Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 49 от 17 декабря 2010 года

Вернуться к главному  
 

Театру Балтийского флота 80 лет!

Накануне своего 80-летнего юбилея Театр Балтийского флота порадовал зрителей премьерой - «Женщины без границ» Юрия Полякова. Светлана Соловьёва сыграла самый мистический персонаж в этой «мистической комедии». «Кронштадтский вестник» заглянул в гримёрку к актрисе, посмотрел премьеру и пролистал пожелтевшие от времени газетные полосы с рецензиями на спектакли ТБФ разных лет.

Актерам браво! Зрители кричат «бис!»

Для большого театрального мира Драматический театр Балтийского флота, отмечающий 18 декабря 2010 года свое 80-летие, интересен прежде всего легендарной историей. Для кронштадтской публики, дистанцированной от ближайших питерских театров, важна современность - каждую премьеру здесь ждут и встречают овацией. В прошлую субботу здесь снова был аншлаг.

Премьера

С аншлагами обычно проходят премьеры всех спектаклей ТБФ. А в сегодняшнем репертуаре театра: классика (комедия современника Шекспира - Бена Джонсона «Вольпоне»), военная драма (эпические истории Бориса Вахтина «Синяя-синяя речка» и «Мы все и Надежда»), гротесковые комедии Валентина Красногорова, Любови Разумовской, а также сказки для маленьких и... больших. Ведь что такое «мистическая комедия» Юрия Полякова «Женщины без границ»? Это сказка для взрослых: с препятствиями на пути у главных героев, с превращениями, разоблачениями и обязательно хорошим концом. Причем это самая современная комедия в репертуаре театра, принадлежащая к тому же перу одного из самых читаемых авторов.
Юрий Поляков - ныне главный редактор «Литературной газеты», культовая фигура времен «перестройки», смелый и острый прозаик, ироничный драматург, мастер динамичных сюжетных построений, ярких психологических характеристик и точных определений, многие из которых легко превращаются в крылатые фразы.
«Женщины без границ» - о том, что получается из романтического свидания, если влюбленные хоть на минуточку отвлекуться друг от друга и вспомнят маму, покойную жену, любовницу, первого мужчину, начальницу... Те, о ком вспомнили, тут же появляются и начинают активно вмешиваться, тянуть одеяло в свою сторону. Кстати, никакого одеяла и прочего милого антуража, положенного спектаклю про любовь, здесь нет. Нет даже привычного абажура и традиционного ковра! Режиссер Юрий Николаев и художник Валерий Полуновский старались увести зрителей от буквальной и пошлой иллюстрации, переведя сценическое действие в некий абстракный план. На сцене голая деревянная кровать на колесиках, хаотично расставленные по планшету стулья, прозрачные ширмы. И только белая простыня-занавес да большие репродукции чувственных картин Климта на заднем плане отсылают зрителя к главной теме спектакля: неотделимости греха от любви и любви от греха. Уделяя большое внимание сексуальным проблемам своих героев, Поляков никогда не переступает грань, отделяющую откровенность от непристойности...
Похоже, эта постановка будет пользоваться особым успехом у кронштадтских влюбленных всех возрастов. А значит, в зрительном зале наконец-то будет поровну мужчин и женщин. Как на сцене.

Слово зрителям

Алексей Анатольевич с супругой:
- Мы сюда ходим всей семьей: я, супруга и взрослый сын с друзьями. Считаем, что театру необходимо расширить зрительный зал и поставить более удобные кресла. Театралов в Кронштадте гораздо больше, чем то количество, которое сюда может поместиться. Просто они не знают о театре - надо больше афиш клеить, анонсировать, рекламировать театр. Ведь он - самое достойное явление культуры в Кронштадте, больше-то у нас и нет ничего. Так что к актерам у нас претензий нет, только к администраторам...
Дина Павловна, пенсионерка:
- Мы с приятельницами ходим сюда с самого открытия. Раньше не было фойе, и зрители заходили с лестницы прямо в зал... Спектакли очень нравятся. Дома я все программки сохраняю. Имена любимых актеров помню. Особенно люблю, как играет Алексей Милков и Федор Копосов. А когда смотрела «Все мои сыновья», даже плакала. Для нас, пожилых кронштадтцев, театр - такая отдушина! Нам есть куда пойти. В день юбилея хочу пожелать театру творческих удач, и чтобы зрителей было побольше. Вот сегодня аншлаг, и я с радостью замечаю, что многие пришли с цветами, несмотря на снег за окном. Это правильно, нам надо учиться благодарить артистов - приходить с цветами и при параде.
Евгений Михалёв:
- Для кронштадтского зрителя театр дорог своей душевной обстановкой. Актеры здесь играют прямо перед тобой. Они постоянно в контакте со зрителем. А потому все спектакли проходят на «ура». В питерских театрах, если ты, конечно, не сидишь в первом ряду, ничего такого нет.
Елена с мужем Андреем:
- Мы второй раз в этом театре. Очень нравится обстановка, камерность нравится. По сравнению с питерскими театрами, куда мы довольно часто ездим, наш театр подкупает радушием. Приятно, когда директор театра встречает зрителей у входа улыбкой, а потом сам носит из фойе стулья, чтобы посадить всех желающих. В антракте здесь угощают бесплатно горячим чаем - где вы еще такой прием встретите?

