Старый новый фильм
Почему картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита»
пролежала на полке 17 лет
Первая публикация романа «Мастер и Маргарита» увидела свет в далеком 1966 году, спустя более четверти века с момента смерти Михаила Булгакова. Маститые советские кинорежиссеры, включая, кстати, Эльдара Рязанова, долгое время жили надеждой создать собственную экранную версию мистического «закатного романа», однако вплоть до развала СССР это никому не удавалось. Наконец, в 1994 году был смонтирован и подготовлен к показу трехчасовой фильм, но участь его оказалась символической и весьма печальной - по воле судьбы он пролежал на полке долгие семнадцать лет. Так режиссер Юрий Кара стал автором официально несуществующего фильма «Мастер и Маргарита».
Сценарий был написан в последний год существования Союза, когда понятия «советское кино» уже не было, а новое «российское кино» лишь смутно вырисовывалось. В изменившихся условиях финансирования от государства ждать не приходилось, поэтому режиссер обратился за помощью к компании «ТАМП», президент которой Владимир Скорый выступил в качестве продюсера фильма. Съемки продолжались в течение 1992 года на территории России и Израиля: режиссер во всем стремился следовать букве романа.
Нужно ли говорить о том, что столь масштабный во всех отношениях фильм создавался в крайне неблагоприятное время - как для страны в целом, так и для кинематографа в частности? Руководство «ТАМП», выделив на «Мастера и Маргариту» несколько миллионов рублей и выйдя таким образом за рамки бюджета картины, осталось недовольно результатом, не найдя в готовом материале достаточной степени «художественности». Фильм отправили на «переделку», но Юрий Кара от любых переделок категорически отказался, потребовав полагавшуюся ему по договору авторскую копию фильма. Ссылаясь на то, что бюджет постановки значительно превышен, а также опасаясь тиражирования авторской копии, «ТАМП» отказала режиссеру, присвоив себе авторские права на готовый фильм. С этого момента и берет свое начало многолетняя судебная тяжба между Юрием Карой и Владимиром Скорым.
В 2002 году, когда страсти несколько поутихли, а режиссер и продюсер пришли к мировому соглашению, состоялось несколько закрытых показов. Вновь появилась информация о подготовке к премьере, но в деле возникли новые фигуранты - наследники Булгакова, заявившие об авторском праве на использование текста романа. Переговоры с наследниками затянулись. И лишь в 2011 году, после семнадцати лет ожидания, фильм «Мастер и Маргарита» Юрия Кары был представлен широкой зрительской аудитории, словно забытый привет из девяностых, как отголосок безвозвратно ушедшей эпохи.
Впрочем, в том, что выход картины состоялся намного позже запланированного срока - по сути, уже в другой стране - есть и положительный момент. Возможно, в середине суровых девяностых поэтическая фантасмагория Кары пришлась бы не ко двору - то было время, когда о смерти российского кинематографа в открытую говорили даже те, кто, казалось, мог бы что-то изменить.
Как ни странно, сегодня вернувшийся из небытия фильм «Мастер и Маргарита» воспринимается как прикосновение к забытой традиции, к вечно актуальной мудрой сказке. Это по-настоящему трогательно, по-хорошему наивно, по-доброму зловеще. Это завораживает.
К сожалению, прокатная версия фильма - продолжительностью около двух часов - весьма ущербна по сравнению с трехчасовой «режиссерской версией», которая через некоторое время будет выпущена на DVD. Именно она содержит ряд ключевых сцен и в полной мере передает атмосферу романа, какой почувствовал ее Юрий Кара.
В главных ролях заняты: Валентин Гафт (Воланд), Анастасия Вертинская (Маргарита), Виктор Раков (мастер), Александр Филиппенко (Коровьев), Владимир Стеклов (Азазелло), Виктор Павлов (кот Бегемот), Сергей Гармаш (Иван Бездомный), Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Николай Бурляев (Иешуа), Лев Дуров (Левий Матвей). Композитор картины - Альфред Шнитке.
Любопытно, что одиннадцать лет спустя Валентин Гафт и Александр Филиппенко вновь войдут в реку булгаковского романа - в печально известном сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» Филиппенко сыграет роль Азазелло, а персонажем Гафта станет демонический следователь НКВД, курировавший «дело Воланда». Разумеется, это не случайно.
Но здесь начинается совсем другая история...
Павел БЕЛЕВИЧ
Фото с сайта media.filmz.ru
|