Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 11 от 25 марта 2011 года

Вернуться к главному  
 

Все меняется

Сказала как отрезала

Петровский док остался без портовых кранов

Нижние ходовые части еще стоят, подъемные стрелы срезаны у всех трех. Один из главных кронштадтских видов изменился до неузнаваемости: стена дока, а дальше - дальше пустота.

Дальше пустота

Напомним, судьбу кранов решил приезд в Кронштадт губернатора Санкт-Петербурга. Увидев краны, Валентина Ивановна сказала, что они «громоздкие, портят вид и стоят, как памятник социализму». Руководство Морского завода там же на месте пообещало губернатору пустить краны на металлолом.
В январе, когда первый из кранов дока уже был металлоломом и пилили второй, «Кронштадтский Вестник» вышел с публикацией «Корабли не придут». Городская газета выразила мнение кронштадтцев, которые хотели быть услышаными - Смольным, районной властью, руководством Морского завода: «Никоим образом ни при каких обстоятельствах портовые краны не могут испортить вид на док, потому что док - это погрузочно-разгрузочные работы, а краны - рабочие руки дока. Его натруженные рабочие руки».
«Портовые краны, в каком бы состоянии они ни были, всё на своем месте и нисколько не умаляют достоинств Петровского дока, а только лишь служат наглядным свидетельством того, что дело Петра продолжено, что есть преемственность в отечественном кораблестроении и судоремонтном деле. Один взгляд на краны внушает и поддерживают веру в то, что у России, у Кронштадта есть не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Портовые краны Петровского дока делают этот док живым».
«Спилите подъемные стрелы кранов. Спилите в Петровском доке всё, что можно спилить - что от него останется? От Петровского дока останется яма».

Не способные принять удар

«Краны Петровского дока - это вертикально стоящее ржавое железо. Они не представляют никакой производственной, а тем более культурно-исторической ценности», - сообщил свое мнение представитель Морского завода, главный инженер Василий Николаевич Кусков.
У ржавого железа, которое пилили в январе, по следам приезда губернатора, было имя. Его звали «Кировец». Кран «Кировец» собран на заводе имени Кирова в Ленинграде. Его сосед, пущенный под резак последним, звучно звался «Ансальдо», он сошел с конвейера заводов знаменитой итальянской фирмы «Ансальдо», в Советский Союз попал после войны по репарации, вместе с немецкими «Абусом» и «Брейхертом». Специалисты фирмы «Ансальдо» построили флагман Балтийского флота крейсер «Киров»: в 41-м году этот крейсер, приняв на борт большую часть правительства Эстонии, а также ее золотой запас, совершил свой знаменитый переход из Таллина в Кронштадт. До Кронштадта крейсер, кстати, дошел лишь потому, что эсминец сопровождения принял на себя удар немецкой торпеды.

Железная неправота

Так печально, в группе сопровождения по Кронштадту Валентины Ивановны Матвиенко не нашлось мужчины, способного принять на себя удар - заступиться за краны Петровского дока. Такого мужчины, который сказал бы - в стилистике моно-спектаклей Гришковца - «Знаете, а я не согласен!». Очень все это печально. Губернатор Санкт-Петербурга красивая женщина, а красивые женщины ведь не обязаны разбираться в портовом железе. Те, кто рядом, могли бы ей сказать: «Вы, Валентина Ивановна, извините, не совсем здесь правы». Губернатор Санкт-Петербурга, женщина не только красивая, но еще и умная, и возможно их бы послушала. Не жизнью рисковали - всего лишь карьерой. Петр Первый, который этот док построил, рассуждал так: «Я знаю, что подвержен погрешностям и ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки».
Если среди сопровождавших Валентину Ивановну Матвиенко не нашлось человека, способного постоять за краны Петровского дока, то такие зато нашлись среди других кронштадтцев. Очень было бы странно, если бы не нашлись. Не такой он, Кронштадт, не в его это традициях. Члены общественных организаций «Кронштадтское морское собрание» и «Кронштадтский яхт-клуб» направили письмо районным властям.
«К вам обращаются жители Кронштадта, которых беспокоит судьба уникального гидротехнического сооружения мирового значения... Зачем было резать, пускать на металлолом краны, ведь они не только важнейший элемент технологической инфраструктуры докового хозяйства, но также и своеобразные исторические объекты. Сохранили же кран 19-го века возле Итальянского пруда. Так почему бы не сохранить хотя бы один (и последний) кран из оставшихся в Петровском доке, как памятник технической культуры 20 века. За рубежом существует опыт использования подобных объектов (например, портовый комплекс в Хельсинки)...»
Письмо было получено районной администрацией 3 марта. 18 марта последний оставшийся в Петровском доке кран был допилен и стал уже не вертикально стоящим, а валяющимся на земле старым железом.
Вот фамилии тех, кому, во всяком случае, не стыдно. Они защищали Кронштадт - как могли. Еськов А. И., Еськов В. И., Кошелев В. Н., Летецкий В. С., Кантор В. М. Виталий Николаевич Кошелев, бывший замначальника докового цеха Морского завода (докмейстер, сказали бы при Петре), кроме письма властям, обратился еще по телефону горячей линии, открытой Музеем истории Кронштадта (телефон: 435-08-73, цель нововведения - «сохранение памятников и памятных досок нашего города от вандалов»). Результат обращения был нулевым. Потому, может быть, что сохранять памятники предполагалось от вандалов. А ни одного вандала поблизости замечено вроде не было.
Александр Иванович Еськов, коренной кронштадтец, ветеран Морского завода, ВМФ, капитан 3 ранга в/о, член Кронштадтского Морского собрания, член Союза музейных работников Санкт-Петербурга и Виталий Николаевич Кошелев, коренной кронштадтец, ветеран Морского завода, глава Кронштадтского яхт-клуба предлагают ввести мораторий на любые работы в Петровском доке - пока не будет утвержден проект реконструкции этой территории.
Возвращаясь к вопросу о том, что еще можно спилить в Петровском доке, после чего тот окончательно превратится в яму. В Петровском доке можно спилить - брашпили, швартовые пушки, батопорты, ворота, доковую оснастку, кильблоки. Спилить всё начисто. Стать людьми, про которых царь Петр сказал: «Из потомков те заслуживают презрение мое, которых поведение не соответствует предкам их».

Екатерина МАРКИНА
Фото автора и Александра ЕСЬКОВА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru