За святыню - единогласно
30 мая на заседании Общественного совета Кронштадта обсуждался всего один вопрос - о возможности перенесения останков матери святого праведного Иоанна Кронштадтского в возрождаемый ныне Сурский женский монастырь на ее родине в селе Сура Архангельской области. Дело в том, что 19 мая сего года к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Ивановне Матвиенко обратился епископ Архангельский и Холмогорский Даниил с просьбой о содействии в вопросе перезахоронения. В ходе заседания Общественного совета района, на котором присутствовали руководители всех общественных организаций, представители Музея истории Кронштадта, а также прихода Кронштадтского Владимирского собора, было высказано единогласное мнение: останки матери Праведника оставить в покое. В кронштадтской земле. Председатель Общественного совета Надежда Федоровна Шелгунова, подводя итог недолгому, но очень эмоциональному обсуждению, сказала, что в данном случае перенесение останков, совершенно не оправдано - это было бы «не по-человечески и не по-Божески».
Мать святого праведного Иоанна Кронштадтского - Феодора Власьевна Сергиева, урожденная Порохина, родилась 3 февраля (по ст. ст.) 1808 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В 1828 году Феодора Власьевна была выдана замуж за причетника Сурской церкви Илью Михайловича Сергиева. В этом браке родилось шестеро детей - четыре мальчика и две девочки. Первенцем был мальчик Ваня - будущий святой. Двое детей умерли в младенчестве. Еще один сын умер в отрочестве. В живых в семье Сергиевых осталось трое детей: Иван и две его сестры - Анна и Дарья. После ранней кончины Ильи Михайловича на плечи Феодоры Власьевны легло все домашнее хозяйство и воспитание детей. Мать Ивана Сергиева была глубоко верующей женщиной и детей воспитывала в такой же глубокой вере и верности Церкви. Она сыграла большую роль в духовном возрастании сына, была ему не просто доброй любящей матерью, но и духовной наставницей - Старицей. Даже будучи всенародно известным пастырем, он постоянно обращался к ней за духовными советами и благословением. В своих дневниках отец Иоанн называет мать нежно и благоговейно: «Маминька, святыня моя».
В 1871 году Феодора Власьевна приехала в гости к своему сыну в Кронштадт и неожиданно тяжело заболела холерой. Отец Иоанн молился о своей матери, усердно ухаживал за нею вплоть до последнего дня, отдавая сыновний долг. В день смерти матери он сделал в своем дневнике следующую запись: «6-го июля. В 7-м часу утра скончалась от холеры родительница моя Феодора Власьевна, на 63-м году от роду. Упокой, Господи, душу возлюбленной матери моей, рабы Твоей Феодоры, в селениях праведных. Где я встречу после матери такую нежную любовь, такую простоту, бережность, светлость, нелицемерность, такое смирение искреннее? Слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, - останутся у меня навсегда в памяти сердечной, все ея услуги безотговорочные, скорые. Видно, так Господу угодно было, чтобы я походил за ней во время смертельной болезни и похоронил ее, помолившись о упокоении души ее».
Он лично соборовал умиравшую мать. Сам совершил весь чин погребения, сам отпел ее, вложив в гроб спекшиеся кусочки ладана и угли, пузырек от соборного елея. В дневнике его - полные печали строки: «Маминька! Святыня моя! Как остро я ощущаю свое сиротство... Никто более не помолится обо мне так. Никто не скажет: «Дитятко, благослови».
Мать Иоанна Кронштадтского была похоронена сыном на городском кладбище Кронштадта. В 1898 году над ее могилой благодарный сын воздвиг часовню в честь Казанской иконы Божией Матери. Склеп часовни очень вместителен - видимо, думая о неизбежном уходе в мир иной, отец Иоанн видел место своего вечного упокоения рядом с матерью на Кронштадтском погосте.
В годы богоборчества часовня представляла собой плачевное зрелище - без креста и кровли, без окон и дверей, обшарпанная, со склепом, превращенным в склад кладбищенского мусора. В августе 1998 года были проведены наружные ремонтные работы по восстановлению исторического облика часовни. В июне 1999 года - в год 170-летия со дня рождения батюшки Иоанна - начались внутренние работы. Но прежде необходимо было привести в порядок склеп, чем и занялись прихожане Владимирского собора вместе с настоятелем протоиереем Святославом Мельником. В ходе работ выяснилось, что под многослойным кладбищенским мусором сохранилась крышка гроба с крестом, а под ней - покоятся почти полностью сохранившиеся останки. 11 июня - День обретения останков старицы Феодоры - стал с тех пор в приходе Владимирского собора памятной датой. 15 августа 1999 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было совершено торжественное перезахоронение останков.
Настоятель Владимирского собора протоиерей Святослав Мельник сказал тогда своим прихожанам слова, которые сейчас, спустя почти 12 лет, полностью сбылись, а именно: «Пусть перезахоронение останков матери святого праведного Иоанна Кронштадтского станет символом очищения, духовного возрождения всего Кронштадта. Мы очистили от грязи и мусора маленькую часовенку и обнаружили останки матери великого святого. В нашей жизни - особенно в духовной жизни - не бывает ничего случайного, будем верить, что событие это промыслительно и будем надеяться, что с этой маленькой часовенки на городском кладбище начнется очищение от грязи наших душ, возрождение нашего Храма и всего нашего города...»
Анна МАКАРОВА
|