Поздравляю творческий коллектив Драматического театра
Краснознаменного Балтийского флота
с 80-летием со дня создания

Рожденный в декабре 1930 года в Кронштадте, Театр Балтийского флота известен как славный первооткрыватель новых дорог в патриотическом искусстве. Восьмидесятилетняя история театра флота - словно уникальная захватывающая повесть. Её вдохновенно писали замечательные талантливые люди: писатель Вс. Вишневский, народный артист РСФСР, режиссер театра А. В. Пергамент, народные артисты РСФСР Л. И. Макарова, В. И. Чесноков, заслуженные деятели искусств В. Д. Бутурлин, А. И. Лакшин, А. П. Струнин,
А. А. Свистунов, В. П. Купецкий, В. М. Каплин и многие другие. На её страницах - карты многочисленных гастрольных маршрутов, удивительные художественные открытия, яркие постановки, творческие искания и победы.
Для театра 80 лет - небольшой срок, но вполне достаточный для формирования его индивидуально-неповторимого творческого лица. Заложены определенные традиции, имеется своя история, неразрывно связанная с героической историей Балтийского флота. Театр выпустил более 400 спектаклей, принял в своих стенах свыше 7 миллионов зрителей. Коллектив театра с честью продолжает нести традиции старших поколений, духовно обогащает и формирует культуру военного человека.
Дух товарищества, ответственное отношение к профессиональным обязанностям отличает этот коллектив, который с 1998 года возглавили начальник театра капитан 2 ранга Шупик Петр Михайлович и главный режиссер заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Николаев Юрий Константинович. Поздравляю Ваш дружный коллектив с юбилеем! Счастья, удачи, творческих успехов!

Привалов В. Е.,
ВРИО Командира Ленинградской военно-морской базы,
капитан 1 ранга


Матросский клуб. Мельпомена здесь живет на третьем этаже

Актеры о своем режиссере:

- Работать с Юрием Константиновичем Николаевым - счастье: сложно, но очень интересно. Он большой мастер. У него огромный опыт. Молодые режиссеры нынче думают только о себе: как бы мне поярче проявиться, как бы взорвать мозги зрителей, сделать так, чтобы меня все узнали и запомнили?! Юрий Константинович работает на актера. Он, конечно, суров со своими «детьми». Но, благодаря ему, нас знают не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а самые серьезные спектакли театра: «Синяя-синяя речка» и «Все мои сыновья» - стоят на одном уровне с постановками больших питерских театров, театров с историей, с народными артистами...


Царь Салтан с Царицей -
Федор Копосов и Ольга Бережная

Играем сказку

Особую любовь к кронштадтскому театру испытывают родители... и, конечно, дети, для которых красочные сказки ТБФ являются часто едиственно возможной встречей с театральным искусством. Театр сотрудничает с детскими садами и школами, показывает спектакли в гостях и приглашает юную публику в себе на третий этаж. По-летнему яркий и теплый спектакль «Жили-были две лисички» подойдет даже для самых маленьких. Пушкинская «Сказка о царе Салтане» подарит встречу с уже знакомыми героями. «Аленький цветочек» своими сценическими превращениями, таинствеными огоньками и танцами бабы-яги заинтригует ученика младших классов. Ну а совсем новый спектакль «Все мыши любят сыр» понравится не только мальчикам и девочкам, но и их родителям. Ведь только взрослые по-настоящему оценят хитроумные находки художника и режиссера...
На новогодних каникулах театр неизменно радует малышей сказкой «Морозко», которая на этот раз будет сыграна 2 января 2011 года.

Пришла в ТБФ в 17 лет

Когда Галина Ткач пришла в труппу, она была совсем девочкой.
- Шел 1993 год. Театр только переехал в Кронштадт. Играли в Морском соборе. Ужас: в зале ничего не слышно, зато все слышно в гримерках, страшно неудобно. Слава Богу, сейчас у нас маленький и уютный зал - даже если в нем 10 человек зрителей. Здесь мы у себя дома, а в соборе мы были в гостях.
Сегодня она - одна из ведущих актрис театра. Особенно дорогие ей роли: Маша в «Записных книжках Тригорина» и баба-яга из «Аленького цветочка». В новой постановке Галина Ткач играет главную роль, хотя главных ролей в спектакле «Женщины без границ» нет, есть роль главной возлюбленной - она и досталась этой статной брюнетке с удивительным изгибом бровей.

