|
Кронштадт. Страницы истории |
Очерки спортивной жизни. 1704-1917
Наш внештатный автор Борис БРИЛЬ продолжает серию рассказов о спорте в Кронштадте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всероссийского и даже мирового спорта. Мы попробуем напомнить нынешнему поколению о наших славных предках: трехкратном чемпионе Кронштадта (1857, 1858, 1860 годы) по стрельбе из винтовки, герое Севастопольской осады, подполковнике (в будущем полном генерале) морской артиллерии Ф. В. Пестиче; вице-командоре Петербургского речного яхт-клуба и «художнике шахмат» - лейтенанте 14 флотского экипажа И. С. Шумове; подпоручике крепостной артиллерии Г. Д. Мартосе, совершившем «оздоровительную» туристическую поездку на допотопном, даже для того времени (1890 год) велосипеде на сплошных шинах по маршруту Петербург-Варшава-Берлин-Париж-Лондон, «всего-то» на 8000 километров; о капитане крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряном призере по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских Играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему, сообщить их по телефону: 434-82-77.
|
|
Речной Яхт-Клуб
(Начало в №10)
Однако тяга к литературному творчеству перевесила любовь к морю, и, как только было получено разрешение на издательство в Кронштадте газеты, Николай Александрович с головой окунается в издательские хлопоты.
Он знал три иностранных языка (английский, французский, немецкий), обладал даром красивой, образной речи и даром убеждения, быстро сходился с людьми и завоевывал доверие лиц, необходимых для процветания «Кронштадтского Вестника». В числе его покровителей - Управляющий Морского министерства Н. К. Краббе, флигель-адъютант С. А. Грейг, князь М. П. Голицын. Среди корреспондентов - виднейшие деятели морского флота адмиралы Г. И. Бутаков, С. С. Лисовский, И. Ф. Лихачев, А. А. Попов, В. А. Стеценко, И. А. Шестаков и многие другие «высокостоящие во флоте лица».
И хотя начальство благоволит к Николаю Александровичу, находя его деятельность в качестве главного редактора «Кронштадтского Вестника» чрезвычайно полезной для флота, тем не менее, не освобождает его от служебных обязанностей. Так что продвигался он по служебной лестнице (адъютант штаба Главного командира Кронштадтского порта - 1865 год, старший адъютант при Кронштадтском Военном Губернаторе - 1867 год) до самой пенсии, на которую вышел в 1886-м году в чине контр-адмирала. Занятый с утра до вечера издательской деятельностью, Рыкачев, тем не менее, находит время для общественной работы, читает лекции в Морском Собрании для молодых офицеров, состоит членом-сотрудником в Санкт-Петербургском Речном Яхт-Клубе, секретарем Кронштадтского Окружного Правления Общества Спасания на водах, почетным членом Кронштадтского Благотворительного общества и членом Отдела Кронштадтского Красного Креста.
Считая даровой труд трудом ненадежным, Николай Александрович, однако, не имел недостатка в добровольных помощниках из-за чего, правда, однажды попал в щекотливое положение.
27 октября 1862 года из Кронштадта вышел в море в дальнее плавание клипер «Жемчуг» под командованием капитан-лейтенанта М. П. Шварца. В этот же день, в 11 часов 50 минут ночи, клипер сел на мель у острова Гогланд. Первое известие об этом в Кронштадт доставил «шхипер» коммерческого судна. Корреспонденция, тотчас была напечатана. И тут разразился скандал. Гнев начальства не имел границ.
- Как?! Мы узнаем о несчастье, с нашим военным судном из корреспонденции какой-то газетки. Это невозможно!!!
Главному командиру Кронштадта адмиралу Ф. М. Новосильцеву было написано что-то нелюбезное. С получением оного, послали за Н. А. Рыкачевым.
- Ну что любезнейший, дописались! Зачем каркали о «Жемчуге»? - сердился всегда благосклонный Федор Михайлович.
Николай Александрович ответил, что разрешение на печатание было дано лично им, что Федор Михайлович сам подписал корректорский лист.
- Черт знает ваш корректорский лист, принесли поздно, вечером. Николай Карлович рвет и мечет. Поезжайте в Петербург, явитесь к нему.
Вся Невская губа была покрыта льдом, пароходное сообщение только что прекратилось, но, тем не менее, на другой день, на спасательной лодке Н. А. Рыкачева перевезли в Ораниенбаум и через три часа доставили к знакомой квартире.
Опять раскрылась дверь, опять раздалось обычное - «пожалуйте», и перед ним все в том же синем шелковом халате но с холодными глазами сидел управляющий Морским министерством Николай Карлович Краббе:
«- Вы зачем и как приехали?
- По льду, Ваше превосходительство...
- Да на кой черт! Мне Вас вовсе не нужно.
- Меня прислал главный командир по поводу известия о «Жемчуге».
- А, так вот что!
Сердце мое замерло, мне показалось, что наступают последние минуты дорогого детища.
- Нет, милостивый государь, мне Вас не надо. У меня есть департаменты, у меня есть штаты, есть сотни писарей, десятки чиновников - и я не могу узнать вовремя! Откуда Вы узнали?
- С коммерческим судном получил письмо.
- Нет, Вы тут не причем, Вы делаете свое дело, - и, Николай Карлович махнул рукой, показывая, что аудиенция окончена».
Последняя парусная гонка 1863-го года с участием «посторонних любителей» для ботиков и яхточек не более 15 тонн вместительности на приз яхт-клуба - большой ящик с полным столовым и чайным сервизом - была назначена на 28 августа. На это состязание записалось шесть яхт-клубских судов: шхуна «Грилле», рул. г. Шауман; ботик «Константин» - рул. Шеньян; тендер «Гуляка» -
г. Маршалова; ботик «Наяда» - г. Нестерова; верейка «Моряна» - г. Прево; ботик «Друг» - Дребезгова и два любителя - тендер «Голубь», рул. г. Ротчев и баржа вице-адмирала
И. И. Фон-Шанца с рулевым капитан-лейтенантом П. Н. Назимовым. Местом состязания была назначена так называемая «Маркизова Лужа». Пространство гонки 16 ¼ мили (28 ½ версты) определяли два невских плавучих маяка и винтовая лодка «Панцырь», поставленная на траверзе Петергофа и Лисьего Носа.
В час дня, по первому сигнальному выстрелу яхточки стали сниматься с якорей и ставить паруса. Однако уже начавшаяся гонка вскоре была расстроена двумя налетевшими жестокими шквалами с градом, молнией и дождем, которые заставили верейку «Моряна» и ботик «Наяда» вернуться домой, на шхуне «Грилле» изорвало стаксель, с бота «Константин» свернуло стеньгу, а тендер «Гуляка» потерял люк.
Повторное состязание было назначено на 8 сентября. Программа оставалась прежней, но расстояние было уменшено. Маячное судно теперь было поставлено на траверзе Лисьего Носа со Стрельною, и все расстояние составило 13 ½ миль (24 версты). Судьею гонки был избран командор яхт-клуба В. Ю. Познанский.
После сигнального свистка с парохода «Аракс» в 11 часов суда снялись с якоря и вступили в состязание. Ботик «Наяда» и верейка «Моряна» на старт не явились, и к месту окончания гонки состязующиеся подошли в следующем порядке: «Баржа» - 1 час. 27 м., «Голубь» - 1 час. 38 ½ м., «Грилле» -1 час 42 м., «Гуляка» - 1 час. 47 м., «Константин» - 2 час. 6 ½ м, «Друг» - 2 час. 25 м.
Таким образом, «Баржа» почетного члена Речного яхт-клуба вице-адмирала И. И. Фон-Шанца, построенная по его чертежам и под управлением капитан-лейтенанта П. Н. Назимова, взяла первый приз, преодолев расстояние в 24 версты за 2 час. 24 ½ мин.
В отличие от Николая Александровича Рыкачева, тяготевшего к кабинетной работе, Назимов Павел Николаевич с морем не порвал, оставшись служить на фрегате «Александр Невский» в должности старшего офицера. Ему 34 года, и он уже имеет достаточный опыт морской службы. В 1852-1853 гг. на транспорте «Двина» перешел из Кронштадта в Петропавловск-на-Камчатке, побывав в Тасмании, Сиднее, Австралии, а в 1854-м году принял участие в боевых действиях на корвете «Лефорт», защищая Кронштадт от нападения англо-французского флота.
После победы в гонке, он как-то быстро становится своим человеком в яхт-клубе, стараясь посвятить ему каждую свободную минуту. Он дарит клубу довольно большую модель корабля «ВЫБОРГ», сделанную его покойным отцом вице-адмиралом Николай Николаевичем Назимовым, Д. Маршалову - настоящие китайские паруса с бамбуковым рангоутом, вывезенные им из кругосветного путешествия. Стараясь сблизить военных моряков с яхт-клубом, в 1866-м году организует визит кронштадтской эскадры в составе семи катеров под своим командованием в Яхт-клуб. И это все между основным делом.
Девятого сентября 1871-го года П. Н. Назимов, командуя десятипушечным корветом «Витязь», высаживает на Новую Гвинею ученого натуралиста Миклухо-Маклая. Затем, по просьбе французского адмирала, доставляет почту на остров Ратум, где ему «представился случай» примирить враждовавших католиков и протестантов. За это П. Н. Назимов получил благодарность от самого президента Французской республики Тьера.
Находясь в заграничных плаваниях, старается высоко держать флаг русского парусного и гребного спорта. Из рапорта командира корвета «Витязь» (журнал Яхта, № 1, 1874 г.) капитана 1 ранга П. Н. Назимова:
«Гонки здешнего маленького Яхт-Клуба (Changhai Powing Clab) проходили на речке, вроде нашей Ждановки или Таракановки, судейский и зрительские павильоны связаны из старых бамбуковых палочек и покрыты драными рогожками. На устроенной шанхайским яхт-клубом гонке участвовали в первый день военные вельботы и гички с «Витязя», американского корвета «Jrokaus» и английского корвета «Fhetis». Французы в гонке не участвовали. Оба вельбота с «Витязя» взяли призы - первый и второй, третьего приза не было.
На второй день участвовали в гонке военные катера с тех же судов. Приз был один, и получил его спасательный катер с «Витязя», вторым пришел 16-весельный катер того же «Витязя». Здесь принято правило поднимать на мачте флаг нации или дома, которому принадлежит выигравшая шлюпка. Из Шанхая мы идем в Гонконг, где надеюсь застать гонку парусных судов, она там разнообразнее…»
В 1883 году П. Н. Назимова производят в контр-адмиралы, он начальник Гидрографического управления. Его авторитет среди членов яхт-клуба настолько высок, что его вначале избирают почетным членом, а в 1896-м году уже командором Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба. Он много способствует его популярности и процветанию, выхлопотав ежегодное ассигнование в размере двухсот рублей на призы от имени Государя Наследника. Он также договорился о возможности использовать выделяемые Морским Министерством 1500 рублей не только на строительство парусных судов, но и другие нужды яхт-клуба. По его ходатайству Государь Император принимает звание Почетного члена яхт-клуба, при его же содействии принял звание Почетного члена Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович.
Борис БРИЛЬ
(Продолжение следует)
|