О доковых кранах, пушках, медведе и равнодушии
В № 11 «Кронштадтского вестника» от 25 марта 2011 года была опубликована статья Екатерины Маркиной «Сказала, как отрезала» о действительно больном для многих горожан вопросе, касающемся доковых кранов. Во-первых, хочется уточнить некоторые исторические детали, касающиеся самих кранов. Если уж автор заводит речь об их происхождении, то хорошо было бы не путать читателя. Специалисты фирмы «Ансальдо», которые якобы бы построили крейсер «Киров», наверное, очень удивились бы, этому газетному факту, так как советскому правительству был продан пакет документации и разработок, а сам крейсер строился ленинградскими инженерами и рабочими.
Наконец, пора прекратить тиражировать «красивую» легенду о том, как эсминец «Яков Свердлов» перехватил на себя вражескую торпеду и спас тем самым крейсер «Киров» во время Таллинского перехода.
Во-вторых, даже те, кто далёк от техники и судоремонтных технологий, без труда догадаются, что может произойти с металлическими механизмами, которые на несколько лет остались под открытым небом без должной консервации. Почему же люди, в том числе «докмейстер» В. И. Кошелев, не начали бить тревогу раньше, когда можно было требовать консервации кранов? Почему же люди, имевшие непосредственное отношение к доковым работам молчали раньше? Не подозревали, что механизмы могут разрушаться под воздействием атмосферных явлений? Не знали, что простаивающая техника нуждается в консервации? Или им просто было не до этого?
Большое спасибо, что Екатерина Маркина вспомнила про горячую линию музея, посвящённую памятникам и памятным доскам, жаль, что не нашла времени набрать семизначный номер 435-08-73 и упрекнула в «нулевом результате» с чужих слов. Впрочем, видимо время поджимало, эмоции перехлёстывали через край, а может быть, просто было лень проверить информацию. Но если бы корреспондентка всё же дошла до телефона, то узнала бы достаточно много нового для себя.
Ещё 18 февраля 2011 года Музей истории Кронштадта направил письмо в районную администрацию с просьбой остановить работы по демонтажу кранов Петровского дока. Ведь в случае музеефикации этого уникального гидротехнического сооружения они не только смогли бы создавать антураж промышленной зоны, но и реально работать на восстановлении конструкций самого дока. В. И. Кошелев звонил в музей 1 марта по вопросу, связанному с кранами, и ему было сказано, что музейщики не меньше обеспокоены судьбой кранов, и ждут официального ответа от дирекции завода. 2 марта был получен официальный ответ от временно исполняющего обязанности директора КМОЛЗ А. В. Белоева. Ниже приводится дословный текст.
«Кронштадтский Морской завод не может принять положительного решения по сохранности грузового портального крана Петровского дока. Грузоподъёмные краны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ отнесены к опасным производственным объектам. Грузовые краны Петровского дока в
связи с выработавшими нормативный срок службы были подвергнуты экспертному совету специализированной организацией. По заключению экспертизы грузовые портальные краны в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах к эксплуатации не допущены, признаны опасными объектами, представляющими угрозу нанесения ущерба третьим лицам».
Проще говоря, если бы доковые краны работали, и их механизмы поддерживались в необходимом состоянии, или если бы они были должным образом законсервированы… Но история не знает сослагательного наклонения. Названы имена героев, «не побоявшихся вступиться за сохранение кранов», жаль только, что самосознание у них проснулось поздно.
Удивительно, но мы начинаем ценить только то, что теряем. Ни для кого не секрет, что 23 февраля несколько досок Аллеи Славы на Якорной площади были залиты чернилами. Пусть и не сразу, но мастерам удалось найти способ очистить их, так что скоро аллея будет восстановлена. Сейчас доски после реставрации уже вернулись на прежние места. Эти испорченные доски - акт явного вандализма, но как же часто мы сталкиваемся со скрытым вандализмом и проходим мимо. Как верно заметила Екатерина Маркина в статье «ни одного вандала поблизости от доковых кранов замечено не было». Но давайте поговорим начистоту. Отдаём ли мы себе отчёт в том, что такое вандализм? Пускай каждый попробует честно ответить самому себе на вопросы.
Видел ли он, обращает ли внимание на детей и взрослых, которые бегают или возлежат на камнях у Вечного огня на Якорной площади?
Видел ли он отполированный туристами нос медведя на памятнике адмиралу С. О. Макарову и детей, использующих этот памятник как спортивный турник для лазания?
Видел ли он подростков, забирающихся в гнездо на Дереве желаний за мелкими монетками?
Видел ли пушки на стенке пруда, густо облепленные восседающими на них как туристами, так и местными жителями?
А если видел, то как реагировал? Просто проходил мимо, делая вид, что его это не касается?
К сожалению, мало кто задумывается, что Вечный огонь - большая братская могила, что лазание по памятникам опасно не только монументам, но и самим «горе-альпинистам», что пушки рано или поздно не выдержат и разрушатся, что у медведя скоро на носу появится протёртая дыра. А вот когда это наконец-то произойдёт, то тогда снова можно будет пробудить общественность и искать виноватых, писать гневные статьи. Может быть, пока ещё не поздно, пока наши памятники не постигла участь доковых кранов, нам стоит самим относиться к ним бережно, чтобы сохранить для потомков?
Если у вас, уважаемые читатели, есть конкретные предложения о том, как это лучше сделать и чем можете помочь именно вы, то звоните по телефону горячей линии: 435-08-73.
Директор Музея истории Кронштадта
Е. Г. Гришко,
председатель Кронштадтского клуба краеведов,
научный сотрудник музея
В. Ф. Ключников,
заместитель по научной работе
Е. А. Казакова
|