Алексей Милков из породы светлых актеров

Как и большинство его героев, он открыт, искренен и добросердечен. Ему чужд образ коварных и жестоких мерзавцев. Взрослый репертуар использует молодого актера в ролях героя-любовника. Однако, это скорее герой-неудачник, брошенный или отвергнутый возлюбленный: морячок Валя из комедии «За что ты меня не любишь?», Он из первой части спектакля «Прелести измены», Константин Треплев в спектакле «Записные книжки Тригорина». Но у нового героя Милкова в спектакле «Женщины без границ» счастливая любовная история.
- В эту роль я сразу влюбился. Здесь можно показать разные грани, ведь Саша со всеми своими женщинами разный. Конечно, он - хвастун и обманщик, но очень хочет, чтобы его любили.
В программках ТБФ написано, что Милков выступает еще в роли помощника режиссера. Но о том, чтобы самостоятельно ставить спектакли Алексей пока не мечтает. А о чем мечтает?
- Играть больше и чаще. Ведь актеру всегда нужен тренинг, чтобы повышать свой собственный профессиональный уровень, да и спектакль при этом становится лучше. Хотелось бы побольше творческих встреч и выездов на гастроли. А еще у меня не случилось встречи с кино. Об этом мечтаю!

«У этого театра есть все возможности и в будущем одерживать творческие победы, все шире и полнее удовлетворять запросы своего зрителя. Для этого ему нужно еще более усилить свое творческое вооружение, энергичнее бороться за современный репертуар, укреплять свои режиссерские кадры».
Из поздравительной статьи «К 20-летию со дня основания», журнал «Театр» № 1 за 1951 год

Наталья Ермолаева: «Чувствую себя клоуном»

Петербурженка, окончившая Академию театрального искусства, она не пошла ни в какой питерский театр, два года занималась телевизионными проектами, съемками, озвучанием, дубляжом, записью аудиокниг. А в 2007 году стала играть в Кронштадте, в маленьком полупровинциальном театре - Театр Балтийского флота стал ее первым театром:
- Я считаю, что работать можно везде. А некоторые мои однокурсники думают, что только в БДТ. И сидят, ждут ролей годами, теряя квалификацию, спиваются… В театре много грызни. «Клубок целующихся змей» - это про актеров. Но у нас не так, наоборот, все помогут-подскажут. И время свободное есть, чтобы заняться чем-нибудь параллельно работе. Чтобы душа не костенела.
Первая главная роль Натальи - Нина Заречная в спектакле «Записные книжки Тригорина». Появление в театре пьесы Тенесси Уильямса, молодая актриса считает правильным шагом к хорошему репертуару.
- Кого и в каком репертуаре хотела бы ты еще сыграть?
- Какую-нибудь Дорину из «Тартюфа». Субретку-служанку. Понимаете, я чувствую себя клоуном, но не всегда могу это показать…
А пока Наталью можно встретить в комедии Б. Вахтина «За что ты меня не любишь?», в драме того же автора «Мы все и Надежда», в детских спектаклях «Аленький цветочек», «Все мыши любят сыр».

Идея в подарок

Есть в репертуаре театра один серьезный пробел. За последнее время Театр Балтийского флота не показал ни одного спектакля о флоте и море.
Сегодня не пишут на заказ пьесы о российских моряках. И не по заказу тоже не пишут. Грустная действительность Российского ВМФ пока не вдохновляет драматургов. Да и направление театра несколько сменилось: на спектакли чаще приходят люди далеко не военные, приводят своих детей. Однако имя театра и его история обязывают о море не забывать.
А почему бы не поставить на этих подмостках сценическую версию произведений Александра Грина или не создать удивительно музыкальный спектакль по мотивам фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия»? Труппа нашего театра вполне готова к большой лирической сказке, на которую можно будет и школьников привести, и возлюбленную пригласить, и семейной паре придти отдохнуть. Здесь и море, и яркая любовная линия, и милая сердцу атмосфера прибрежного городка. Сколько здесь вариантов для постановки! Сколько театральных чудес можно придумать скромному реквизиторскому цеху нашего бедного театра! И выиграть за счет пластичности молодых актеров, за счет неумирающей истории о наивном романтике Ихтиандре, таинственном морском дьяволе и босоногой девчонке Гуттиэре. Режиссер Юрий Николаев будет иметь возможность вдоволь насытить ткань спектакля танцевальными паузами, а художник Валерий Полуновский соберет завалявшиеся у кронштадтских рыбаков сети… В главных ролях я уже вижу Алексея Милкова (Ихтиандр), Наталью Ермолаеву (Гуттиэре), Владимира Филиппова (Дон Педро), Федора Копосова (отец Гуттиэре), Александра Козлова (профессор Сальватор), Николая Иштаева (журналист)... В эпизодах - множество морских животных и веселые уличные сценки, так чтобы каждому досталось по несколько образов...

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива автора и театра

С юбилеем, дорогие друзья! Редакция «КВ» поздравляет ваш творческий коллектив творчески - рассказом о вас на страницах городской газеты. Будем и дальше дружить. И так же подробно освещать все ваше освещенное театральными софитами творчество, разыгрываемое на Малой, а может быть, и на Большой сцене!

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru