - явно не тот масштаб, в котором можно разглядеть монументальность авторского замысла. Другое дело просторы Балтики: там церетелиевский Петр смотрелся бы совершенно иначе. Морские мотивы, которых, как принято считать, в памятнике - явный избыток, и которые дико, как опять же принято считать, наблюдать в сердце Москвы, будут вполне уместны среди волн. Поскольку москвичи на «Петра» ополчились, Ринат Хабибович предлагает перевезти статую в Кронштадт и установить в акватории Финского залива, возле судопропускного узла С-1, на южной оконечности дамбы. Как инженер, Ринат Хабибович может оценить уникальность и технологическую мощь объекта С-1, и убежден, что столь же мощный в своем роде монумент, подчеркнет и выявит ее.
Справка: Технические характеристики судопропускного сооружения С-1: длина канала - 273 метра, ширина фарватера - 200 метров, глубина - 16 метров. Предназначено для круглогодичного прохождения судов с осадкой 12 метров и водоизмещением до 120 тысяч тонн. Его размеры позволяют пропускать авианосец «Адмирал Кузнецов» и круизный лайнер «Королева Елизавета».
Судопропускной узел С-1
Место оправдано не только географически, но и исторически, считает Ринат Хабибович.
Фигура Петра возле судопропускного узла будет лучшей иллюстрацией, наглядным напоминанием об историческом факте «открытия окна в Европу». Всякий раз, когда будут открываться створки, чтобы освободить путь кораблю, это можно будет расценивать как символическое «открытие».
На высоте 70-80 метров над уровнем моря можно оборудовать обзорную площадку, с которой будет открываться панорама острова Котлин, дамбы и фортификационных сооружений. Среди туристов, которые прибывают в Петербург морским путем через Кронштадт на круизных теплоходах, несомненно, найдутся желающие увидеть это зрелище. Возможно, следующим шагом станет создание военно-мемориального комплекса «Кронштадтская цитадель». На монументе можно установить сигнальные устройства, превратив его в подобие маяка. Сигнальные огни позволят обеспечить безопасность судовождения в темное время суток. Масштабных земляных и бетонных работ по созданию надежного фундамента не понадобится: памятник можно установить на осушенных территориях, которые примыкают непосредственно к дамбе. Соответственно, не возникнет необходимости в больших капиталовложениях. Транпортировка также технически достаточно проста: церетелиевский «Петр Первый» не монолит, его можно разобрать на блоки и везти в Кронштадт прямым водным путем, через канал «Москва-Волга» и далее по Неве.
В 2013-м году в Кронштадте после реставрации откроют Морской собор. Событие приурочено к 100-летию освящения Храма и 400-летию Дома Романовых. В этом контексте появление памятника одному из Романовых вполне уместно и оправдано, считает Ринат Хабибович.
Независимо от Рината Ситдикова, к идее дать приют опальному московскому «Петру» пришли некоторые кронштадтцы, среди них Герман Михайлович Дараган. Он предлагает поставить монумент на форту Константин.
Комментируя предложение Владимира Ресина о переносе «Петра», министр культуры Александр Авдеев заявил, что судьбу монумента должны решать москвичи. «Надо полагаться на мнение общественности. Что лично я думаю об этой скульптуре, говорить не буду», - сказал министр.
Справка: Перенос церетелиевского Петра обошелся бы бюджету города Москвы в миллиард рублей. Об этом заявил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.
Из реплик на интернет-форумах, где обсуждается ситуация с переносом памятника:
«Пилите, пилите! Они (памятники Церетели) золотые».
«Любой каприз за наши деньги».
Из Пушкина: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн. И вдаль глядел».
Екатерина МАРКИНА
Что вы, дорогие читатели, думаете по поводу предложения нашего земляка? Перевешивает ли масштаб личности Царя-реформатора спорные достоинства творения Церетели, и способны ли просторы Балтики стать фоном, который оттенит то хорошее, что в памятнике есть. Наверное.
|